81 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прогулочный катамаран

Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?

ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Самодельный катамаран из пластиковых труб

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.

Почему катамаран?

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Из чего состоит катамаран?

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Расчет размеров судна

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность. Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.

Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

Катамаран на веслах

Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

Порядок изготовления

Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

Одноместный катамаран

Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.

Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.

Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

Изготовление сиденья для одноместного катамарана

Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

  1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
  2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
  3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
  4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.
Читать еще:  Катамаран для сплава своими руками

Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)

Туристический плот

Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

  1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
  2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
  3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
  4. На раме делают настил из досок.

Так может выглядеть туристический плот

Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.

Кают-Компания “Катера и Яхты”

Прогулочный катамаран

taras717 05 июн 2019

Доброго времени суток форумчанам.

Представляю свой новый проект, он еще не закончен, но на заключительной стадии.

Двухместный прогулочный катамаран из стеклопластика, пенопласта XPS и фанеры.

Идея родилась давно, пенопластовые поплавки были изготовлены и отправлены пылиться на несколько лет, а недавно проект получил продолжение.

ширина по осям поплавков – 142 см,

ширина габаритная 172 см.

мотор – болотоходный (кустарный) на основе 4-х тактного 5.5 сильного двигателя для садовой техники (китайская копия Хонды).

конструкция разборная, сборка (разборка) на месте занимает минут 15-20.

Все это и капитан с палубным матросом перемещаются к водоему и обратно на легковом автомобиле Опель Корса-Б (немногим больше а/м ОКА).

Катамаран уже был опробован на воде, двух человек по 70кг выдержал и остался на плаву.

Этапы создания фотографировались, если к теме будет интерес – с удовольствием опубликую.

taras717 05 июн 2019

Алексеев В.М. 05 июн 2019

Элементарно! Поставьте между поплавками нечто, вроде поплавка от “Торнадо”. Сеточку, конечно, или “батут”. Всё сооружение должно иметь высокие “уши”. Если много Вам, то в гребном клубе скопируйте лодку для прибрежной гребли.

Раблампы 05 июн 2019

Может быть кто подскажет как увеличить грузоподъёмность без замены поплавков IMG-20190512-WA0049.jpg IMG-20190512-WA0043.jpg

Снимите эту лесенку . Водоизмещения не прибавит, но притопления не будет.

taras717 05 июн 2019

Раблампы 05 июн 2019

Вы не поняли, а Вас агитируют сменить кат на трим.

taras717 05 июн 2019

А может подскажите хватит ли такого угла мотора для маневрирования

rn6lek 06 июн 2019

Всё зависит от района плавания. При возможности повернуть мотор на 90 градусов Вы сможете развернутся на месте.

Ваш вариант маневренность будет на глаз по фото примерно такая как если бы двигатель был установлен стационарно и поворачивали с помощью руля. Рискну предположить что радиус поворота будет достаточно мал и в реальном плавании Вас устроит.

rn6lek 06 июн 2019

Поплавок от Торнадо это 6 метров? Вы шутите? Объем моих поплавков по 180 литров при весе по 13 кг. Не понял.
А лесенку жалко она как багажник и одновременно как ручка для переноски задумывалась. Да и не тяжёлая она.

Вот в этом и причина что маленький многокорпусник в большинстве случаев выгоден как тримаран. На форуме уже про это много сообщений

Может быть кто подскажет как увеличить грузоподъёмность без замены поплавков IMG-20190512-WA0049.jpg IMG-20190512-WA0043.jpg

Ну ещё можно воздушный шар прицепить.

Раблампы 06 июн 2019

Вот в этом и причина что маленький многокорпусник в большинстве случаев выгоден как тримаран. На форуме уже про это много сообщений

Ну ещё можно воздушный шар прицепить.

И подводное крыло.

taras717 06 июн 2019

воздушный шар не подходит – в машине не осталось места на баллон гелия

Вначале была мысль двигатель установить стационарно, а управлять рулем. Но в таком варианте на месте или на малом ходу эффективность руля никакая.

Алексеев В.М. 06 июн 2019

Поплавок от Торнадо это 6 метров? Вы шутите? Объем моих поплавков по 180 литров при весе по 13 кг. Не понял.
А лесенку жалко она как багажник и одновременно как ручка для переноски задумывалась. Да и не тяжёлая она.

Ваша мысль прямолинейна, как стрела, поразившая мишень в десятку! Был ещё намёк на гребной клуб с, например, лодкой для прибрежной гребли. Ещё в клубах бывают старые каноэ, байдарки, среди которых можно поискать лёгкие.

Можно же соорудить скорлупу из пенопласта, подобную, что на рисунке, оклеив её стеклопластиком. Здесь он из фанеры с оклейкой стеклопластиком, вес с палубой и подкреплпниями 40 кг. Длина – 4,5 м. Ещё там фото поплавка длиной 3,2 м и весом, с уже поставленной палубой,- 16 кг.

Прикрепленные изображения

taras717 06 июн 2019

Полностью согласен. После 10-го июня будет спуск на воду и ходовые испытания, если подтвердятся мои опасения – так и поступлю. Кстати мои поплавки так и сделаны – пенопластовая скорлупа по пенопластовым шпангоутам покрытая стеклом.

Читать еще:  Спортивный катамаран

И мостики сделаны аналогично, только усилены фанерными ребрами

taras717 06 июн 2019

Хочу еще поделиться своим опытом – вдруг кому пригодится.

Автоэмаль, которой покрашены мои каяки, при встрече с препятствием царапается и теряет вид. По этой причине я решил покрасить поплавки акриловым грунтом (для последующей адгезии эпоксидки) перед финишным слоем стекла.

Таким образом краска защищена слоем стеклопластика (при использовании прозрачной смолы).

Идея оказалась вполне жизнеспособной, но сложной в реализации. Загрунтованная поверхность очень сильно пачкается, а убрать загрязнения крайне сложно. Прикасаться к ней можно только в чистых перчатках.

В результате первый поплавок получился неаккуратным, второй, с учетом приобретенного опыта, уже лучше.

Раблампы 06 июн 2019

taras717 07 июн 2019

Я на эту тему и читал и считал. Профессионалам проще – они за это деньги получают, а я только трачу. Но не только в этом дело – эпоксидка, как финишное покрытие, стандартный вариант для деревянных каяков и серфинговых досок. А почему бы не попробывать. Критерий истины – опыт.

Раблампы 07 июн 2019

ADANO 13 июн 2019

. эпоксидка, как финишное покрытие, стандартный вариант для деревянных каяков и серфинговых досок

эпоксидка, разумеется, специальная, стойкая к воздействию ультрафиолетового излучения?

taras717 18 июн 2019

Весь комплект легко разместился в/на малолитражке.

Первые заезды выявили недостатки, но подтвердили состоятельность проекта.

Для двоих грузоподъемность на грани, для одного – самое то.

Погруженная в воду нога двигателя – тормозной парашют. Чем больше тяги – тем больше торможения.

Маневрирование на предельных углах поворота двигателя только на холостых – струя от винта упирается в поплавок.

Мне представляется, что установка дополнительного поплавка по центру под мостками решит сразу все проблемы и добавит жесткости конструкции, которой как показали пробы итак достаточно.

Все. Пора дорабатывать.

P.S. Экономичность двигателя меня приятно удивила – за все покатушки уровень топлива в баке визуально не изменился.

taras717 18 июн 2019

эпоксидка, разумеется, специальная, стойкая к воздействию ультрафиолетового излучения?

Эпоксидка Этал-овская оптически прозрачная для карбона. Производитель заявляет о ее стойкости к УФ. Кстати, даже хорошо вымешивая компоненты и соблюдая пропорции после полного отверждения на поверхности у меня образовывался липкий налет. Лечится на автомойке пеной с первого раза.

свободник 19 июн 2019

. Катамаран уже был опробован на воде, двух человек по 70кг выдержал и остался на плаву.
https://www.youtube. tcjrsISb0&t=60s

-“. по-моему в расчёты вкралась ошибка. ”
Корпуса имеют дикое заужение оконечностей. Возможно при расчётах забыли умножить на призматический коэффициент, или сильно его занизили (коэффициент).
Так то карабь прикольный! Под академическую греблю самое то

Бизнес-идея: прокат катамаранов и лодок

Вложения: от 350 000 рублей

Окупаемость: от 3 месяцев

Резкое снижение платежеспособности населения вместе с пропагандой здорового образа жизни делают все более популярным отдых на свежем воздухе. В теплое время года люди на 35% чаще выбирают пляж и парк, чем кафе и кинотеатр. На этом всплеске активности основывается быстроликвидный сезонный бизнес, например, станция проката катамаранов и лодок.

Концепция бизнеса

Сезон проката плавучих средств в средней полосе России длится с мая по октябрь. Станция проката представляет собой оборудованный причал, отмель, насыпь, где сдаются в аренду катамараны на 2-4 места или весельные лодки вместимостью до 6 человек. Оплата производится заранее за промежутки времени, кратные получасу или часу.

Иногда для сохранности транспорта отдыхающие вносят денежный залог или оставляют личные документы, особенно это касается прогулок в незамкнутых водных пространствах.

С 2012 года на управление катамаранами и лодками с маломощным мотором не нужны водные права, поэтому транспортный парк не придется регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам, как раньше. Но владелец станции отвечает за безопасность транспортных средств и поведение клиентов на воде, поэтому в доступе всегда должна быть свободная лодка для оказания помощи, надувные жилеты различных размеров (обязательны для детей), спасательный круг.

Что потребуется для реализации?

Первое, что потребуется для организации бизнеса – водный объект в месте с большой проходимостью. Станции проката располагают вблизи водоемов, которые пользуются популярностью у населения: море, пруд, озеро, река, канал в парке. Важно, чтобы предполагаемый маршрут был безопасным (без сильного течения, подводных воронок, водорослей, камышей). Если маршрут пролегает в зоне купания отдыхающих, то он должен быть отделен видимыми барьерами.

Для аренды места потребуется связаться:

  • с администрацией района, если территория общественная;
  • с администрацией парка, базы отдыха, пляжа, если частная.

Отдельно стоит обговорить вопрос ночного хранения транспорта. Современные катамараны и лодки из стеклопластика штабелируются, имеют малый вес и не требуют много места для складирования. Ангара, гаража-ракушки, контейнера или подсобного помещения будет достаточно.

Второй необходимостью станет закупка качественного оборудования. Прогулочные катамараны изготавливают в США и Канаде, они легкие, яркие, имеют различные модификации. На морских пляжах особенно популярны модели с горками для прыжков в воду, в парках с озерами – белые двухместные для романтических прогулок по воде. Катамараны оснащаются тентом от солнца и дождя, подставками для напитков, детским сиденьем, системой защиты от брызг.

Среди весельных лодок часто в аренду сдают деревянные пяти-шести местные суда. Их недостатком является большой вес, опасность переворачивания и ограниченная мобильность. Более современным вариантом является непотопляемая лодка из стеклопластика. Такое судно легко переносится двумя людьми, допускает установку мотора мощностью до 5 л.с. (большая мощность потребует регистрации), и его производство налажено в России.

Читать еще:  Надувной катамаран с парусом

Следующим фактором является обязательное обучение персонала. Учитывая кратковременный характер бизнеса, единственным работником небольшого пункта проката часто является сам владелец, в некоторых случаях – еще один работник на смену. Задача персонала – выдавать и принимать транспорт, контролировать время проката, следить за безопасностью клиентов и вести денежные расчеты. Каждый работник должен знать правила оказания первой помощи на воде и уметь быстро плавать.

Четвертым обязательным пунктом водного проката является изготовление рекламных материалов. Привлечь внимание отдыхающих необходимо уже со входной зоны территории отдыха – отметкой на плане, рекламным баннером, стендом с ценами. Непосредственно в месте проката устанавливают вывеску или растяжку, размещают правила поведения на воде, прайс-лист на услуги.

Пошаговая инструкция запуска

  1. Оформить ИП с патентной системой налогообложения сроком на 6 месяцев, указав вид деятельности «Услуги по прокату велосипедов водных, лодок» и ОКВЭД 2 в группе 77.21 Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров. Стоимость патента в нестоличном регионе составит около 6 тыс. руб. за сезон для предпринимателя с одним наемным работником.
  2. Ознакомиться с региональными законными актами, регулирующими сферу отдыха на воде. Например, для Москвы актуально Постановление «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в городе Москве и Правил охраны жизни людей на водных объектах города Москвы» от 9 сентября 2013 года.
  3. Закупить оборудование для проката. Минимальный набор станции катамаранов и лодок включает в себя: прогулочный катамаран от 70 тыс руб. – 3 шт.; лодка с веслами от 40 тыс. руб. – 2 шт.; спасательный жилет от 1 тыс. руб. – 15 шт.; спасательный круг от 2 тыс. руб. – 1 шт.
  4. Распечатать рекламные материалы: вывески, указатели, информационные доски, прайс.
  5. Нанять работника, обучить его правилам спасения и оказания первой помощи.

Финансовые расчеты

Оценка прибыльности бизнеса рассчитывается на сезон в 6 месяцев, однако необходимо принимать во внимание, что в остальное время в бизнес-план необходимо заложить стоимость аренды помещения для зимнего хранения катамаранов и лодок.

Прогулочный катамаран

Прогулочный катамаран “Юнга”

Журнал КиЯ №2 1964г

Прогулочный катамаран «Юнга» рассчитан на плавание по небольшим водохранилищам и озерам. Грузоподъемность этого катамарана всего около 200 кг, поэтому он может использоваться только для непродолжительных прогулок, а также в качестве тренировочного судна для подростков.

Обводы корпусов катамарана предусматривают изготовление наружной обшивки из водостойкой фанеры. Шпангоуты имеют треугольную форму со значительной килеватостью, что обеспечивает достаточное боковое сопротивление без установки швертов. Благодаря такой форме шпангоутов имеется всего лишь три продольных паза наружной обшивки (вместо пяти в обычной конструкции фанерных судов со скулой). Для уменьшения дрейфа катамарана его корпуса установлены под небольшим углом (около 14 градуса) к ДП.

Набор каждого корпуса составляют три шпангоута, киль, два привальных бруса и один палубный стрингер, а также узел носовой оконечности и транец.

Главные размерения катамарана «Юнга»
Длина наибольшая, м . 4,675
» по ГВЛ, м. 4,00
Высота борта, м. 0,41
Осадка, м. 0,25
Ширина наибольшая, м. 2,485
» корпуса, м. 0,685
Площадь парусности, м2:
грот. 9
стаксель . 2

Мостик катамарана представляет собой отдельную конструкцию, основу которой составляют поперечные и продольные балки. Корпуса крепятся к поперечным балкам мостика на болтах.

Управление катамараном осуществляется одним рулем, который навешивается на кормовую поперечную балку мостика.

Постройку катамарана следует начинать с изготовления деталей поперечного и продольного набора.

Шпангоуты собираются из сосновых реек 20X50 мм. Все соединения осуществляются на водостойком клею и шурупах (или медных заклепках диаметром 4 мм). В шпангоутных рамках выпиливаются гнезда для киля и палубного стрингера. К бимсам шп. 1 и 3 крепят бруски для соединения корпуса с поперечными балками мостика; в этих брусках просверливают отверстия под болты диаметром 10 мм. Транец и узел носовой оконечности изготовляют из досок толщиной 25 мм.

Сборка корпусов производится в положении вверх килем. На подставки высотой около 0,8 м укладывают палубный стрингер, в котором вырезают гнезда для установки шпангоутных рамок. Кормовой конец стрингера подрезают под углом 45° для крепления транца; в носовом — делают вырез для соединения с брештуком носового узла.

Шпангоуты, транец и носовой узел устанавливают на палубный стрингер и выверяют по отвесу. Затем устанавливают киль, который крепится к шпангоутам, форштевню и транцу металлическими уголками, а также привальные брусья.

После малковки шпангоутов, привальных брусьев, форштевня и брештука можно приступать к установке наружной обшивки. Обшивка корпуса из фанеры толщиной 5—6 мм крепится к набору на водостойком клее с запрессовкой шурупами (шаг шурупов 75 мм). После установки днищевой обшивки корпус ставят килем вниз и покрывают изнутри двумя слоями краски. Затем укладывают палубный настил, в котором для вентиляции корпусов и отлива воды прорезается люк 150X150 мм. В дальнейшем для люка следует изготовить крышку на резиновой прокладке и с надежными задрайками. Внутренняя поверхность палубы также покрывается двумя слоями краски.


Боковой вид и план парусности катамарана.

Конструктивные узлы корпуса; шпангоутные рамки (шп. 1, 2 и 3), транец, сечение корпуса по 3 шп., конструкция носового узла и крепление транца.
1 — палубный стрингер 25X50; 2 — брештук; 5 — вертикальная кница-форштевень; 4 — бортовая бобышка (подпалубная); 5 — килевая бобышка; 6 — киль 32×32; 7 — фальшкиль 25×25; 8 — бортовая обшивка; 9 – буртик 10X7; 10 — привальный брус 25×50; 11 — опора для поперечных балок мостика 75×30: 12 — болты 10×50; 13 — настил палубы; 14 — транец; 15 — металлический угольник.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять