14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канатная дорога в горах как называется

Подъемник в горах: описание, принцип работы, фото и отзывы

Чтобы иметь возможность кататься на лыжах по склону, лыжники и сноубордисты должны сначала попасть на его вершину. Помогают им специальные подъемники в горах, благодаря которым они могут быстро и легко добраться наверх. Какие типы этих приспособлений есть и чем они отличаются?

Оборудование на курортах

Вопросом о том, как называется подъемник в горах, задаются многие из тех, кто собирается покататься на лыжах. А называют его фуникулером. Все горнолыжные курорты сообщают на своих сайтах, с какими типами подъемников можно у них встретиться. Это так важно, поскольку они отличаются принципами работы и способами использования. Поэтому перед первой своей поездкой на лыжах обязательно нужно ознакомиться со спецификой конкретных курортов.

Благодаря этому можно будет без особых проблем использовать приспособление, повысить безопасность катающихся на склоне. Необходимо иметь в виду, что не стоит использовать подъемники в горах под названием фуникулер, не ознакомившись с инструкциями. Это может привести даже к травмам.

Канатная дорога

Все подъемники работают благодаря использованию канатной дороги. Канатная дорога – это подвесная конструкция, которая движется вверх. В Москве есть подобные подъемники на Воробьевых горах.

Гондольный

Ассоциируется прежде всего с альпийскими горнолыжными курортами. В России ее можно встретить только на ограниченном числе курортов. Это установка, состоящая из нескольких небольших подвесных вагонеток, каждая из которых может вместить несколько человек.

Бугельный

Этот подъемник на гору для лыжников обладает отдельной конструкцией. Как правило, их проводят вдоль склона, а для того чтобы использовать их, не нужно снимать лыжи и снова надевать перед съездом. Эти приспособления предназначаются для перевозки только одного человека, хотя порой встречаются подобные, но рассчитанные на нескольких человек сразу.

Ленточный

Это самый простой в использовании тип подъемника в горах, встречается практически только на склонах для обучения катанию на лыжах. В данном случае лыжник становится на специальный выступ, который под относительно небольшим углом поднимает его вверх.

Кресельный

Кресельным подъемником в горах, в отличие от предыдущих вариаций, могут использоваться не только лыжниками и сноубордистами, но и обычными туристами, желающими полюбоваться на красоты. Механизм в данном случае состоит из расположенных через каждые несколько метров одного – или нескольких сидений, находящихся в постоянном движении. Они могут замедляться на остановках, что позволяет безопасно покинуть сидения, либо двигаться с постоянной, несколько пониженной, скорости.

Не забывайте при подобных вылазках, что это лыжи – из более опасных зимних видов спорта. Кроме соответствующего оборудования и одежды, необходимо позаботиться и об ознакомлении с инструкциями к подъемникам в горах.

История

Бугельный подъемник был патентом швейцарско-немецкого инженера, изобретенном в 1934 году в Лейпциге. Первая в своем роде подобная конструкция была запущена в ноябре 1934 года в Швейцарии. Очень похожа на него в своем функционировании канатная дорога.

Застряли. Что делать?

С тех пор историй, в которых люди застряли на подъемнике в горах, появлялось очень много. С этим связывается страх перед фуникулерами у лыжников. Как правило, боятся их лишь поначалу. В то же время сбоев в работе конструкций каждый год происходит немало. Их все еще продолжают совершенствовать производители.

Отзывы

Церматт – это, по отзывам многих горнолыжных туристов, лучшее место с самой красивой панорамой во всей Швейцарии и в мире. Над этим самым знаменитым и самым южным швейцарским центром горнолыжного курорта величественно возвышается характерный силуэт горы Маттерхорн (4478 м). Это высоко расположенный горнолыжный курорт в Альпах – кататься на лыжах здесь можно и летом.

Зимой лыжники и сноубордисты имеют в своем распоряжении 360 километров прекрасно подготовленных трасс. Верхушки и предгорье соединены подъемниками высокого качества. По отзывам туристов, здесь встречаются тренирующиеся национальные команды по ряду видов спорта со всей Европы. Верхняя станция канатной дороги на Малый Маттерхорн является самым высоким объектом этого рода в Европе.

Согласно отзывам, трассы курорта очень разнообразны, однако, чтобы в полной мере оценить их разнообразие, нужно обладать достаточно хорошими навыками горнолыжного спортсмена. Самая длинная трасса (с горы Маттерхорн в Церматте) насчитывает до 25 км в длину.

На курорте Церматт, как отмечают посетители, есть трассы, которые подходят для семей. Для детей особенно хороши отдельные части курорта. Они предназначаются для обучения начинающих. Для малышей здесь предусмотрены специальные горки.

Немало пользователей интернета оставляют отзывов и о курорте Лаакс. Швейцарский горнолыжный курорт, в состав которого входят курорты Флимс, Лаакс и Фалера, является идеальным местом зимнего отдыха для любителей катания на лыжах. Причем важно отметить, что кататься на лыжах посетители могут как на идеально подготовленных склонах, так и за их пределами.

В Европе есть только несколько мест, которые предлагают гостям такие же услуги, так в отзывах отмечают туристы. Этот регион, расположенный в кантоне Граубюнден, ориентирован на посещение всей семьей. В Лааксе почти 30% маршрутов имеет синий цвет, а 19% обозначены зеленым цветом. Поэтому, планируя отдых в этом месте, туристы не беспокоятся о том, где будут кататься дети.

Также опытные лыжники найдут здесь для себя достаточно сложные маршруты. Общая протяженность подготовленных горнолыжных трасс в регионе составляет 235 километров. Самая длинная из них насчитывает около 11.

Все маршруты на данном курорте соединены между собой системой подъемников, среди которых, безусловно, самым известным и самым популярным является современный, с 6-местными кабинками, изготовленными в сотрудничестве с Porsche.

Кооперации с концерном автомобильного производства система подъемников обязана, между прочим, своим футуристическим дизайном. Система подъемников представляет собой уникальное сочетание безопасности, комфорта и ультрасовременных технологий. На задних сторонах спинок сидений устанавливаются устройства для подогрева сидений.

У подъемников есть еще одна характерная особенность – после выхода со станции диван автоматически поворачивается на 45 градусов, благодаря чему пассажиры могут любоваться горными пейзажами вместо того, чтобы смотреть в спину лыжников, сидящих перед ними. Отзывы увлекающихся горнолыжным туризмом свидетельствуют о том, что это превосходные подъемники, одни из лучших в мире. Курорт в том числе поэтому и привлекает каждый год огромное количество туристов.

Канатные дороги горнолыжных курортов Сочи

Сочи — уникальное место. Хребет Аибга и Черное море создают условия и для пляжного, и для горнолыжного отдыха. Местная карта канатных дорог охватывает поселки Эсто-Садок и Красная Поляна, куда и устремляются туристы со всей России. Расскажем, какая канатная дорога лучше, работают ли подъемники летом, есть ли льготы и какие достопримечательности Красной Поляны стоит обязательно увидеть.

Красная Поляна: канатная дорога

Популярные российские горнолыжные курорты — это Красная Поляна и все, что входит в состав поселка.

Как добраться:

1. На машине по трассе «Адлер — Красная Поляна». От центра Сочи поселок отделяет всего 64 км — доехать на машине получится за какие-нибудь 30-40 минут.

2. На автобусе или электричке. Горнолыжный курорт связан с аэропортом и железнодорожным вокзалом специальными рейсами. Вам нужны автобусы №105, 135, 105Э и 135Э.

График работы дороги — круглогодичный. Горнолыжный сезон стартует в конце ноября – начале декабря и длится до марта. Билеты на канатную дорогу продаются и летом, когда открыты прогулочные эко-маршруты. В начале ноября на канатках и трассах обычно профилактика — уточняйте расписание перед поездкой. Техническое обслуживание длится не более месяца.

Как устроена канатная дорога на Красной Поляне? Со стороны она больше напоминает паутину с несколькими главными точками: «Роза Хутор», «Красная Поляна» и «Газпром» («Альпика» и «Лаура»). Максимальная высота — гора Каменный Столб (2509 м над уровнем моря).

Канатная дорога в Красной Поляне начинается от курорта «Роза Хутор». Точнее, удобнее всего приехать на автобусе, электричке или машине в «Розу Хутор» — и уже потом перемещаться между разными горнолыжными центрами. Всего в Красной Поляне более 10 канатных дорог. Их общая пропускная способность — 2500 человек в час.

Немного фактов:

1. Первая открытая канатная дорога появилась в поселке задолго до Олимпиады-2014.

2. Красная Поляна — подъемники, фуникулер и все остальное — начала развиваться как курорт еще в 1990-е годы.

3. Самая высокая канатная дорога на Красной Поляне — это подъемник «Розы Хутор», пик Каменный Столб. Подъем займет 30–40 минут.

4. Самая длинная канатная дорога Красной Поляны — канатка 3S протяженностью 5500 м с перепадом высот 1100 м. Она соединяет курорты «Лаура» и «Альпика».

5. Самая старая канатная дорога находится на курорте «Альпика». Канатку открыли еще в 90-е годы, она поднимала туристов на хребет Аибга. Сегодня все дороги полностью обновлены.

Сколько стоит посетить Красную Поляну: цены и скидки

Есть два основных повода, которые приводят в Красную Поляну туристов. Это экскурсии, летние или зимние, и собственно желание покататься на лыжах. В первом случае нужно покупать экскурсионный (обзорный) билет. Он подразумевает подъем на гору без снаряжения. Во втором — туристу нужен спортивный билет (он же ски-пасс), в который включен провоз снаряжения. В высокий сезон (конец декабря – начало января, конец февраля – начало марта) ски-пасс стоит дороже. Дешевле всего кататься в начале весны и до конца апреля.

Читать еще:  Приэльбрусье где это

В среднем экскурсионный билет стоит от 450 до 1500 рублей. Чем больше станций захватывает подъем и чем выше идет канатка, тем дороже стоит поездка. Например, в сезоне 2019-2020 действует билет «День в горах» на курорте «Красная Поляна» за 1590 рублей. Он включает один подъем по всем канаткам и пару пеших маршрутов в веревочном парке. Рекомендуем покупать билеты онлайн, особенно в высокий сезон, чтобы уменьшить шансы застрять в пробке на кассе. Если вы едете в горы в составе группы, не переживайте за очереди. Все турагенты имеют прямые договоренности с администрациями горнолыжных комплексов — группы проходят без очередей.

Есть ли скидки? Самый простой способ сэкономить на ски-пассе — забронировать посещение как можно раньше. Тогда легко купить дневной билет на курорты Красной Поляны со скидкой от 10%. Уже с сентября на официальных сайтах есть информация о стоимости нового зимнего сезона, там же можно бронировать ски-пассы со скидками.

Скидки на обзорные экскурсии можно найти у турагентов, которые предлагают посмотреть Сочи и горнолыжный кластер за один день. Клиентов такие компании вербуют в электричках и у железнодорожного вокзала Сочи. Свои скидки предлагают и многочисленные отели и гостиницы курорта — например, сеть «Олимпия». Здесь в стоимость номера входит одно занятие с инструктором. Что касается льгот, они положены инвалидам, многодетным семьям и ветеранам.

Читайте также:

Канатные дороги Красной Поляны: какую выбрать

Отзывы не позволяют точно сказать, где находится самая главная канатная дорога Красной Поляны. У каждого курорта свои достоинства и свои преданные поклонники. «Роза Хутор» — это общий внушительный километраж трасс, но не самые низкие цены на разовые подъемы. Единый ски-пасс обойдется в высокий сезон примерно в 3300 рублей для взрослого и 1700 рублей для ребенка. «Лаура» — это пологие, не слишком крутые трассы. Они идеально подходят для новичков. «Альпика» приводит в восторг профи: трассы достаточно сложные, идеальны для оттачивания мастерства.

Если нужна лучшая канатная дорога в плане живописных видов, обратите внимание на «Розу Хутор» с ее высокими пиками или «Красную Поляну», зону второго цирка. Там же, в «Красной Поляне», есть отличные маршруты по великолепным альпийским лугам, а из «Розы Хутор», например, можно добраться по дороге «Эдельвейс» до парка водопадов «Менделиха». С очень красивым местом связано множество легенд и преданий. Попасть сюда можно только с паспортом гражданина РФ — это пограничная зона особой ответственности. На заметку: существуют и другие места, где кататься на горных лыжах можно без каких-либо сложностей.

Что касается развлечений для всей семьи, каждый курорт предлагает одинаково высокий уровень сервиса. После покатушек можно снимать усталость в сауне или хамаме с массажем, пить глинтвейн в ресторанах с отличным видом или услаждать слух живой музыкой в клубах. На каждом курорте есть детская горнолыжная школа и детский клуб с анимацией, где можно оставить чадо на пару часов.

Вид сверху. Самые крутые канатные дороги Европы

Если Европа не будоражит, как прежде, предлагаем посмотреть на нее с нового угла обозрения – а именно: с высоты канатной дороги. Cable car или ropeway, «гондола» или воздушный трамвайчик, телеферик или привычная «канатка» – как аттракцион ни назови, суть не меняется. Такой вид передвижения имеет минимум два преимущества для путешественников. Во-первых, в кабине канатки можно передохнуть (иногда даже сидя). Во-вторых, с ее помощью ты сможешь «перелететь» туда, куда добраться пешком сложно или невозможно вовсе. О том, где искать захватывающие виды городов и умопомрачительные природные пейзажи, на которые можно взглянуть с высоты канатной дороги, – в нашей подборке.

Смотреть города

Téléphérique Grenoble-Bastille

Где? Гренобль, Франция
Стоимость поездки в обе стороны: € 8,50

Французский Гренобль притаился у подножья сразу трех альпийских горных систем. Туристический потенциал рельефа, о котором еще Стендаль писал: «Каждая улица в этом городе заканчивается горой», решено было освоить в начале ХХ века. В 1934 году в Гренобле открыли первую в Европе городскую канатную дорогу. Идея оказалась прибыльной – аттракцион и по сей день украшает открытки в качестве основного символа города.

Пусть возраст канатки не смущает тебя. В середине 70-х ее угловаты серые кабины заменили на 6-местные футуристичные шарики. Местные ласково называют их «пузырьками». Канатная дорога соединяет центр города с Бастилией и открывает самые сочные виды на юго-восток Франции.

Gaia Cable Car

Где? Порту, Португалия
Стоимость поездки в обе стороны: € 9

Помнишь крайне популярные фотокарточки из города Порту, где один ряд цветных зданий подпирает другой, а через реку переброшен изящный и очень высокий арочный мост? Так вот, они сделаны с противоположного берега реки Дору, а точнее из городка под названием Вила-Нова-ди-Гая. Сегодня он практически слился с Порту, который исторически занимает правый берег реки. По иронии судьбы, именно в Гая (а не в Порту) настаивают те самые сто разновидностей портвейна, который так всемирно знаменит.

Гая и Порту соединяет на только мост, но и – с 2011 года – панорамная канатная дорога. Из кабинки увидишь сверху все то, на что туристы приезжают посмотреть в Порту: мосты, набережную, сады Морро, соборы и нескончаемые домики с черепичными крышами, зизгагоподобные лестницы и вывески винных погребов. Длительность поездки – всего 5 минут, расстояние – 600 метров. В кабинке помещается 6 путешественников.

The Emirates Air Line (Thames cable car)

Где? Лондон, Великобритания
Стоимость поездки в одну сторону: € 5,2

Эту канатную дорогу строили к летним Олимпиаде в Лондоне в 2012 году, а после окончания игр ее интегрировали в систему общественного транспорта. Но, кажется, Thames cable car – это скорее памятник празднику спорта, чем транспорт, отвечающий потребностям горожан. Никуда по сути не ведущая, канатка служит непопсовой заменой London Eye с его очередями и неоправданной дороговизной. Протяженность поездки по времени – 10 минут, часть которых проходит в полете над Темзой. Если в кармане завалялись билеты на концерт на Олимпийской арене O2 Arena – тебе повезло, ведь кабина приземлится как раз неподалеку.

Канатная дорога соединяет полуостров Гринвич и Королевские доки и позволяет насладиться видом восточного Лондона.

Dubrovnik Cable Car

Где? Дубровник, Хорватия
Стоимость поездки в обе стороны: € 20

В начале XX века на горе Срдж у Дубровника построили оборонительный форт. С его стен в хорошую погоду врага можно было заметить за 60 километров! В 1969 году, чтобы место с хорошим видом не простаивало, здесь открыли канатную дорогу. После реконструкции (канатка пострадала от военных действий, как и большая часть города) Dubrovnik Cable Car вновь открыли. С тех пор он успел прокатить несколько миллионов туристов.

Канатная дорога стартует на Далматинском побережье, проходит над старым городом с оранжевыми черепичными крышами, горным серпантином и лесом, а затем завершает маршрут на 400-метровой вершине с хорошей инфраструктурой. Билет лучше брать только вверх, так как обратный спуск с горы занимает всего 30 минут и тоже захватывает дух.

С вершины горы сможешь полюбоваться Адриатикой с чашечкой кофе в руке, рассмотреть скалистые острова, напоминающие клыки, а еще (если совсем соскучишься) заглянуть в музей и несколько магазинов. Зимой канатная дорога не работает.

Любоваться природой

СabriO

Где? Штанс, Швейцария
Стоимость поездки в обе стороны: € 65

Чтобы воспарить к облакам в единственной европейской кабине-кабриолете, тебе придется сперва преодолеть испытание попроще. Первая станция канатного подъемника находится на высоте 700 метров над уровнем моря, поэтому к ней тебя доставит более привычный фуникулер 1893 года сборки. Сам СabriO представляет собой канатную дорогу с 60-местными двухэтажными кабинами. В солнечную погоду можно ездить сверху и в прямом смысле с ветерком, в холодную, ветреную и дождливую – снизу. Перемещаться между палубами с 360-градусным обзором во время поездки тоже не запрещено.

Общая протяженность пути – 2300 метров, но наслаждаться видами долго не получится. Это современная дорога с быстрым мотором, поэтому станции разделяют всего шесть с половиной минут поездки. Финальная точка – вершина Штансхорн, ее высота – 1900 метров.

Cableway Stresa Mottarone

Где? Стрезе, Италия
Стоимость поездки в обе стороны: € 17

Эта итальянская канатная дорога состоит из двух независимых частей. А значит ракурсов живописных местных деревень и зеркальных горных озер на твоих фотографиях будет много. Сначала идет остановка Альпино. Здесь заканчивается путь первого подъемника и начинается огромный Альпийский ботанический сад с обзорными площадками. Площадки развернуты в сторону трех Борромеевских островов на озера Маджоре.

После знакомства с субальпийской растительностью восхождение можно продолжить до пика Моттароне. С него, после еще одного путешествия на кресельном подъемнике, открывается уже полноценный, 360-градусный вид на семь альпийских озер, леса, долину По и другие горные вершины.

Общая протяженность пути – около 1500 метров, кабинки преодолевают расстояние за 20 минут. Спуститься вниз можешь по бобслей-трассе!

Tromsø Cable Car (Fjellheisen)

Где? Тромсё, Норвегия
Стоимость поездки в обе стороны: € 22

Норвегия прекрасна с любого ракурса. Но, согласись, если смотреть сверху, красот можно увидеть в несколько раз больше. Для таких целей в полярном Тромсё, городе, куда с мая по июль ездят за «полуночным солнцем», а с сентября по апрель – за полярным сиянием, в 1960-х построили подъемник Fjellheisen. Норвежский воздушный трамвайчик поднимет тебя на высоту 420 метров над уровнем моря, прямехонько на гору Сторштайнен, за 4 минуты. С горы, название которой в переводе означает «большая скала», открывается крутой вид на фьорды и окрестные скалистые острова, городок Тромсё, а также пик Тромсдальстинден высотой 1238 метров.

Читать еще:  Детские горные лыжи

В летние месяцы советуем покупать билет заранее, так как канатная дорога – обязательный пункт посещения для организованных групп, прибывающих в порт на борту нордических круизных лайнеров.

Teleférico Benalmádena

Где? Бенальмадена, Испания
Стоимость поездки в обе стороны: € 15

Воздушный трамвайчик в Андалусии – один из самых молодых и технологичных в Европе. Его запустили в 2003 году. Канатная дорога ведет к пику Каламорро, верхняя станция которого находится на высоте 800 метров. Отсюда ты можешь продолжить открывать для себя юг Испании пешком по одному из хайкинговых маршрутов, а также пересесть на велосипед или ослика. Еще одно развлечение – наблюдение за гордыми хищными птицами, которые гнездятся на пике.

Прогулка в капсуле канатной дороги в одну сторону длится 15 минут, из панорамных кабин рассмотришь в деталях побережье Коста-дель-Соль, изумрудную долину Валье-дель-Гуадалорсе, горный хребет Сьерра-Невада, а в хорошую погоду даже Гибралтар и северное побережье Африки! Билеты со скидками и ваучерами на обед на высоте лучше покупать на сайте канатной дороги . Аттракцион открыт с марта по декабрь, но иногда его запускают и не в туристический сезон.

Dursey Island Cable Car

Где? остров Дурси, Ирландия
Стоимость поездки: € 10

Остров Дурси – это одно из тех мест, где можно застать последний европейский закат. За островом, расположенным на западе Корка, уже вовсю бушует Атлантический океан. Скалы здесь обрывисты и опасны, штормы случаются регулярно, но сам остров на удивление зеленый, живописный и спокойный.

Канатная дорога – единственный способ добраться на остров Дурси, а еще – единственный способ покататься на воздушном трамвае в Ирландии. Поездка занимает 10 минут, и если тебе кажется, что ревущим океаном под ногами экстрим ограничивается, ты ошибаешься. Канатка была построена в 1969 году и с тех пор почти не менялась. Крупные закрытые кабинки с узенькими окнами-щелями, деревянные двери на защелке, а также пол, сквозь который видно воду – все это крайне колоритно и немного страшно. Кстати, еще недавно кабины переправляли между островами не только людей, но и, например, овец.

Обязательно перекинься парой слов с управляющими канатки. Механизм на протяжении многих лет обслуживает одна и та же семья. Она же – владеет аутентичными домиками для ночлега. Основное развлечение на острове – наблюдение за китами и прогулки по развалинам сигнальных башен с 200-летней историей. Огни на таких строениях зажигали в случае нападения. С другой стороны сигнальная цепочка заканчивается Дублином.

Norsjö aerial tramway

Где? Нуршё, Швеция
Стоимость проезда: в данный момент регулярно не обслуживается, аренда кабинки на весь день стоит € 95

Надеемся, время этой канатной дороги еще настанет! С 2018 года аттракцион выставлен на продажу в связи с необходимостью проведения реконструкцию, к которой старые владельцы не готовы. Но это не повод не рассказать тебе о ней.

Шведская канатная дорога некогда была самой длинной в мире. Ее протяженность составляла почти сто километров. А все потому, что в 40-х шведы посчитали: в военные годы переправлять руду, серебро и золото дешевле не по дороге, а над ней. Содержать канатную дорогу в то время было дешевле, так как бензина для нее не требовалось. После 30-летнего забвения (с 1980-х автоперевозки вновь стали рентабельными) владельцы восстановили самый живописный 13-километровый участок канатки и переоборудовали его в туристический аттракцион.

Путешествие между городами Эртряск и Менстреск в 4-местной кабине Norsjö aerial tramway теперь занимает час и 45 минут. Более трех километров пути – это полет над озерами и реками, остальная часть – леса и долины южной Лапландии, по которым разгуливают лоси и северные олени.

Фото: Lonely Planet, otipass.net, Travel & Leisure, oddviser.com, cnn.com, thousandwonders.net

*Если понравилась статья, ставь лайк и подписывайся на наш профиль. Каждую неделю мы публикуем только проверенные лайфхаки для путешественников и море другой полезной инфы.

Вертикальный транспорт на рельефе

Наконец-то потеплело. В Москве лето, а значит, нужно отдыхать! Предлагаю отдохнуть от бесконечных диспутов по поводу транспортной и строительной политики Москвы и немного почитать про специальный городской транспорт – канатные дороги и лифты общего пользования. Разберем их на примере Южного берега Крыма.

Для начала – немного теории. Канатные дороги принадлежат к специальным видам транспорта. Их главное преимущество – возможность эксплуатации на таких уклонах, которые трамваям, автобусам и даже троллейбусам и не снились. Благодаря своим весьма экзотическим характеристикам, они используются в основном как ведомственный или туристический транспорт – настоящую канатную дорогу общего пользования вы встретите крайне редко – в Ялте такой можно назвать разве что знаменитую ППКД “Мисхор – Ай-Петри”, зимой являющуюся единственным транспортом на вершину горы.

Научная классификация канатных дорог весьма отличается от обывательской: во-первых, в понятие “канатной дороги” входят и буксировочные горные подъемники, и даже фуникулеры. Последние называются “НКД” (наземная канатная дорога), так как имеют опорные и направляющие элементы на земле (преимущественно в виде рельс). Объединяет их всех одно – это вид тяги – один или несколько тросов, за которые цепляется вагончик.

Гораздо сильнее специалисты различают способ устройства канатной тяги. Она различается по количеству тросов и по схеме движения кабинок. Одноканатная канатная дорога (извините за тавтологию), как можно догадаться, имеет один канат, который служит и для подвешивания вагончиков, и для их перемещения. Сложнее устройство двухканатной дороги: там опорный и приводной тросы разные. Чаще всего (а по советским нормативам – всегда) “двухканатная” дорога на самом деле имеет три каната, т.к. тяговые канаты дублируются во избежание обрыва.

По способу передвижения различают кольцевую и маятниковую дороги. Кольцевая, иногда ошибочно называемая “фуникулером” – это всем известные кабинки, которые ездят по сильно вытянутому овалу, разворачиваясь на конечных станциях. Чаще всего такая дорога выполняется одноканатной, со множеством кабинок весьма небольшой вместимости. В Ялте типичным примером одноканатной кольцевой дороги является дорога “Ялта – Горка”, одна из двух канаток общего пользования (т.е., не ведомственная). А вам скорее всего, более знакома дорога “Нижний Новгород – Бор” через Волгу. Одноканатные дороги из-за ограничения несущей способности каната не могут иметь большую провозную способность: максимальную вместимость кабинки запрещено делать свыше 12 человек. Скорости их также невысоки: не более 4 м/сек.

На маятниковой дороге есть всего две кабинки. Они нигде не разворачиваются, а ездят в челночном режиме туда-сюда: когда одна кабинка едет вниз, другая едет вверх, а потом они меняются ролями. Вместимость этих кабинок, соответственно, побольше: например, в канатной дороге санатория “Донбасс” – 40 человек: и это не предел – есть канатные дороги, в вагоны которых помещается больше сотни людей, а грузопассажирская дорога может перевозить и аватомобили! Скорости их уже достигают 12 м/секунду. Маятниковые канатные дороги на ЮБК исключительно двухканатные.

Инфраструктура на канатках нехитрая: это конечные станции и “пути”-канаты между ними. Почти всегда есть промежуточные опоры, а в исключительных случаях имеются и целые промежуточные станции (на ЮБК нет ни одной. Станция “Сосоновый Бор” – не промежуточная, а пересадочная между двумя самостоятельными по факту канатками, работающими в одной системе). У фуникулеров добавляются еще и рельсы.

Самый главный гемморой транспортных инженеров при проектировании канаток – это расчет траектории движения. Тросы, в отличие от наземных рельсов, висят. Они гибкие, т.е., их раскачивает ветром, а от температуры они изменяют свою длину, порой довольно сильно. Но и это не все! На разной высоте существуют разные климатические условия, и если канатка достаточно большая, то их нужно учитывать – представьте, как это трудно! Меня лично только от одной мысли лень берет.

И не одного меня: при строительстве канатной дороги “Мисхор – Ай-петри” первые канаты были расчитаны неверно, и при повеске просто легли на скалы. Пришлось перевешивать – а с километровыми канатами высоко в горах это трудно. На этой же дороге существует такой интересный нюанс: на второй части дороги вагончик, приезжая на конечную станцию, первоначально встает “мимо кассы”. Это не ошибка оператора, а следствие разницы температур внизу и наверху, из-за чего тяговые тросы растягиваются неравномерно. После такой “черновой” остановки каждый вагончик (и верхний, и нижний) дотягивается до своей платформы отдельно.

Оборудование конечных станций заслуживает отдельного рассказа. То, что я сейчас расскажу, относится преимущественно к маятниковым двухканатным ППКД, но оборудование одноканатных КД можно легко домыслить =). На нижней конечной станции обычно нет ничего особенно интересного – а вот на верхней стоит заглянуть за то место, где останавливается вагончик КД. Чтобы трос всегда оставался в натянутом состоянии, предусмотрена хитрая система блоков с противовесами.

Читать еще:  Горнолыжка в грузии

Так как канатная дорога – это предприятие повышенной опасности, то на ней предусмотрено великое множество систем, не нужных в повседневной эксплуатации, но полезных, если что-то пойдет не так. Питание канатной дороги должно осуществляться от двух независимых источников – совсем как в метро. Чаще всего это электрические вводы (и, соответственно, электромотор), но бывают и дизельные, и гибридные канатки (как. например, все та же Мисхор-Ай-Петри, имеющая свою собственную резервную электростанцию).

На нижней станции стоит резервный привод, от которого к вагончику тянутся свои, независимые тросы, позволяющие отбуксировать его на станцию даже в случае одновременного обрыва основных тросов (что очень маловероятно). К слову, традиционная боязнь того, что вагончик упадет на землю, имеет мало оснований: тросы, особенно опорный, очень надежные: ежедневно их состояние осматривается визуально, а раз в полгода проверяется специальным дефектоскопом. Особые требования и к размещению каната: радиус закругления должен превышать радиус самого каната в 80 раз, а прочность каната принимается за 3,3 от расчетной нагрузки (у одноканатных дорог – 5,5 кратный запас прочности). Для канатных дорог применяются исключительно цельные куски тросов, поэтому их длина не может превышать 2-3 километра. Если нужно сделать дорогу длиннее, то приходится устраивать пересадки: отличный пример – все та же дорога на Ай-Петри с пересадочной станцией “Сосновый Бор”.

Гораздо выше вероятность того, что вагончик внезапно остановится посередине дороги, повиснув на высоте. Для того, чтобы пассажиры смогли эвакуироваться из него, существует куча разных приспособлений. Во-первых, это уже упомянутый резервный привод на нижней станции (иногда бывает и на верхней). Во-вторых, если все плохо, существует целый особый аварийный вагончик. Обычно расположенный в закромах верхней станции, он оперативно монтируется на трос, подходит к терпящей бедствие кабинке и эвакуирует пассажиров в безопасное место. В кабинке под сидячими местами имеется лебедка с эвакуационными мешками и веревочные лестницы.

При обрыве тягового троса на уклоне кабинка не будет падать – на роликах имеется механизм блокировки, такой же надежный, как и у лифтов. Простейшее механическое устройство срабатывает при ослаблении натяжения тягового троса, обхватывая несущий. Единственная проблема состоит в том, что после его применения вагончик будет намертво заблокирован, и переместить его на станцию удастся только натянув трос заново.

В случае большой удачи, кабинка остановится прямо напротив опоры. Опоры на канатной дороге ушли далеко от просто мачты с креплениями. На них расположены эвакуационные выходы, направляющие конструкции (чтобы вагончик на ветру не врезался) и многое другое. Опоры нумеруются по порядку, начиная с самой ближней от побережья.

Классическая конфигурация канаток на ЮБК – две конечные станции и одна опора посередине. Исключение составляет дорога Мисхор-Ай-Петри, на нижнем участке которой две опоры, а на верхнем – ни одной, а также канатка санатория “Ясная Поляна”. На кольцевых дорогах опор обычно великое множество (таких на ЮБК четыре).

Вагоны маятниковых канатных дорог сопровождаются персоналом. Они контролируют количество человек в кабинке, открывают/закрывают двери, следят за порядком в вагоне во время следования. Но главная их задача – связь с диспетчером и помощь при эвакуации во время аварийных ситуаций. На каждой станции имеется диспетчерская, связанная телефоном со своим визави (и иногда с кабинкой). Они контролируют посадку/высадку и дают команду на отправление. Стандартно ведомственные канатные дороги отправляются по фактической наполняемости. Первая станция, у которой набралось достаточное количество человек, подает сигнал второй (без оповещения на платформе). После окончания посадки звучит один звонок – а готовность к отправлению обеих кабинок подтверждается тремя звонками.

Теперь о ППКД в Ялте. На территории Крыма расположено девять канатных дорог. Все они находятся в ареале Большой Ялты. Начнем с востока и посмотрим их все. Самая восточная дорога – это канатка санатория Донбасс. Маятникового типа, с двумя станциями и одной опорой посередине, она обслуживала отдыхающих санатория. При Украине также появилась возможность пользоваться ею и простым отдыхающим: за проезд взималось что-то около двух гривен (10 рублей), а у местных жителей был пропуск, выдаваемый за смешную цену. Вагончики – одни из самых вместительных на ЮБК – рассчитаны на 40 человек, и заполнялись отдыхающими в среднем, за 15-20 минут. Производство кабинок – Италия. Работала она с восьми до восьми с часовым перерывом на обед.

К сожалению, крайний износ ППКД привел ее к закрытию в 2014 году. Сейчас территорию санатория выкупил отель Ялта-Интурист, и там что-то делают. Не удивлюсь, если и канатку запустят.

Следующая по списку – это канатная дорога “Ялта-Горка”, первая канатка общего пользования в Ялте (1967 год). Это ППКД так называемого гондольного типа: кольцевая одноканатная с неотключаемыми вагонами вместимостью два человека (собственно, поэтому и гондольная). Длина линии – 600 метров, перепад высот составляет 120 метров. При Украине прокатиться на ней было довольно дешево, можно было купить билет в один конец. Сейчас же минимальный прайс – 400 рублей и только в обе стороны. Неудивительно, что большей частью дорога возит воздух.

В Ливадии расположена канатная дорога санатория Черноморье. (здесь и далее ссылки на сайты с фотками и подробностями, между прочим, не проходите мимо) Она не работает с 2015 года. Вместимость кабинки – визуально, до 20 человек. Иные подробности неизвестны, т.к. санаторий довольно закрытый. Совсем рядом с ней действует гондольная дорога, о которой вообще ничего не удалось выяснить, даже работает ли она (фото).

Следующая канатная дорога находится в санатории “Горный”. Одна из самых небольших дорог, классической для Ялты конфигурации: маятниковая двухканатная с одной опорой и двумя станциями. Обладает симпатичными вагончиками на 10-15 человек с забавными раздвижными дверями. Судя по отзывам, часто ломается, но я застал ее в рабочем состоянии.

Канатная дорога парк-отеля “Марат” опять гондольная. Ее параметры скромнее, чем у аналогичной по конструкции “Ялта-Горка”: длина 250 метров, а перепад высот всего 60. Пропускная способность – до 900 человек/час, что зависит от погодных условий (то есть от разрешенной скорости канатной дороги). Дорога была серьезно реконструирована в 2010 году. В 2014 году были дополнительно обновлены кабинки и несущий трос, так что остановка ей в ближайшем будущем, надеюсь, не угрожает.

Совсем рядом расположена канатка санатория “Ясная Поляна”. Конструктивно это почти полный близнец ППКД санатория “Донбасс”, но опор не одна, а целых три. До 2013-2015 года дорога перевозила не только отдыхающих санатория (к слову, доступного исключительно по ведомственным путевкам ФТС), в 2016 году вроде как доступ “чужакам” закрыли. Вместимость кабинок – 40 человек, длина – 770 метров, пропускная способность – 600 чел/час. Интересная особенность – то, что она имеет общую нижнюю станцию с канатной дорогой отеля “Марат”(картинка) и идет почти параллельно ей.

Канатная дорога отеля “Респект-холл” гондольного типа была построена уже в Украине. Поездка в одну сторону по дороге занимает порядка 12 минут – дольше, пожалуй, только на канатке Мисхор – Ай-Петри. Хотя расстояние несоизмеримо — проблема в низкой скорости гондольных канаток по сравнению с маятниковыми.

Про знаменитую канатную дорогу “Мисхор — Ай-Петри” даже и начинать рассказывать не буду, это тема для отдельного поста. В качестве бонуса лучше давайте посмотрим более традиционное для жителей урбанизированной равнины транспортное средство — горные лифты!

Лифты приносят на побережье Черного моря немного столичности. Проходя от жаркого пляжа по стрелке, мы вскоре можем увидеть вот такие ворота:

За ними скрывается длинный горизонтальный подземный коридор, весьма похожий на пересадку в метро. Внутри очень приятно после пляжного зноя — сыро и холодно. Тоннель вырублен горным методом и имеет прямоугольное сечение со слегка скругленной верхней частью — скальные породы позволяют.

Посередине есть небольшая камера, в которой установлены скамейки. Есть и “инвертированный” тип наземного лифта, где горизонтальный подход осуществляется сверху по длинному мосту, а лифт привозит на пляж. Подобный экземпляр был на пляже отеля “Ялта-интурист”, но сейчас его убрали. Ну и не надо — подземный лифт там тоже есть.

В конце длинного коридора ждет небольшая камера с круговым обходом вокруг нескольких лифтов, как на заглавном фото. Насколько я понимаю, конструкция лифта идентична домовым (или административным). По крайней мере, завод-изготовитель — родной, Карачаровский.

Сверху пользователя лифтом ждет кассир и вот такой вот симпатичный оголовок шахты:

Главная проблема лифтов — это их довольно ограниченный радиус действия. Строго вертикальная трассировка вынуждает значительно увеличивать объем горных работ с каждым метром удаления санатория от пляжа. Эта проблема, правда, частично решается запуском комплекса из нескольких лифтов, но это все равно хуже, чем одна канатка. Вот в Ливадии, например, верхний лифт сломался и уже сезон как не работает.

Вообще ездить на всем этом очень интересно и приятно. На такой позитивной ноте предлагаю закончить. Спасибо за внимание!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять