12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моторные катамараны

Моторные катамараны

Fountaine Pajot, безусловно, была первой верфью, которая устремила свой взгляд на строительство моторных катамаранов, понимая долгосрочную перспективу, и как они были правы — сегодня этот рынок процветает. Спрос растет, особенно среди владельцев «пожирателей» топлива, желающих сменить на более экономную яхту. В качестве альтернативы однокорпусным моторным лодкам, мощные катамараны гарантируют исключительную стабильность и снижение расхода топлива на 40%.

Fountaine Pajot всегда верили в моторные катамараны, поэтому они радикально пересмотрели свой модельный ряд, сохранив ключевые принципы: проектировать 100% моторные лодки с мощными двигателями, а не переделки из парусников. Парусные катамараны Fountaine Pajot сохранили свои красивые имена, но диапазон моторных катамаранов означает четкое сокращение от Motor Yacht.

Некоторые производители просто убирают парусное вооружение с уже существующего катамарана и изменяют линии корпусов, чтобы иметь возможность нести больше нагрузки, благодаря чуть более мощным двигателям, но Fountaine Pajot производит модели, которые спроектированы изначально как моторные лодки и только. Примечательно также, что эти катамараны выше и уже. Таким образом, в какой-то мере они ближе к традиционным моторным яхтам, с которыми они находятся в прямой конкуренции.

Что касается двигателей, MY 37 предлагает 2 x 150 л.с., либо 2 x 220 л.с., в сравнении с Lagoon 40 MY, мощность которого всего 2 x 75 л.с., Nautitech Power 40 с 2 x 40 л.с. или опциональным 2 x 55 л.с., и Bali 4.3 MY который достигает максимум 2 x 160 л.с. Это означает возможность поддерживать более высокую крейсерскую скорость. И не обязательно потреблять больше топлива с той же скоростью, вопреки многим ожиданиям: при скорости в 7 узлов каждый двигатель, большой или малый, использует около 5 литров топлива в час. Два двигателя мощностью 220 л.с. обеспечивают комфортную крейсерскую скорость до 15 узлов. А так же запас маневренности в марине.

Fountaine Pajot MY 37 выше над водой чем его конкуренты — средняя высота надводного борта 91 см, но что более важно, он более узкий — 5,10 метров, в отличие от Lagoon 40 MY — 6,79 метров. Корпуса более узкие на ватерлинии, и увеличиваются над ней, что дает больше пространства внутри. Несколько десятков сантиметров, которые могут уменьшить ваши расходы в марине и придают аккуратную эстетику, улучшены с помощью цветовой гаммы: белый для нижнего корпуса, бронза для верхней части корпусов, черным выделены люки, а затем еще один бронзовый слой на крыше рубки. Все это придает MY 37 элегантный и современный вид.

Команда дизайнеров под руководством Daniel Andrieu спроектировала тонкие носы, которые выходят вперед, над ватерлинией, чтобы стать порогом, который протягивается вокруг каждого корпуса. Это дает уменьшение увлажненной площади для уменьшения следа — и, следовательно, количества энергии, необходимой для движения, — но в равной степени эффективно отталкивает брызги.

MY 37 также оборудован короткими килями которые обеспечивают осадку всего 80 см, чтобы немного поддерживать контроль при медленном маневрировании в галфвинд. Это важно, потому что MY имеет довольно большое сопротивление, особенно с жесткой крышей.

Двигатели расположены не так далеко друг от друга, поэтому, возможно, вариант носового подруливающего устройства, спроектированный на верфи, не такая плохая идея в оживленных маринах. Рулевой, находясь на флайбридже, в целом наслаждается отличным видом.

Тест-драйв проходил в Поркероль во Франции, MY 37 встретил холодный мистраль 25-ти узлов и неспокойное море. У испытательной лодки были опциональные двигатели мощностью 220 л.с., в отличие от стандартных 150-х., а приводы вала соединены с четырехлопастными винтами. При полной дроссельной заслонке (4000 оборотов), 37-й в значительной степени достиг своей теоретической максимальной скорости 20 узлов. Лодка охотно перекачивалась по волнам, но оставалась под рулевым контролем, не смотря на сильную волну.

На спокойной воде, на подветренной стороне острова и на 3500 оборотах в минуту, 37-й медленно и удобно скользил на скорости 15-16 узлов. Цифры, которые были установлены под двигателем, были следующими: 3 узла при выключенном двигателе; 3,5 при 1000 об / мин; 5,7 при 1500; 7,5 при 2000; 8,8 — 2500; 11 на 3000; 15 — 3500; и 20 узлов при 4000 об / мин. А потребление топлива ограничивается 2 x 5 литрами!! в час при 7 узлах, давая диапазон 1000 нм, поднимаясь к 2 x 22 литрам в час на крейсерской скорости, и 2 x 40 литрам в час при максимальной скорости. Что очень мало в сравнении с моторными однокорпусными яхтами.

При постановке лодки на якорь, понадобилось всего лишь воспользоваться дистанционным управлением лебедки, чтобы опустить якорь и тридцатиметровую цепь.

Что касается внешних зон отдыха, то за крышей рубки, палуба протягивается практически до носовой части, а боковые палубы более узкие чем у парусных катамаранов, но все же очень удобные. Вторая зона отдыха – это традиционный кокпит со столом, который вмещает шесть гостей, и зона для сидения на корме. Доступ к флайбриджу осуществляется через довольно крутую лестницу, а наверху, помимо рулевого поста и двух сидений, есть стол, холодильник и обширная терраса.

Внутренняя планировка потрясающая и есть возможность выбрать версию с тремя или четырьмя каютами. Каюты очень просторные, с хорошим естественным освещением, панорамным видом и вентиляцией. Кормовые каюты для гостей шириной 1,60 метров особенно удобны, а высота всех кают — 1,91 метров. Дверной проем широкий, с запасом почти в два метра, создает удивительное впечатление объема. Полностью оборудованный камбуз, и обеденная зона находятся по правому борту, а впереди расположен внутренний рулевой пост. Пространство сопоставимо с моторной яхтой 50-футового размера. Повсюду продумано множество мест для хранения, включая три шкафчика под палубой которые открываются с помощью умной всасывающей подушки, даже сиденье рулевого поднимается, чтобы обеспечить еще больше места для хранения.

Fountaine Pajot — это верфь, которой хватило смелости спроектировать действительно правильный и качественный моторный катамаран, который уже получил признание и восторг от клиентов. Без сомнения, это лучшая оценка, которую может пожелать любая верфь!

Катамараны для рыбалки под мотор

Катамаран относится к довольно специфическим плавсредствам, состоящим из двух надувных баллонов, соединенных с помощью рамы. Конструкция рамы может быть любой, но если это рыболовный катамаран, то рама, как правило, надувная.

У подобной конструкции имеется ряд достоинств, к которым относится легкость и удобство в процессе транспортировки. Конструкция, при использовании легких материалов получается настолько легкой, что ее можно одному перенести на другое место. Если катамаран спустить, то все влезет в небольшой мешок, который не займет много места в багажнике автомобиля. Некоторые конструкции упаковываются в рюкзаки, что облегчает процесс транспортировки.

Что касается катамаранов под мотор, то они должны иметь весьма жесткую основу. Чтобы плавсредство не имело излишнего веса, в конструкции применяют только легкие материалы.

Насколько известно, надувные модели катамаранов по весу не превышают 20-ти кг. Несмотря на это, они обладают завидной грузоподъемностью, в пределах 300 кг.

Виды катамаранов для рыбалки под мотор

Катамараны с мотором характеризуются наличием комфорта и удобством в процессе путешествия по рекам, озерам, водохранилищам и другим водоемам. Такие плавсредства оборудованы монобаллонами.

Конструкция катамарана позволяет организовать своеобразную палубу определенной жесткости, которая может возвышаться над поверхностью воды. Это самый подходящий вариант для рыбалки, тем более, что на палубе может поместиться до 10-ти человек. Кроме этого, конструкция катамарана позволяет преодолевать большие расстояния. Что касается проблемы транспортировки, то и здесь ничего невозможного нет. Любой рыбак не против того, чтобы приобрести подобное плавсредство, или сделать его своими руками.

Модели с гибким рундуком

Это наиболее перспективные модели на сегодняшний день. Производятся они из ПВХ материалов и имеют гик средней толщины. Воздушный клапан плавсредства располагается в районе стрингера. Средняя плотность материала, из которого производятся надувные элементы, составляет 800 грамм/на метр квадратный. Подобные устройства имеют определенные достоинства, связанные с возможностью установки довольно крупных баллонов. Тип крепежного устройства – крестообразный. Приблизительная цена на подобные плавсредства составляет порядка 60 тыс. рублей.

Модели с жестким рундуком

Для рыбалки на небольших глубинах больше подойдут модели с жестким рундуком. Хотя на сегодняшний день известны некоторые конструкции, рассчитанные всего лишь на 2 пассажира. В конструкции предусмотрены две опоры, которые крепятся под подшивкой.

Аппарат так же производится из ПВХ материалов. Баллоны крепятся по обеим сторонам от стрингера. Существуют так же конструкции с баллерами, где баллоны располагаются выше поверхности гика. Здесь используются материалы несколько меньшей плотности – 700 г/метр квадратный. Здесь используются латки из резины.

Это удовольствие обойдется в 50 тыс. рублей.

Особенности моделей на два бимса

Подобные конструкции так же пользуются большим спросом, несмотря на то, что они рассчитаны на двух рыболовов. При этом, их грузоподъемность достигает 300 кг при длине в 3,5 метра.

Читать еще:  Двухместный катамаран

Практически у всех моделей толщина стрингеров не превышает 1,3 мм. Латки размещены только на поверхности баллонов. При выборе следует обратить особое внимание на защищенность носовой части. Крепеж всех элементов выполнен посредством крестовин. Если имеется 55 тыс. рублей, то можно отправляться в специализированный магазин.

Катамараны с тремя бимсами

Эти плавсредства могут взять на борт 4 человека, при грузоподъемности в 500 кг. Рундуки этих аппаратов не имеют большой жесткости, хотя встречаются конструкции, где предусмотрено 2 опоры. У этих плавсредств, в основном, размещено по два баллона. Ширина катамарана для рыбалки не превышает 1,3 метра. Воздушные клапаны располагаются в районе стрингеров. Заполнить баллоны воздухом можно в течение 10-ти минут. В этих конструкциях используются особо прочные материалы. Приобрести такой катамаран можно за 45 тыс. рублей.

Модели с низкими опорами

Такие модели не допускают установки мощных двигателей. Как правило, они оборудуются двумя или тремя баллонами. Кроме этого, некоторые модели оборудованы стрингерами, которые крепятся на поливинилхлоридных накладках. Рассчитаны они на грузоподъемность до 300 кг. При этом, применяются баллоны среднего диаметра.

Встречаются конструкции с баллерами и с резиновым гиком. Стоит такое плавсредство в пределах 55 тыс. рублей.

Модели с высокими опорами

Такие конструкции предназначены для установки моторов, повышенной мощности. Длина некоторых конструкций достигает 4-х метров. Как правило, в таких плавсредствах устанавливаются баллоны большего диаметра. Что касается рундуков, то они имеют среднюю степень жесткости. Выпускаются модели с двумя или тремя пассажирскими местами. Для крепления опор используются дополнительные растяжки. Толщина стрингеров не превышает 1,4 мм. Для изготовления баллонов используется ПВХ материал, с высокой плотностью (до 800 г/метр квадратный). Каркас изготовлен исключительно из дюраля. Стоит подобное плавсредство в пределах 60-ти тыс. рублей.

Модели катамаранов под мотор

В наше время можно встретить различные конструкции рыболовных катамаранов, выполненных из поливинилхлоридных материалов. Чтобы осуществить правильный выбор, придется изучить несколько конкретных моделей. При этом, не следует забывать, что катамаран можно сделать своими руками. Конструкции под мотор всегда имеют жесткую конструкцию, выполненную на основе материалов из алюминия. Применение легких материалов позволяет получить достаточно легкую конструкцию, весом не больше 20-ти кг. Несмотря на легкость, грузоподъемность подобных плавсредств не меньше 300 кг.

Катамараны «Таймир»

Длина катамарана составляет 3,5 метра, при грузоподъемности до 450 кг. Это достаточно востребованное плавсредство в наше время. В конструкции применены гики с накладками, а латки располагаются на поверхности баллонов. Растяжка установлена сбоку конструкции. Материал, из которого сделаны баллоны, характеризуется высокой плотностью, а работы отличаются высоким качеством. В комплект набора входят и весла, так что, в случае непредвиденных ситуаций, можно всегда вернуться на прежнее место. Крепеж всей конструкции выполнен исключительно на крестовинах. Плотность материала – 780 г/метр квадратный. Стоит подобная модель в пределах 55-ти тыс. рублей.

Катамараны «Ротан»

Модели типа «Ротан» следует отнести к профессиональным плавсредствам, так как обладают высокими характеристиками устойчивости и скорости передвижения. В процессе глиссирования поверхность дна катамарана не соприкасается с поверхностью воды, поскольку перемещение осуществляется исключительно на скегах. В результате площадь соприкосновения с водой ничтожно мала, поэтому катамаран без проблем разгоняется до значительной скорости.

Катамараны «Ротан» отличаются плавностью хода при наличии волнений, причем существенных. Высота бортов и наличие воздушной подушки между водой и днищем лодки способствует мягкости движения, определенному комфорту и безопасности при движении.

Характеристики катамаранов «Дельта 300»

Практически все модификации катамаранов «Дельта» мало чем отличаются друг от друга. Единственное достоинство этой конструкции – это большая грузоподъемность, порядка 500 кг, с возможностью разместить на палубе до 4-х человек. Защитными устройствами носовой части служат гики. Плотность материала, который использован при постройке составляет порядка 700 г/метр квадратный. Стоит он порядка 45 тыс. рублей, что не так уж и дорого для подобной конструкции.

Технические данные катамаранов «Дельта 350»

В конструкции использован многослойный армированный ПВХ материал, с плотностью до 850 г/метр квадратный. Кроме этого, материал имеет высокую эластичность. Плюс ко всему, этот материал весьма устойчив к агрессивным средам, УФ-излучению, солнечным лучам и другим негативным природным факторам.

Для большей безопасности, каждый баллон, разделен на 2 отсека, которые герметически разделены.

Катамараны «Дельта 380»

Если сравнить катамаран с обычной надувной лодкой, то последняя сильно уступает по устойчивости и непотопляемости. Это очень важно, когда рыбалка осуществляется в условиях волнений. Здесь катамаран не имеет себе равных. Даже при наличии больших волн катамаран способен развивать приличную скорость, передвигаясь устойчиво и плавно.

Помещается плавсредство в небольшой рюкзак. Такое удобство транспортировки позволяет без проблем перемещаться к месту рыбалки, даже если к нему добраться не так просто. Весит вся конструкция 19,4 кг, а стоит всего 40 тыс. рублей.

Модели «Бастер»

Это модели из поливинилхлоридных материалов, которые пользуются большой популярностью. Это связано с тем, что плавсредство располагает наличием 4-х пассажирских мест. Здесь использованы резиновые латки, но отсутствует гик. Растяжка располагается непосредственно на поверхности баллонов. Катамаран имеет длину в пределах 4,3 метра. Стрингеры имеют среднюю толщину. Для изготовления баллонов использован ПВХ материал, имеющий плотность порядка 700 г/метр квадратный. В конструкции предусмотрено два воздушных клапана. Стоит это удовольствие где-то 57 тыс. рублей.

Надувные катамараны под мотор для рыбалки

Надувные катамараны выпускаются, в основном, для туристических целей, хотя их реально можно использовать и для рыбалки. В большинстве конструкций предусмотрена натяжная палуба, но встречаются модели, где палубы нет вообще. Основным материалом изготовления является поливинилхлорид, как материал, отличающийся большой прочностью, надежностью и жесткостью. Этот материал служит для изготовления баллонов высокого давления, которые применяются на подобных плавсредствах. В связи с этим, конструкция получается достаточно прочной, но и легкой, что немаловажно. Это так же упрощает уход за катамараном, а также позволяет транспортировать его без особых проблем.

Кроме этого, катамаран довольно устойчиво ведет себя на воде, даже в условиях серьезных волнений. Поэтому, этому плавсредству не страшны никакие речные просторы. Что касается установки мотора, то он необходим в том случае, если планируются длинные походы с друзьями или в кругу семьи. Некоторые конструкции рассчитаны на перемещение до 10-ти человек.

Как построить катамаран с мотором своими руками?

Постройка катамарана – это сложно и трудоемко, хотя этот фактор никогда не останавливал настоящих рыболовов, которые предпочитают большинство рыболовных принадлежностей изготавливать своими руками.

На начальном этапе следует начертить эскиз будущего плавсредства, после чего, желательно поделать чертежи с указанием всех размеров. Приступают в первую очередь к изготовлению каркаса. Основным материалом служит дюралюминий, как самый легкий и прочный материал. Если каркас изготовлен, то следует переключиться на изготовление воздушных баллонов. Обычно их длина равняется 3,5-3,8 метра.

Материал для баллонов – это поливинилхлоридная ткань с достаточной плотностью. Чем плотность больше, тем надежнее окажется конструкция. За баллонами нужно предусмотреть наличие баллера, с обязательным использованием натяжек. В процессе изготовления не следует забывать установить клапан для надувания баллонов. Как правило, на каждом баллоне располагается по одному клапану. Под конец работы устанавливаются стрингеры, а также доски для сидения.

Катамаран. Виды и характеристики. Отличие от яхты и особенности

Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.

История создания

Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.

В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.

Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.

Читать еще:  Катамаран водный велосипед

Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.

Катамаран сегодня

Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.

Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.

Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
  • Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
  • Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
  • В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
  1. Моторные.
  2. Парусные.
  3. Сплавные.
Моторные катамараны

Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.

Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.

Основные характеристики моторных катамаранов:
  • Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
  • Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
  • Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
  • Грузоподъемность. Хорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
  • Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
  • Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
  • Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Парусные катамараны

Скорость движения такого судна развивается за счет паруса и может достигать 250 км/ч. Это делает его подходящим не только для прогулок, но и для спортивных состязаний. Он имеет такие конструктивные особенности, как:

  • Двойной руль для лучшей управляемости.
  • Сквозные латы по всей ширине грота для повышения жесткости судна.
  • Поворачивающаяся мачта для хорошего обтекания паруса воздухом.

Основные характеристики парусного катамарана таковы:
  • Стабильность. Конструкция судна устойчива и не дает крена во время движения, поэтому плавать на нем комфортно и безопасно: можно свободно передвигаться по палубе, не испытывая приступов морской болезни.
  • Хорошая навигация. Парусный катамаран той же длины, что и однокорпусное судно, движется быстрее на 25%. А при попутном ветре этот показатель достигает 75%.
  • Небольшая осадка корпуса, позволяющая передвигаться по мелководью и заходить в труднодоступные места.
  • Безопасность. Это одна из основных причин, делающих парусные катамараны настолько популярными. Устойчивость судна сводит к нулю риск перевернуться а нем даже при сильном волнении вод. Вдобавок он почти непотопляем, ему даже не требуется балласт. Известны случаи, когда парусные катамараны выдерживали даже 7-балльный шторм!
Сплавные катамараны

Пожалуй, самая известная разновидность, на которой хоть раз в жизни плавал каждый из нас. В движение это судно приводится человеком, а именно поворотами педалей, имеющихся на борту. Их часто используют для развлечения туристов на морских курортах, можно встретить их и у небольших водоемов, в местах скопления отдыхающих.

Сплавной катамаран представляет собой небольшое плавсредство из двух надувных баллонов, соединенных жестким каркасом из дюралюминия. Число возможных пассажиров на нем варьирует от двух до четырех, а иногда и до шести-восьми. Помимо пляжного отдыха спортивное судно используется для сплава по бурным рекам с большим числом порогов. Гребцы на нем размещаются на специальных сиденьях-пирамидках с двух сторон поровну, лицом вперед. Реже места для гребцов оборудованы в раме.

Интересные факты
  • Среди катамаранов встречаются и такие, которые предназначены для использования в военное время. Так, в составе Черноморского флота имеется ракетный катамаран на воздушной подушке. Его боевые характеристики настолько высоки, что ему просто нет равных, а скорость достигает 40 узлов даже при шторме в 5 баллов. За счет такой скорости судно не могут догнать ни торпеды, ни самонаводящиеся ракеты.
  • Катамарану присуще еще одно преимущество — подходить вплотную к берегу. Именно этим воспользовались испанцы, впервые нашедшие судну применение в сфере туризма, имевшее очень большое будущее. Там, на побережье Коста-Брава, на катамаранах совершались комфортные туристические прогулки между городками. Сегодня конструкции испанских туристических катамаранов еще более усовершенствовались: с ложкообразных носовых окончаний прямо на песок опускается трап, и пассажиры восходят на борт, не замочив ног. Такие судна называются тримаранами. У них широкая палуба и большая пассажировместимость. Подводные части каждого корпуса оборудованы иллюминаторами, позволяющие путешественникам наслаждаться панорамами не только побережья, но и морского дна.
  • Помимо привычных маленьких катамаранов есть и большие экземпляры. Так, между Анапой и Керчем курсирует двухпалубный пассажирский катамаран «Сочи-1», вмещающий 300 человек и оснащенный радио, кондиционером и, что самое приятное, — баром. Скорость, которую он может развить, достигает 63 км/ч.
  • Необычное судно было изобретено в Южной Корее. Кабина между корпусами полностью погружена в воду и имеет окна с трех ее сторон. Это дает возможность путешествовать под водой. А в целях безопасности пассажиров используется стекло толщиной 20 мм.

  • Переплюнули всех, пожалуй, экономные немцы, разработав катамаран на солнечных батареях. Он имеет 30 м в длину и 16 м в ширину, а на борту установлено 38 тыс. фотоэлектрических элементов, приводящих в движение 2 мотора. Даже в условиях повышенной облачности заряженного аккумулятора хватит на 3 дня движения судна.

Катамаран. Виды и характеристики. Отличие от яхты и особенности

Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.

История создания

Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.

В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.

Читать еще:  Баллоны для катамарана своими руками

Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.

Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.

Катамаран сегодня

Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.

Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.

Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
  • Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
  • Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
  • В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
  1. Моторные.
  2. Парусные.
  3. Сплавные.
Моторные катамараны

Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.

Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.

Основные характеристики моторных катамаранов:
  • Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
  • Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
  • Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
  • Грузоподъемность. Хорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
  • Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
  • Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
  • Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Парусные катамараны

Скорость движения такого судна развивается за счет паруса и может достигать 250 км/ч. Это делает его подходящим не только для прогулок, но и для спортивных состязаний. Он имеет такие конструктивные особенности, как:

  • Двойной руль для лучшей управляемости.
  • Сквозные латы по всей ширине грота для повышения жесткости судна.
  • Поворачивающаяся мачта для хорошего обтекания паруса воздухом.

Основные характеристики парусного катамарана таковы:
  • Стабильность. Конструкция судна устойчива и не дает крена во время движения, поэтому плавать на нем комфортно и безопасно: можно свободно передвигаться по палубе, не испытывая приступов морской болезни.
  • Хорошая навигация. Парусный катамаран той же длины, что и однокорпусное судно, движется быстрее на 25%. А при попутном ветре этот показатель достигает 75%.
  • Небольшая осадка корпуса, позволяющая передвигаться по мелководью и заходить в труднодоступные места.
  • Безопасность. Это одна из основных причин, делающих парусные катамараны настолько популярными. Устойчивость судна сводит к нулю риск перевернуться а нем даже при сильном волнении вод. Вдобавок он почти непотопляем, ему даже не требуется балласт. Известны случаи, когда парусные катамараны выдерживали даже 7-балльный шторм!
Сплавные катамараны

Пожалуй, самая известная разновидность, на которой хоть раз в жизни плавал каждый из нас. В движение это судно приводится человеком, а именно поворотами педалей, имеющихся на борту. Их часто используют для развлечения туристов на морских курортах, можно встретить их и у небольших водоемов, в местах скопления отдыхающих.

Сплавной катамаран представляет собой небольшое плавсредство из двух надувных баллонов, соединенных жестким каркасом из дюралюминия. Число возможных пассажиров на нем варьирует от двух до четырех, а иногда и до шести-восьми. Помимо пляжного отдыха спортивное судно используется для сплава по бурным рекам с большим числом порогов. Гребцы на нем размещаются на специальных сиденьях-пирамидках с двух сторон поровну, лицом вперед. Реже места для гребцов оборудованы в раме.

Интересные факты
  • Среди катамаранов встречаются и такие, которые предназначены для использования в военное время. Так, в составе Черноморского флота имеется ракетный катамаран на воздушной подушке. Его боевые характеристики настолько высоки, что ему просто нет равных, а скорость достигает 40 узлов даже при шторме в 5 баллов. За счет такой скорости судно не могут догнать ни торпеды, ни самонаводящиеся ракеты.
  • Катамарану присуще еще одно преимущество — подходить вплотную к берегу. Именно этим воспользовались испанцы, впервые нашедшие судну применение в сфере туризма, имевшее очень большое будущее. Там, на побережье Коста-Брава, на катамаранах совершались комфортные туристические прогулки между городками. Сегодня конструкции испанских туристических катамаранов еще более усовершенствовались: с ложкообразных носовых окончаний прямо на песок опускается трап, и пассажиры восходят на борт, не замочив ног. Такие судна называются тримаранами. У них широкая палуба и большая пассажировместимость. Подводные части каждого корпуса оборудованы иллюминаторами, позволяющие путешественникам наслаждаться панорамами не только побережья, но и морского дна.
  • Помимо привычных маленьких катамаранов есть и большие экземпляры. Так, между Анапой и Керчем курсирует двухпалубный пассажирский катамаран «Сочи-1», вмещающий 300 человек и оснащенный радио, кондиционером и, что самое приятное, — баром. Скорость, которую он может развить, достигает 63 км/ч.
  • Необычное судно было изобретено в Южной Корее. Кабина между корпусами полностью погружена в воду и имеет окна с трех ее сторон. Это дает возможность путешествовать под водой. А в целях безопасности пассажиров используется стекло толщиной 20 мм.

  • Переплюнули всех, пожалуй, экономные немцы, разработав катамаран на солнечных батареях. Он имеет 30 м в длину и 16 м в ширину, а на борту установлено 38 тыс. фотоэлектрических элементов, приводящих в движение 2 мотора. Даже в условиях повышенной облачности заряженного аккумулятора хватит на 3 дня движения судна.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять