9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аксель сколько оборотов

Легендарный прыжок аксель в фигурном катании: техника освоения сложнейшего элемента

Фигурное катание — это один из самых красивых и сложных видов спорта. Таким его делают разнообразные элементы, наиболее запоминающиеся из которых — прыжки.

Существует две основных группы прыжков: рёберные и зубцовые (или носковые).

Аксель в фигурном катании: что это такое?

Прыжок королей, или аксель — по праву самый сложный из прыжковых элементов фигурного катания. Он выполняется с переменой ноги, с хода вперёд и с отталкиванием ребром конька ото льда. В нём не целое число оборотов, именно благодаря заходу спиной вперёд.

История появления и выполнения спортсменами

Такой прыжок впервые сделал в 1882 году фигурист-норвежец Аксель Паульсен. В честь него и назвали этот элемент. Причём стоит отметить, что исполнение проводилось не в фигурных, а беговых коньках.

Очень долго аксель исполняли только мужчины. Соня Хени — первая из женщин, кто его сделал, однако, не идеально, если судить по современным меркам.

На Олимпийских играх первым аксель сделал Дик Баттон в 1948 году. Первый чистый тройной аксель, исполненный на соревнованиях, принадлежит Александру Фадееву (1981).

Из женщин первой на соревнованиях правильно выполнила двойной аксель Кэрол Хейсс (1953), а тройной — Мидори Ито (1988).

Четверной аксель при выступлении на чемпионатах не покорился ещё никому.

Как правильно выполнять: техника исполнения пошагово

Важно! Нельзя поворачивать корпус!

Нужно помнить, что тройной аксель исполняется чуть ниже, чем двойной, ведь для 3,5 оборотов требуется более быстрая группировка.

Некоторые фигуристы способны делать его иначе. Так, левши выполняют этот элемент по часовой стрелке, ведь им так удобнее. А ещё есть спортсмены, способные прыгать с обеих ног. Самый известный из них — Стефан Ламбьель.

Фото 1. Знаменитый фигурист из Швейцарии Стефан Ламбьель во время выступлений выполняет прыжок аксель с обеих ног.

Прыжок можно и усложнить, если делать заход в комбинации с другим элементом, например, с «кораблика».

Фазы прыжка

Это единственный прыжок с нецелым числом оборотов.

Происходит это из-за того, что фигурист едет лицом вперёд, а приземляется спиной, т. е. в одинарном акселе будет 1,5 оборота, в двойном — 2,5, а в тройном — 3,5. Вполоборота делается перекидной — прыжок тройкой.

Варианты

Помимо традиционного полного акселя, есть ещё и другие варианты. С них начинают обучение либо тренируют для использования в комбинациях и каскадах.

Менее 1,5 оборота

Так называемый перекидной или вальсовый прыжок. Он проще и красивее, используется для связывания элементов или при переходе. Полной группировки не требуется.

Одноногий

При прыжке приземление происходит на ту же ногу, с которой он начинался. Делается совместно с «Сальховом» в каскаде. До 2011 года такой элемент не засчитывался, правила поменялись, и он стандартизирован.

Как научиться делать элемент?

Чтобы научить правильно делать этот элемент, следует учесть массу нюансов.

Выбор тренера

Главное условие — он сам должен уметь исполнять этот элемент чисто и правильно.

Акселю следует учиться только под руководством опытного спортсмена, ведь прыжок достаточно сложен и опасен.

И если с самого начала неправильно его исполнять, то затем будет сложно переучиться. Перед началом обучения фигурист должен уже уметь делать более простые элементы.

Обучение перекидному прыжку

Лучше начинать с тренировки без коньков, на полу. Когда отработается движение, можно выходить на лёд. Стоя на правой ноге, чуть согнув её в колене, отвести левую руку и плечо назад, а правую, соответственно, — вперёд. Делается шаг на левую ногу и вперёд. Лицом поворачиваться следует в сторону движения.

Теперь вперёд выходит левая рука, правая — назад. Правой ногой выполняется мах вперёд и вверх, в момент его окончания левая резко отталкивается от земли. Это происходит благодаря движению голеностопа и выпрямления в суставе.

Толчковая нога подводится к маховой, происходит пол-оборота в воздухе и выезд на правую ногу. Левая же отводится назад. И получается, что человек оказывается спиной к направлению движения.

Справка! Движение доводится до автоматизма. Человек учится делать его правильно и с соблюдением техники безопасности. Только после освоения этого элемента переходят к дальнейшему изучению акселя на практике.

Разбег и переход к толчку

Разбег должен быть очень мощный.

Переходят к скольжению назад и наружу. Очень важно сохранять устойчивое, ровное положение тела при движении.

Перед толчком важно отследить, чтобы бёдра не выпячивались, голова не опускалась и в целом не возникало сутулости. Руки должны быть подняты. Это облегчит выполнение.

Толчок

Переход от разбега к толчку нужно сделать быстро. При этом важно, чтобы не возникало изменений в направлении движения тела. Начинается движение за счёт толчка ноги, и затем уже происходит прыжок.

Варианты стопора

Существует несколько вариантов завершения толчковой дуги.

  • Зубцовый — конёк толчковой ноги перекатывается через его зубцы и так отрывается от земли.
  • Рёберный — торможение происходит за счёт поворота конька опорной ноги по направлению скольжения, то есть идёт скобление льда его ребром.
  • Комбинированный — начало здесь рёберное, конец же делается зубцовый, и так будет наиболее удобно для спортсмена.

Каждый из них имеет свою особенность, отличающую его от остальных. Зубцовый даёт высокую горизонтальную скорость, но с ним остаётся меньше времени на вращение. Рёберный помогает сделать больше вращений. А вот комбинированный, как понятно из названия, помогает сочетать плюсы обоих типов. И поэтому он обеспечивает большую стабильность во время исполнения.

Важно! При двойном акселе чаще используют рёберный стопор, комбинированный реже. Ведь тут важна высота прыжка. При тройном — чаще комбинированный.

Техника махов

Мах делается свободной ногой и руками. Они позволяют набрать большую высоту, длину полёта, а также контролируют количество оборотов. Махам учатся также сначала в зале. Когда спортсмен учится их делать, важно следить за тем, чтобы траектории рук и маховой ноги были близко к продольной оси тела, т. е. параллельно ей и минимально далеко. И главное — направление маха должно совпадать с направлением отталкивания.

Фото 2. Фигуристка на льду делает махи свободной ногой и рукой, так увеличивается длина полета.

Можно выполнять такое упражнение в зале. Стоя с опущенными руками, в движении отвести руки максимально назад, а потом — вперёд. Важно соблюдать строгую параллельность и согласованность движения. Чем дальше фигурист сумеет отвести их назад, тем больше скорость махового разгона.

Справка! Руки должны стремиться к горизонтальному положению. Угол маховой ноги при отведении — 45 градусов. Она также должна быть согнута в колене для улучшения выполнения прыжка.

Торможение при махах

Чем быстрее маховое торможение, тем лучше. Отрабатывать также лучше сначала в зале, только потом — на льду. Этим обеспечивается его эффективность. Но поначалу нужно научиться делать сами махи правильно, лишь потом концентрироваться на скорости.

Полезное видео

В видео в замедленной съемке можно посмотреть, как дети учатся делать прыжок аксель.

Заключение

При обучении акселю важны постоянные тренировки. Только так можно добиться успехов и научиться делать этот сложнейший элемент по всем правилам. Многим он покоряется только через год после начала занятий. Так что не стоит огорчаться, если аксель сразу не дается. При постоянных упражнениях ему легко научиться!

Читать еще:  Что такое шорт трек

Туктамышева, Косторная, Кихира и Ен делают тройной аксель. Чей прыжок лучше?

Sport24 — об элементе, который в этом сезоне может решить все.

Тройной аксель — один из самых сложных и дорогих прыжков в современном фигурном катании. Он исполняется с движения вперед. Приземление выполняется на ход назад. И потому в нем всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота («3А»), на льду фигуристы накручивают все три с половиной.

Базовая стоимость элемента — 8 баллов. Практически на одном уровне с четверными. При качественном исполнении можно заработать еще больше — 12 баллов. Важный бонус: девушки имеют право включать тройной аксель и в короткую, и в произвольную программу. Четверные в короткой программе для них пока под запретом.

Такое ограничение может стать решающим в борьбе за награды в ближайшие пару лет. И уже стало серьезной мотивацией для фигуристок, которые планируют задержаться в топе. Прямо сейчас на триксель рассчитывают Елизавета Туктамышева, Алена Косторная, Рика Кихира и Ю Ен.

На самом деле, девушки серьезно рискуют. Во-первых, преимущество в короткой программе легко превращается в недостаток — срыв элемента там стоит слишком дорого. Во-вторых, тройной аксель — это очень опасно. Из-за особенностей исполнения в случае любой неудачи спортсмен фактически лишается возможности контролировать свое тело. Падения в этом случае — самые болезненные. Мириться с этим не всегда готовы даже мужчины.

Getty Images

Так, Стефан Ламбьель не рискнул ради Олимпиады — стал серебряным призером в Турине без тройного акселя.

Елизавета Туктамышева

Личный максимум за элемент: 10,40 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19; 10,44 балла (в каскаде с двойным тулупом) — на Гран-при Америки в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — на Гран-при Канады в сезоне-2018/19

Туктамышева делает тройной аксель стабильнее всех. За последние два года — всего несколько срывов. Отчасти — благодаря оригинальной технике исполнения, которую специально для нее разработал Алексей Мишин.

Лиза заходит на прыжок без очевидного маха левой рукой. Классическая технология предполагает это движение. Но когда Туктамышева только разучивала элемент, ее тренер заметил, что ей мешает левая рука, и предложил обходиться только правой, а левую — немного придерживать.

«Когда я только попала к Алексею Николаевичу, большинство прыжков делала неправильно, — вспоминает Туктамышева. — Прыгала с большой амплитудой, почти не группировалась. Первые полгода нашей совместной работы ушли на то, чтобы я приучила свое тело и свое сознание к тому, что надо группироваться плотно. И только потом начали восстанавливать все тройные прыжки.

С акселем — отдельная история. Тут мне повезло. Его я учила сразу с Алексеем Николаевичем, еще и в тот период, когда совсем не было страха перед прыжками. Я прыгаю по его технологии, а он в этом плане — маэстро, самый лучший специалист по акселю. Всем говорю: «Хотите улучшить свой тройной аксель, да и просто аксель — вам к Алексею Николаевичу».

Вообще, пример Туктамышевой — вдохновляющий. Свой первый тройной аксель на соревнованиях она прыгнула еще в 2015 году и стала чемпионкой мира, не до конца преодолев переходный возраст. Потом были проблемы со здоровьем и, как говорит сама Лиза, с психологией. Все это отбросило ее на несколько шагов назад.

«Года три назад были серьезные проблемы со спиной. Два месяца вообще не выходила на лед. Потом начала потихоньку кататься и прыгать все, кроме тройного акселя. Стало страшно на него заходить. Подзабыла ощущения и не знала, чего ожидать. А когда не знаешь, чего ожидать, сразу появляется страх».

Переломным стало прошлое межсезонье. После честного и открытого разговора с тренерами Лиза поняла, что еще не готова закончить с фигурным катанием. Сейчас в ее программах сразу три сложных прыжка, полноценно восстановить которые не мешает даже болезнь. Ценный опыт прошлого года.

Рика Кихира

Личный максимум за элемент: 10,86 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19 и на Гран-при Канады в сезоне-2019/20; 15,06 балла (в каскаде с тройным тулупом) — на чемпионате мира в сезоне-2018/19

Минимум за элемент: несколько раз — по 0 баллов

Кихира смелее всех комбинирует тройной аксель с другими прыжками. Именно она первой решилась исполнять его трижды в двух программах. Дебют состоялся год назад на домашнем этапе Гран-при. Тогда заработать звание чемпионки и главной угрозы для русских фигуристок не помешал даже срыв в короткой программе. Каскад «тройной аксель-тройной тулуп» из произвольной без проблем компенсировал все потери.

К очередному этапу в Японии Рика готовит новую комбинацию — тройной аксель-ойлер-тройной сальхов.

Базовая стоимость такого сочетания не намного выше того, что уже делает Кихира (12,8 балла против 12,2 балла). Но ойлерные каскады эффектно выглядят, и их ценят судьи. А значит, можно рассчитывать на хорошую надбавку к GOE.

Правда, есть очень важный нюанс: Рике отчаянно не хватает стабильности. За весь прошлый сезон она ни разу не исполнила все три своих акселя чисто. Самым грустным в этом смысле получился французский этап Гран-при — бабочка в короткой программе и срыв в произвольной, после которого Кихира ограничилась только двойным акселем в каскаде с тройным тулупом.

На старте этого сезона стабилизировать прыжок тоже не получается. Показать максимум на этапе Гран-при в Канаде помешал степ-аут в произвольной программе.

Алена Косторная

Личный максимум за элемент: 10,63 балла — на этапе Гран-при во Франции в сезоне-2019/20; 11,59 балла (в каскаде с двойным тулупом) — там же

Минимум за элемент: 6,31 балла — там же

Косторная всегда дополняет свой аксель оригинальными и сложными заходами и выездами. Например, перед каскадом в произвольной программе она делает вращение в либеле и мини-растанцовку, затем идет серия шагов, включая сложные моухоки, чоктау, выкрюки и даже прыжок-шпагат.

Кроме того, Косторная всегда стремится к совершенству. В прошлом сезоне, будучи юниоркой, она могла заработать за двойной аксель почти столько же, сколько Рика Кихира за свои, часто неудачные, тройные. Так, в финале юниорского Гран-при сразу пять судей выставили Алене GOE +5, еще трое оценили качество исполнения элемента на +4.

В случае с тройным акселем об исключительном качестве говорить пока рано. Но это объяснимо. Включить элемент в свои программы ученица Тутберидзе решилась только после контрольных прокатов.

«Буквально через день после контрольных прокатов решила попробовать четверной сальхов, — рассказывала Алена после своей победы на первом взрослом Гран-при. — Но тренеры сказали мне пока его оставить и попробовать тройной аксель. Я отнекивалась: «Не хочу, не буду». Тренеры предложили попробовать на удочке. Ну уж нет, решила, что лучше сама, чем на удочке. Конечно, я падала, падала, падала, а затем раз — и он получился. Сначала по разу, по два получалось. А потом уже в какой-то момент три-четыре прыжка собрала. Вот тогда поняла, что какой-то шанс есть».

Алена пробовала сделать тройной аксель еще пару лет назад, но одно из падений оказалось настолько серьезным и болезненным, что она надолго отказалась от этой затеи.

В это межсезонье изучение тройного акселя оказалось в тренировочных планах всех учениц Тутберидзе. Но выучить элемент пока смогла только Алена. А Саше Трусовой, которая приземляет почти все четверные прыжки, но пока не справляется с трикселем, родители даже придумали дополнительную мотивацию — пообещали подарить королевского пуделя.

Читать еще:  Костюм тренировочный для фигурного катания

Личный максимум за элемент: 10,17 балла — на этапе Гран-при в Канаде в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — там же

Вставить тройной аксель в свои программы Ю Ен пыталась еще в прошлом году. Правда, не очень успешно, хотя на тренировках показывала чистый прыжок в каскаде с тройным тулупом.

Интересно, что четверные кореянка начала учить даже раньше Трусовой и Щербаковой. Первая соревновательная попытка случилась в 2016 году. Это был четверной сальхов. Правда, с недокрутом и приземлением на обе ноги.

«Ю Ен прекрасно исполняла четверные перед началом соревнований. Думаю, она нервничала, потому что это были настоящие соревнования. Сейчас, когда Ю Ен начала прыгать четверные, другие фигуристки также могут получить дополнительный стимул. Надеюсь, это окажет позитивное влияние на фигурное катание в Корее», — говорил тогда Ко Сон Хи, директор судейской коллегии Южнокорейского союза конькобежцев.

В родной Корее Ен считают главной наследницей Ю На Ким и возлагают на нее большие олимпийские надежды как минимум в Пекине. Первый шаг к мечте на взрослом уровне — попадание в финал Гран-при.

На канадском этапе Ю Ен запомнилась зрителям очень качественным прокатом короткой программы (с тройным акселем) и не совсем уверенным катанием в произвольной. В итоге — бронза.

Следующая попытка завоевать более ценную награду — уже в эти выходные на этапе в китайском Чунцине. Среди соперниц — Анна Щербакова. Девушки несколько раз выясняли отношения на юниорском уровне. А еще — Елизавета Туктамышева. И, значит, у зрителей и судей, помимо прочего, есть неплохой шанс в режиме реального времени увидеть и решить, чей тройной аксель лучше.

Расписание трансляций Гран-при Китая

8 ноября, пятница

12:10 — женщины, короткая программа (сайт Первого канала)

9 ноября, суббота

11:30 — женщины, произвольная программа (сайт Первого канала)

Участницы из России: Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова

Коварный аксель. Разбор сложнейшего прыжка

Аксель (Axel jump) — один из трёх реберных прыжков в фигурном катании. Изобрёл и первым исполнил этот прыжок норвежский фигурист Аксель Паульсен на беговых коньках в 1882 году. Аксель выполняется на ход вперёд, в отличие от всех остальных прыжков, в связи с чем не имеет целого числа оборотов, то есть всегда есть половинка, которая прибавляется к числу полных оборотов.

Одинарным является аксель в полтора оборота, двойным — в два с половиной, и так далее. Так же существует одноногий аксель, то есть отталкивание и приземление происходит на одну и ту же ногу. Первым прыжком у всех начинающих фигуристов является так называемый перекидной или вальсовый прыжок, то есть аксель в пол оборота.

Техника выполнения прыжка на первый взгляд может показаться довольно простой, однако это совсем не так. Обычно заход на прыжок выполняется с дуги назад-наружу на правой ноге. Затем фигурист совершает выпад на левую толчковую ногу на ход вперёд на внешнюю дугу с отведением маховой ноги назад. В таком положении происходит подготовка к прыжку, спортсмен приседает на ноге и отводит руки назад для более динамичного отталкивания. Далее совершается мощное и резкое отталкивание вверх, это происходит засчет торможения толчковой ноги и выбрасывания маховой ноги вверх. Корпус при этом не должен совершать никаких поворотов и докрутов самостоятельно. Затем уже в воздухе происходит быстрая группировка и совершается нужное количество оборотов. Приземление осуществляется на правую ногу в дугу назад-наружу.

Сольный аксель является обязательным прыжком в коротких программах мужчин и женщин. Знаменитый швейцарский фигурист Стефан Ламбьель в своё время обладал уникальные умением демонстрировать аксель с обеих ног.

В нынешнее время тройной аксель стал стабильным оружием для девушек. Лучший женский триксель, на мой взгляд, исполняет Алена Косторная .

Четверной аксель пока ещё не был исполнен на соревнованиях в истории фигурного катания, однако попытки совершаются уже не редко. Плотным изучением квакселя занимается сейчас Юдзуру Ханю, в финале Гран-При мы даже видели попытку на одной из тренировок. Среди остальных этот прыжок пробовал Киган Мессинг, а так же очень близок к выполнению этого сенсационного прыжка российский фигурист Артур Дмитриев.

По правилам, действующим в нынешнем сезоне, аксель оценивается следующими баллами:

Аксель является очень красивым прыжком, правильная техника которого подвластна далеко не каждому фигуристу. Так же этот прыжок довольно легко научиться определять во время выступлений любому болельщику, даже новичку. Надеюсь, что в скором времени мы станем свидетелями исторического четверного акселя!

Online812

В Санкт-Петербурге
март, 26, 2020 год
3 °C

Читают все

Н овости партнёров

L entainform

«Чтобы прыгнуть тройной аксель, нужна смелость. »

06/04/2015

18-летняя петербурженка Елизавета Туктамышева (на фото) стала чемпионкой мира по фигурному катанию, исполнив тройной аксель. Мы решили разобраться: аксель в тройном размере – это действительно круто?

П омочь в этом нам взялась Ксения ДОРОНИНА, двукратная чемпионка России по фигурному катанию (2007, 2008), сейчас тренер-преподаватель Академии фигурного катания: в свое время она тоже пыталась делать тройной аксель, но разучивать его сегодня со своими ученицами почему-то не спешит.

– Сделать тройной аксель – это действительно большое достижение?
– Конечно, прежде этот прыжок покорялся только нескольким фигуристкам: японка Мао Асада, помню, прыгала, но чистого исполнения на моей памяти не было. Ведь важно еще где прыгнуть и как прыгнуть. В случае с Туктамышевой все сошлось – чемпионат мира, и абсолютно чистенько. У мужчин это обязательный прыжок что в короткой, что в произвольной программе, у женщин пока редкость.

– Исполнение тройного акселя требует больших физических затрат?
– Конечно. Помимо физической подготовки здесь необходима еще и смелость, без нее в многооборотных прыжках просто никак. Не каждый фигурист и тренер просто возьмутся за это дело, хотя стимул есть – это самый «дорогой» прыжок, за тройной аксель восемь баллов дают.

– Так можно исполнить его два или три раза за программу – и ты чемпион!
– А по правилам нельзя один и тот же прыжок несколько раз повторять. Разве интересно публике, если фигурист все время один и тот же элемент исполнять будет и на нем еще и выигрывать? Поэтому оговорено, сколько и каких прыжковых элементов может быть в программе. В короткой, например, их три, но аксель только один. В произвольной – порядка семи, и не запрещено пойти на еще один аксель хоть в два, хоть в три оборота, но только в каскаде с другим прыжком. А тут уже физики может не хватить.

– Туктамышевой для победы вообще хватило одного исполнения тройного акселя в короткой программе. Почему не повторила его в произвольной?
– Решили не рисковать, насколько я понимаю. Она имела солидный отрыв после короткой программы и в произвольной ограничились исполнением более простых прыжков в три оборота. Вдруг падение или помарка – сразу несколько баллов минус.

– Вы сами пытались делать тройной аксель, когда выступали?
– Да, когда занималась у Мишина. У Алексея Николаевича эта идея фикс давно была – научить девочек делать тройной аксель. Я в итоге получила на этом довольно серьезную травму, мне лет 12 было, организм еще неокрепший был, а позже не было надобности в выполнении именно этого элемента, брала свое за счет других.

– Как тренер обучаете тройному акселю своих подопечных?
– У моих учеников еще не тот уровень, чтобы браться за такой сложный прыжок. Пока не думаю об этом, пусть сначала освоят основной набор тройных прыжков, а дальше видно будет.

– Но если придется, то работа начинается сразу на льду?
– Нет, конечно. Техническая база элементов нарабатывается на полу, плюс акробатические туры на скручивание и группировку, имитация движений, физподготовка. Хотя иногда это даже более травмоопасно, чем на льду, потому что в кроссовках нога не так хорошо зафиксирована, как в ботинках с коньками. Да и усилий для исполнения любого прыжка на полу надо куда больше, чем на льду, – это уже законы физики.

Читать еще:  Синхронное фигурное катание

– Тройной аксель – это самый сложный из всех прыжков в фигурном катании?
– По идее самым сложным считается лутц, но в силу индивидуальных особенностей строения тела, начальной базовой техники, которой владеет фигурист, для кого-то самый легкий прыжок может оказаться самым трудным и наоборот. Есть мужчины, для кого тройной аксель – ерунда, а тройной тулуп вызывает сложности. Так что даже при наличии в фигурном катании общепринятой градации, все индивидуально, никаких шаблонов у нас нет.

– Но вы уже видите, какая из ваших учениц сможет прыгать со временем, как Туктамышева?
– Вот разучим двойной аксель, его надо грамотно исполнять для начала, тогда и отвечу на ваш вопрос. Не торопите меня, не хочется ломать девочек раньше времени.

– Но Мишин, раз привез Туктамышеву в 12 лет из Глазова, увидел в ней что-то?
– Она отличалась от сверстниц тогда и физическими данными, и прыжковыми способностями.

– Говорят, Туктамышева могла бы прогрессировать еще быстрее, если бы Мишин не отвлекался прошлой зимой на подготовку Евгения Плющенко к Олимпиаде.
– Я не владею информацией на этот счет, потому что давно ушла из группы Мишина и не знаю, как у них там построен тренировочный процесс, какое количество спортсменов на льду и как распределено внимание между ними. Но даже если бы была в курсе, обсуждать положение дел на тренировках у Алексея Николаевича мне, начинающему тренеру, было бы некорректно.

– Тогда не про его учеников, а про фигурное катание в целом. Откуда сразу столько талантливых фигуристок в России? Прошлой зимой на Олимпиаде проявили себя Липницкая и Сотникова, сейчас на чемпионате мира Туктамышева первая, у Радионовой бронза.
– У этого поколения, когда оно пришло в спорт, были уже другие, значительно более лучшие условия для занятий, чем у нас в 90-е годы. Больше льда, проводятся сборы, отлажено сотрудничество с учебными заведениями, где учатся девочки, можно больше времени уделять тренировкам. Девочки совсем юные, но уже достаточно сильные, как в физическом, так и в психологическом плане. Но в то же время как раз этим юным возрастом и объясняется то, что каждый год меняется основной состав нашей сборной. Помимо естественных проблем переходного периода это еще и груз ответственности после первых побед, с ним справляются не все, к сожалению.

– Это вы про Липницкую?
– И про нее тоже. Девочке 15 лет, она стала чемпионкой, и от нее теперь ждут только первых мест, она сама надеется на это, а не получается. Но хорошо что есть кому заменить чемпионов.

– Хорошо для сборной России, для чиновников, которые считают медали, но для самих фигуристок это же удар.
– Да, это удар, и больной удар, когда ты чемпион мира или Олимпийских игр, а на следующий год не попадаешь в тройку призеров на чемпионате России. Тут требуется устойчивая нервная система, чем могут похвастать далеко не все. Но кто-то находит в себе силы бороться и выступать, как Слуцкая в свое время – ее не брали в сборную, а она все равно выиграла мировое первенство, стала призером Олимпиады. Мне самой интересно, как все будет следующей зимой, кто выстоит из девочек.

– Не слишком ли помолодело фигурное катание? Международная федерация даже возрастной ценз пытается вводить.
– Одно время подняли до 18 лет, затем опять опустили. Да, это разное фигурное катание, когда на льду пятнадцатилетняя девочка или 25-летняя девушка – более женственная, хореографически подготовленная и изящная при исполнении программ. Технически они могут быть одного уровня, но восприятие у судей и у публики совсем разное. В то же время за эти юные таланты тоже обидно становится – многие детки начинают прыгать и показывать сумасшедшие каскады лет с 12–13, не имея при этом возможности попадать даже на юниорские соревнования, где свои возрастные ограничения, и в конце концов просто перегорают, а то и не выдерживает организм всех этих нагрузок.

– Некоторые идут на такие жертвы, что ничего не едят. Говорят, случаи анорексии в вашем виде спорта не редкость.
– Держать постоянные диеты, и держать их правильно – это сложный момент. У кого-то есть предрасположенность к набиранию веса, и сбрасывать его тоже надо с умом, а юные девочки не всегда понимают, что это опасно для жизни. Тем более если еще принимают какие-то таблетки, не консультируясь с тренером или доктором. Все должно подбираться индивидуально. Ведь порой приходится исключать из рациона продукты, которые как раз дают энергию и позитивное настроение.

Кто и как прыгает в фигурном катании

В современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы: реберные (для их исполнения надо оттолкнуться ото льда ребром конька) и носковые (толчок происходит носком со специальными зубцами).

К реберным помимо акселя относятся сальхов и риттбергер, названные по фамилиям первых исполнителей – шведа Ульриха Сальхова и немца Вернера Риттбергера, выступавших в начале ХХ века. Сальхов тогда считали прыжком не для настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен, сегодня это один из самых легких в исполнении элементов в фигурном катании и даже девушки делают его в четыре оборота. Четверной риттбергер пока никто исполнить не смог, хотя многие обещали, а Международный союз фигуристов (ISU) постоянно увеличивает его стоимость, чтобы стимулировать спортсменов.

Носковых прыжков, как и реберных, три. Название «тулуп» не имеет никакого отношения к зимней одежде, оно происходит от английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке». Считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании, так как выполняется со сменой ноги – толчок левой с приземлением на правую. Идеальный четверной тулуп первым в 1991 году на чемпионате Европы выполнил петербургский фигурист Алексей Урманов.

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает «щелчок» – этот звук слышали фигуристы, начинавшие исполнять флип первыми. Делать флип в три оборота мужчины начали в 1970-е годы, первой из женщин их подвиг повторила немка Катрина Витт. Первая попытка выполнить четверной флип на соревнованиях была осуществлена в 2010 году японцем Дайсукэ Такахаси, но чисто приземлиться и выехать, как говорят фигуристы, у него не получилось ни тогда, ни позже.

Самый сложный из зубцовых и второй по сложности после акселя из всех прыжков в фигурном катании – лутц, названный так в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Лутц в три оборота давно освоен и женщинами, изящно справлялась с ним, в частности, Ирина Слуцкая. Сделать этот прыжок в четыре оборота пытались американец Майкл Вайсс и наш Евгений Плющенко, но ISU официально признал исполнение четверного лутца только однажды – в 2011 году, когда на турнире в Колорадо-Спрингс отличился Брэндон Мроз (США).

Кстати

По одной из версий фамилия Туктамышева образована от мужского тюркско-татарского имени Туктамыш (в переводе на русский язык означает «пусть остановится смерть или рождение»). По другой версии фамилия идет от потомка Чингисхана Тохтамыша. Фактически в пользу Тохтамыша дружины русских князей сражались на Куликовом поле с Мамаем – темником, захватившем власть в части Золотой Орды .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector