25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как получить права на самолет

Получение летных прав

Все знают, что для того, чтобы управлять автомобилем, необходимо пройти обучение, сдать экзамены и получить права. Для того чтобы управлять каким-либо летательным аппаратом необходимо пройти практически тот же самый путь. Хочется разочаровать тех, кто наивно полагает, что летать гораздо проще, чем ездить и, следовательно, нечего заострять внимание на обучении пилотирования вертолета. Пробок нет, светофоров нет, несущегося навстречу потока машин нет, сел и лети! Но не все так просто! Чтобы все стало понятно, давайте обратимся к требованиям, предъявляемым к лицам, желающим пилотировать какие-либо воздушные суда. Нас интересует, прежде всего, процесс управления вертолетом.

Возможность управлять летательным аппаратом появляется после получения пилотской лицензии, иными словами – летных прав. Получить летную лицензию можно только после обучения в специальной школе. Указанные лицензии подразделяются на несколько видов, каждый из которых указывает на все более высокую квалификацию, получившего ее пилота. При прохождении дополнительного обучения к пилотским свидетельствам добавляют определенные допуски, предоставляющие возможность пилотирования вертолета в ситуациях, согласно прошедшему обучению, например, в ночное время, сложных метеоусловиях и т.д.

Очень важно перед началом обучения выбрать марку вертолета, условия предполагаемых полетов, чтобы определиться с подходящей программой обучения и типом летных прав.

Требования по налету и системы летных лицензий в разных странах различны. В соответствии с этими различиями выделяют три зоны, а именно: Россия, страны Европы, Соединенные Штаты Америки.

Пилот-любитель

В России первой ступенью в обучении пилотированию является Свидетельство пилота-любителя. Обладание данным свидетельством позволяет управлять вертолетом в дневное время. Для того чтобы расширить круг своих возможностей пилот-любитель должен получить особые квалификационные отметки, которые разрешат ему, например, полеты в ночное время и по приборам. Одно из важнейших ограничений этого Свидетельства – запрет на коммерческую деятельность. Пилоту-любителю запрещено перевозить пассажиров или грузы за плату, превышающую затраты на топливо, масло и прочие расходные материалы, используемые в данном полете.

На курсе обучения пилотированию вертолета вы освоите практическое управление вертолетом ROBINSON-R44. Выдаем летные свидетельства и лицензии.

Требования по налету к пилоту-любителю

Для того чтобы получить Свидетельство пилота-любителя (частного пилота) и управлять вертолетом, нужно выполнить следующие требования по налёту:

  1. Общее количество часов налета – не менее тридцати пяти. При этом на основании утвержденной программы подготовки, количество занятий на тренажере не должно превышать пяти часов.
  2. Десять часов налета должны приходиться на самостоятельное пилотирование.
  3. Пять часов – самостоятельный налет по маршруту.
  4. Хотя бы один из полетов для обучающихся управлению вертолетом должен быть от 180 км и более и включать в себя две полные посадки на разных аэродромах.
  5. В практическую часть обучения должно войти три часа налета в ночное время с выполнением не менее пяти ночных взлетов и посадок.
  6. Налет по приборам – не менее одного часа.

Прочие требования к пилоту-любителю

  1. Возраст – старше 18 лет.
  2. Прохождение проверки знаний по теоретической части курса по следующим вопросам:
    • законы и правила управления вертолетом частным пилотом;
    • конструкционные особенности вертолета;
    • принципы эксплуатации и работы двигателя, приборного оборудования и прочих систем управления;
    • ограничения в эксплуатации вертолета;
    • предполетная подготовка и планирование полетов по определенным маршрутам;
    • подготовка плана полета;
    • применение метеорологических сводок и прогнозов;
    • применение аэронавигационных карт;
    • контроль угроз и ошибок в условиях полета;
    • авиационные коды;
    • действия пилота в аварийной обстановке;
    • знание опасных ситуаций, таких как: трансмиссия, «вихревое кольцо», земной резонанс, динамическое опрокидывание и т.д.;
  3. Наличие медицинского заключения второго класса.
  4. Практические навыки:
    • предполётная подготовка;
    • методы предупреждения столкновений;
    • визуальное ориентирование;
    • осуществление взлётов и посадок при различных погодных условиях;
    • пролёт препятствий;
    • полёт по приборам;
    • другие навыки.

Коммерческий пилот

Одна из ступеней повышения мастерства пилота вертолета – это получение Свидетельства коммерческого пилота. Коммерческий пилот может выполнять полёты с коммерческой целью. А это значит, что за совершаемые им перевозки пассажиров и грузов пилот может получать прибыль. Пилот, получавший указанное Свидетельство может быть командиром вертолета, управляемым одним пилотом, на вертолетах с двумя и более членами экипажа, ему может быть доверена лишь роль второго пилота.

Требования по налету к коммерческому пилоту

В России Свидетельство коммерческого пилота вертолета предполагает выполнение следующих требований:

  1. Общий налет – не менее 100 – 150 часов, в соответствии с выбранной программой обучения.
  2. Налет в качестве командира вертолета – тридцать пять часов.
  3. Налет по маршруту – не менее 10 часов.
  4. Налет по приборам – не менее десяти часов, из них за штурвалом тренажера не более пяти часов.
  5. Полеты в ночное время должны составлять пять часов, и включать совершение пяти ночных взлетов и посадок.

Дополнительные требования к коммерческому пилоту вертолета

  1. Возраст – старше 18 лет.
  2. Наличие Свидетельства частного пилота, за исключением случаев, когда выбранный курс предусматривает обучение по программам подготовки и пилотов-любителей, и коммерческих пилотов одновременно.
  3. Сдача экзамена по теории:
    • вопросы к курсу пилота-любителя;
    • проверка исправности оборудования вертолета;
    • правила техобслуживания вертолета;
    • климат районов полета;
    • причины возникновения явлений погоды, оказывающих влияние на полёт по маршруту, взлёт и посадку;
    • правила облета районов с опасными метеорологическими условиями;
    • принцип работы систем навигации;
    • правила перевозки пассажиров и грузов;
    • риски при перевозке опасных грузов;
    • правила перемещения грузов на подвеске;
  4. Наличие медицинского заключения первого класса.
  5. Дополнительный опыт пилотирования вертолета.

Стоимость пакета обучения в РФ для вождения вертолётом: от 800.000 рублей.

Права на управление самолетом и иными воздушными средствами – как получить

В России каждый желающий человек, соответствующий законодательным требованиям, может получить права не только на управление автомобилем, но также и воздушным транспортом. При этом, с учетом повышенной сложности управления таковыми транспортными средствами, а также с учетом высокой опасности подобного транспорта, существующие законы и требования являются достаточно жесткими, но не непреодолимыми. Узнайте, как получить права на самолет, вертолет или иной воздушный транспорт, и какие бывают виды летных лицензий.

Права на самолет или вертолет – правовое регулирование, виды летных лицензий

Основными нормативными документами, которые регламентируют правила полетов различных летательных аппаратов в России, а также выдачи летных лицензий, являются Воздушный кодекс РФ, затрагивающий большинство аспектов авиационной деятельности всех видов и Приказ Минтранса РФ №147 от 12.09.2008, содержащий непосредственные требования, предъявляемые к пилотам и иным членам экипажей воздушных судов.

Помимо этих законодательных и нормативных актов, также присутствуют и другие документы, регулирующие порядок использования самолетов – как в частных, так и в коммерческих целях, однако в первую очередь применяются нормативы именно двух вышеозначенных актов.

С точки зрения российского законодательства, существует несколько видов свидетельств пилотов, которые являются аналогом лицензий европейских стран или США в некоторых вопросах. К таковым можно отнести свидетельства следующих категорий лиц:

  • Частных пилотов.
  • Коммерческих пилотов.
  • Пилотов многочленных экипажей.
  • Линейных пилотов.
  • Пилотов планёров.
  • Пилотов аэростатов.
  • Пилотов сверхлегких воздушных судов.

Пилотские свидетельства в обязательном порядке содержат информацию о типе воздушного судна и его классе. Это может касаться в контексте рассмотрения самолетов с одним пилотом – количества двигателей и возможности посадки на воду. В вопросах же иных видов транспорта информация о классах и типах предусматривает отсутствие столь широкой спецификации.

В большинстве случаев, спецификация воздушных судов предусматривает указание в летных свидетельствах конкретных моделей или модельных рядов транспортных средств, которыми имеет право управлять пилот. При переходе на иные виды воздушного транспорта пилот в обязательном порядке должен пройти краткий курс обучения и аттестацию для получения новой соответствующей отметки в своем летном свидетельстве.

Все российские летные свидетельства также могут содержать в себе и дополнительные отметки, расширяющие права и возможности пилотов. В частности, таковые отметки могут предусматривать специфические права, такие как например, возможность полетов в ночное время, право на полеты по приборам, право на выполнение работы инструктора или же право на выполнение полетов только в качестве второго пилота.

Как получить летную лицензию и право на полеты

Получение летной лицензии частного пилота и соответствующего права на полёты требует обязательного прохождения обучения в сертифицированном заведении. Таковое обучение должно предусматривать ознакомление с действующим законодательством РФ по вопросам авиационного сообщения, теорией авионики и устройством выбранного самолёта в частности, и всех летательных средств соответствующего класса в целом. Кроме этого, теоретическая подготовка должна сопровождаться обязательным налётом, фиксируемым в документальном виде.

Минимальная норма налёта для получения свидетельства частного пилота составляет 40 часов на выбранном транспортном средстве. При этом налёт на симуляторах не учитывается. Однако, в зачет идет налёт в качестве второго пилота, при условии, что в качестве первого пилота будет проведено не менее 20 часов.

Стоимость получения летной лицензии зависит от выбранного учебного заведения. В среднем, стоимость обеспечения топлива и амортизации самолёта находится в пределах 10-15 тыс. рублей за один полётный час. Таким образом, получение летного свидетельства частного пилота будет стоить не менее 400 тыс. рублей. Однако следует учитывать, что большинство лётных школ могут устанавливать, как льготные программы для своих будущих пилотов и инструкторов, так и дополнительные наценки за сам факт обучения.

Читать еще:  Баллон для пейнтбола

Для получения свидетельства пилота, следует в обязательном порядке пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Потом с наличествующими документами от летной школы и заключением ВЛЭК, следует подать заявление в Росавиацию на прохождение аттестации на авиасимуляторе и в виде теоретического экзамена, после успешной сдачи которой выдается само свидетельство частного пилота.

Лицензии же коммерческого пилота в обязательном порядке требуют обучения в государственных летных училищах и аналогичных аккредитованных учебных заведениях. Однако они позволяют уже выполнять полеты за деньги.

В России частный пилот имеет право перевозить пассажиров бесплатно или за компенсацию затрат на полёт в равной мере вместе со своим личным взносом.

Срок действия свидетельства пилота составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от возраста пилота. Заново подтверждать налёт и сдавать аттестацию не требуется, а вот проходить ВЛЭК и получать её отметки – необходимо.

Международные летные права на самолеты и вертолеты

Несмотря на большое количество различных международных соглашений, касающихся воздушного сообщения и нормативов для авиатранспорта, единых систем квалификации пилотов пока что в мире не предусмотрено. В частности, на территории России действуют исключительно российские летные свидетельства, а также в некоторых случаях – летные свидетельства отдельных государств.

В то же самое время в Европе и США, российские свидетельства пилота являются принимаемыми контролирующими органами документами при соблюдении ряда условий. В частности:

  • После пересечения границы, пилот, имеющий визу или иное право на посещение страны и сообщивший свой полетный маршрут, а также конечную точку прибытия и время вылета, обязан приземлиться в ближайшем к границе аэропорту, имеющем международный терминал и таможенную службу.
  • После прохождения таможенного контроля и проверки документов, пилот обязан пройти валидацию своего свидетельства пилота. Стоимость таковой процедуры составляет около 100 евро и предусматривает проверку указанных в свидетельстве данных и последующее заверение его на срок от 3 месяцев до окончания действия самого свидетельства.

В США и Европе действуют иные нормативы полетных лицензий и иные принципы их получения. В целом, процесс обретения лицензий на полеты в Европе или Штатах является более простым с бюрократической точки зрения и нормативных требований, однако – более затратным с точки зрения стоимости обучения и получения соответствующей документации. Однако в целом в мире коммерческому пилоту будет намного проще трудоустроиться, имея европейскую или американскую полетную лицензию.

Как перестать работать программистом, получить лётные права и купить свой самолёт

Да, это реально. И да, всё не так долго, дорого и сложно, как кажется. Генеральный директор студии интернет-решений «Сибирикс» Владимир Завертайлов в своём гостевом посте рассказал о том, как исполнил свою давнюю мечту и научился летать. Получилась очень крутая и вдохновляющая история.

В последнее время меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы самому летать на самолёте. Поскольку мне очень небезразлична эта тема, я решил рассказать, как это случилось со мной, и дать, возможно, какие-то практические советы тем, кто решит попробовать. Замечу, что для авиации имеет очень большое значение, в каком городе вы живёте. В моём городе летать практически нереально. И тем не менее…

В двух словах о себе

Меня зовут Владимир Завертайлов. Я руководитель и главный бармалей студии интернет-решений «Сибирикс». Моя компания располагается довольно высоко в рейтингах интернет-разработчиков (9–12-е места). Большую часть времени я живу в Сибири и в Москве. В свободное от дел время летаю на маленьком жёлтеньком самолётике.

Столкновение с учителем

Я считал себя хорошим программистом. Я сидел и вторую неделю программировал на Action Script II. Кто имел опыт общения с этим языком и вообще со средой Flash, может подтвердить, что это довольно ублюдочное занятие — отладить в нём что-то многомодульное, многокомпонентное и написанное не тобой. В итоге через 12 бессонных ночей я закончил работу.

За этот проект мне заплатили 2 000 долларов (около 60 000 рублей по тем временам), которых мне копейка в копейку хватило на ремонт моей машины после аварии. Которая случилась через 15 минут после того, как мне перевели деньги… В этот момент я принял решение перестать программировать для клиентов и заняться управлением своей компанией.

Да, я получил деньги, выехал из офиса, косячно повернул налево и словил в зад своей старенькой Mazda новёхонькую Honda CR-V. Из неё вышел очень злой мужик Сергей и кратко и ясно дал понять, насколько я был не прав.

Я ещё тогда не знал, что это именно тот человек, с которым мы будем проводить огромное количество времени и который научит меня летать. Кому надо больше мистицизма, можете перечитать встречу Карлоса с доном Хуаном.

Вторая встреча

Погуглив, я выяснил, что столкнулся с очень крутым пилотажником. И на пару лет забыл об этой ситуации. Старая мечта детства — летать — так и оставалась закопанной под грудой ежедневных (пусть уже не программистских, а директорских — от этого не легче) бесконечных хлопот и проблем.

Если вы живёте в миллионнике, почти гарантированно в нём есть аэроклуб или что-то типа того, где за ваши деньги вас научат летать. В небольших городах и в целом по стране с этим намного хуже. Это как раз мой случай.

В один солнечный мартовский день моя сотрудница посоветовала встретиться со знакомым лётчиком, чтобы обсудить совместный проект. На него не было толком финансирования, но, если сойдёмся характерами, можно будет бартером летать на самолёте. Я согласился. Встретился со вторым пилотом пилотажной группы «Открытое небо» — Пашей. И спросил его, что нужно, чтобы научиться летать.

«Просто приезжай на аэродром», — сказал Паша. Я приехал. На аэродроме встретил Сергея, с которым мы столкнулись машинами. Мы друг друга не узнали, и, хотя смутное подозрение у меня закралось сразу, всё выяснить удалось только через год.

Первый шаг вообще прост. Приезжайте на аэродром. Полетать. Понравилось — поговорите с пилотами, как обучаться и где.

Что ещё нужно, чтобы летать

Формально, чтобы начать учиться, вы должны пройти лётную комиссию (ВЛЭК). Вам нужно налетать 45 часов. Всё аккуратно фиксировать в лётную книжку. Сдать аттестационные экзамены лётчику-экзаменатору. Выучить теорию в сертифицированном центре (полторы сотни часов). Сдать теорию (полторы тысячи вопросов). Заполнить пачку документов. И затем получить лётное удостоверение PPL (частного пилота).

Я помню радость первого самостоятельного полёта (меня отпустили на 20-м часу, это не самый резвый результат, но тут всё зависит только от вас). Радость. Папироски на память — одна из многих авиационных традиций.

Стоимость может сильно колебаться. В Москве это намного дешевле, чем в Сибири, да и инфраструктура лучше. Может стоить и 7, и 15 тысяч за час. В зависимости от типа самолёта, топлива или аэроклуба.

Потеря года

На практике я начал учиться, не пройдя лётную комиссию (ВЛЭК). В моём городе её вообще нет. Нужно ехать пару сотен километров, чтобы попасть в это заведение.

С собой вы должны привезти пачку документов, почти как на автомобильные права: паспорт, военный билет, выписку из амбулаторной карты, справки из наркологического и психиатрического диспансеров, флюорографию, снимки пазух носа, зубную формулу, общий анализ крови (плюс сахар, плюс данные о группе) и мочи, несколько фотографий. Лучше заранее созвониться с ВЛЭК и уточнить полный список (он зависит от вашего возраста). Затем нужно пройти врачей: терапевта, офтальмолога, хирурга, невролога и отоларинголога. ЭКГ проводится на месте, с нагрузкой.

Вы должны быть полностью здоровы. Меня, очкарика, сразу завернули. «Мальчик, иди отсюда», — сказали добрые доктора, и я в печали поехал обратно четверть тысячи километров.

Я начал читать всё, что только можно, по восстановлению зрения. Вывод был неутешительным: именно режим дня программиста — по 12–16 часов в день за монитором — убил моё зрение. Упражнения не помогут, так как глаза просто спазмированы. Реально вопрос может решить операция LASIK.

У меня не было раздумий. Несмотря на ужасы-кошмары, которые написаны в интернете, пошёл и сделал. Через четыре месяца после операции уже проходил ВЛЭК. Теперь я опять отлично вижу, но не могу бесить людей очками на лбу. Работать по 12–16 часов в день тоже не бросил.

NB! Я имел глупость потерять справку о результатах операции. Это доставило массу хлопот, так как нужно было в течение суток получить дубликат из другого города, который отдать могли только мне. Пришлось делать доверенность на супругу, чтобы ей отдали дубликат. А вообще, по правилам и дубликатов не делают, и уж тем более не отдают. Короче, не теряйте справки.

Ещё нюанс. Если вы проходите ВЛЭК в другом городе, не рекомендую вставать в три часа ночи, накачиваться кофе, чтобы не уснуть за рулём, затем долго ехать в гости к внимательному невропатологу: скорее всего, у вас будет лёгкий тремор рук. Приезжайте заранее и отдохнувшим.

По деньгам расклад примерно такой:

  • Операция LASIK стоила 50 000 рублей.
  • ВЛЭК и справки — около 7 000 рублей. Справка выдаётся на два года, но через год нужно обязательно приехать и пройти укороченную версию осмотра.
Читать еще:  Как называется электрическая доска на двух колесах

Тренировки

Огромное значение имеет то, кто именно будет вас учить. Мне повезло: Сергей — лётчик от бога, может летать хоть на гаражных воротах. При этом бесконечно терпелив и корректен. Однако вы должны понимать, что без мата ещё ни один самолёт не взлетал. 🙂

Обычный тренировочный полёт длится от 10 до 40 минут (в среднем минут 30). За день комфортно сделать 3–4 вылета. Дальше просто непродуктивно и кончаются силы. После тренировок всегда очень хочется есть. Время на аэродроме течёт незаметно.

Между вылетами и лётными днями очень важно прокручивать полёты в голове, вспоминая свои правильные действия, ошибки, анализируя пережитое. Это своего рода медитация. Многие знакомые мне лётчики просто сидят молча в самолёте минут по 20–30 после каждого вылета. И это действительно работает.

Теория

Для меня это было довольно просто. Я набрал 100 баллов из 100 в теоретическом экзамене. Это очень похоже на то, как проходят теорию в ГИБДД.

На тот момент, когда я учился, был опубликованный список вопросов от министерства с ОГРОМНЫМ количеством ошибок. Я изучал вопросы, читал книжки с теорией, ФАПы, законы и в итоге хорошо разобрался в теме. Плюс общение с преподавателями теории очень быстро ставит картинку на место.

Чуть позднее в Сети появился замечательный проект «РОСАВИАТЕСТ», где удобно проходить тесты с реальными вопросами и можно почитать комментарии, почему верен тот или иной ответ.

Обучение по теории стоит порядка 40 000 рублей. Стоимость самого экзамена я, к сожалению, не запомнил, но она не очень велика.

Авиационная бюрократия

Вообще её очень много. Лётная книжка, которую нужно заполнять от руки, бортовой журнал, формуляр двигателя, формуляр воздушного судна… Современные бортовые системы вполне умеют вести эти журналы в электронном виде самостоятельно. Есть и хорошие приложения для телефонов. Но по факту приходится писать ручкой на бумаге. Пережиток старины.

Свидетельство частного пилота (PPL)

Это как автомобильные права. Когда они у тебя на руках, ты больше никому ничего не должен доказывать.

По идее. А по факту — ты читаешь формуляры о катастрофах. Смотришь видео о крушениях самолётов. Анализируешь. Перечитываешь ФАПы. И никогда не перестаёшь обновлять теоретические материалы, перечитывая их по кругу.

Тебя бесят раздуваемые в СМИ факты о крушении самолётов. В последние годы вокруг этого какой-то нездоровый ажиотаж (или просто тебе об одном и том же инциденте сообщают из всех возможных источников, включая дальних родственников и знакомых, по 3–4 раза). Ну да, упал самолётик, погибло два человека. Да, плохо. Да, страшно. Но истерия в СМИ на всю страну — это перебор. Сколько автомобильных аварий в день с таким исходом? И что?

Свой борт

Рано или поздно вы к этому придёте. Копить деньги можно начинать заранее, за несколько лет.

Бывший в употреблении борт отечественного производства можно взять по стоимости нового дорогого автомобиля (или двух-трёх). Новый борт-иностранец не самое экономичное решение: от 100 000 евро до бесконечности.

При выборе самолёта есть огромное количество параметров, которые вы будете учитывать. Самые важные, на мой дилетантский взгляд: назначение самолёта (летать в гости или заниматься пилотажем?), стоимость борта и стоимость эксплуатации (например, эксплуатировать самолёт, летающий на 95-м бензине, втрое дешевле, чем летающий на специализированном, марки 100LL). Компоновку, балансировку и управляемость лучше обсудить с опытными специалистами. Авионика и любые дополнительные опции — чем круче, тем лучше (насколько хватает финансов).

К моменту выбора я уже успел полетать на трёх типах самолётов и примерно знал, чего хочу. Мне нужен был самолёт, на котором я могу не только летать по стране, но и учиться пилотажу. Так он мне никогда не надоест. Мой выбор пал на RV-7. Я взял почти новую машину. В наше кризисное время её было сложно продать, и владельцу повезло. Мне тоже, но я долго готовился.

Мы с Сергеем прилетели за 400 километров, подписали бумаги и забрали самолёт. Я лечу на NG-5. Мой учитель — на RV-7.

Это за неделю до того, как в интернете появилась утка «ой-ой, два мужика угнали самолёт». Я читал эти новости, и мне было понятно, что это просто какая-то кривая продажа. Я только что сам был в почти такой же ситуации. Кроме того, что по документам у нас было всё чисто, включая действующий СЛГ (сертификат лётной годности самолёта).

Окончательная процедура оформления (аналог постановки машины на учёт) заняла пару месяцев. Я обратился к хорошему специалисту, чтобы сэкономить личное время, но вообще можно проделать это самостоятельно. Дальше останется только проходить ежегодную процедуру получения сертификата лётной годности, поддерживать борт в идеальном состоянии и заполнять журналы и формуляры.

Задняя стойка

Я учился на самолёте с передней стойкой. Самолёт с задней стойкой более капризный на посадке. Этот зверь ещё и очень требовательный, быстрый и прожорливый.

Если при касании самолёта с передней стойкой всё уже кончилось, то на нём — всё только началось. Он умеет делать пилотаж (но без обратных перегрузок). С ним никогда не скучно. На нём можно лететь со скоростью до 370 км/час. И улетать на полторы тысячи километров от дома без дозаправок.

Мне пришлось переучиваться на заднюю стойку. Я не самый быстрый в обучении парень, поэтому пролетал часов 16–20, прежде чем смог спокойно посадить этот аппарат без «козлов» и уходов на второй круг.

Куда и как можно летать

В моей стране сейчас действует уведомительный порядок на полёты в зонах класса G. Это как раз те зоны, где чаще всего летают частные самолёты. Видимо, спасибо Дмитрию Анатольевичу — до этого был разрешительный, всё было намного сложнее. В других зонах требуется разрешение, но его легко получить.

Вы уведомляете УВД (управление воздушного движения) за полчаса до вылета. Например, через специальный сайт или по телефону. И идёте греть двигатель.

В принципе, вы можете прилететь на любой гражданский аэродром и пару часов постоять там. В авиации очень плотная концентрация хороших, умных, надёжных и совершенно удивительных людей. Я бы сказал, людей высшего сорта. Владельцы частных аэродромов и взлётных полос будут просто рады вашему визиту. В крупные узлы типа Домодедово даже не пытайтесь соваться (я слышал, что взлёт-посадка там стоят около 100 000 рублей).

Самое сложное

Авиация — это очень серьёзно. Главная сложность — «чтоб домашние не возражали». Вы будете потеряны для родных и близких на все выходные, в которые можно летать. Всё свободное время вы будете проводить на аэродроме. И вы получите огромное сопротивление, нервы, ругань.

Я не могу дать тут каких-то рекомендаций, у меня это проходило очень непросто. Но… Это надо пройти. И в один прекрасный момент с вами будет ваша любимая женщина и ваш самолёт. И пятый океан впереди!

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Для многих людей полеты являются мечтой, но не каждый осмеливается воплотить ее в жизнь. Кого-то пугает сложность в достижении этой цели, кто-то не уверен, что справится с ответственностью, иным попросту не хватает средств для обучения.

Однако те, кто все же морально и материально готов преодолеть все трудности, начинают подыскивать себе подходящий авиационный учебный центр чтобы, перед тем, как получить лицензию пилота, пройти профильное обучение и впервые подняться в воздух самостоятельно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Категории пилотов в России

Как и в любой другой профессиональной сфере, гражданская авиация предполагает наличие для управляющего транспортным средством специальной теоретической подготовки, подкрепленной практическими умениями и соответствующим состоянием здоровья.

В нашей стране квалификация пилотов подразделяется на три основных уровня зависимо от возможностей пилота (полеты «для себя», полеты «за зарплату» в частных фирмах или в качестве командира самолета, принадлежащего частному владельцу, или же серьезная занятость в сфере гражданских пассажирских перевозок на авиалиниях). Вот эти уровни:

  1. Пилот-любитель (с 2009 года во всех нормативных актах называется «частным пилотом»).
  2. Коммерческий пилот.
  3. Линейный пилот.

Существуют международные обозначения лицензий данных категорий. Для частных пилотов это PPL (Private Pilot License). CPL (Commercial Pilot License) дает право управления воздушными судами и перевозки пассажиров коммерческих рейсов. И наконец, ATPL — Airline Transport Pilot License – наивысшая квалификация пилота. Все летчики на крупнейших авиалиниях имеют лицензию пилота транспортной авиации.

Ключевые требования к получению каждой категории летных прав

Категории летных прав полностью зависят от квалификации пилота. Поэтому для получения лицензии пилота каждой последующей категории летчикам необходимо соответствовать определенным требованиям, ужесточающимся с каждым последующим этапом.

Так, пилоту-любителю необходим минимальный налет в сорок часов. Кроме того, лицензию частного летчика не могут получить граждане моложе 18 лет. Для допуска к практическим полетам обучающийся должен предъявить справку о прохождении медобследования третьей категории.

Читать еще:  Устройство гидроцикла

Для получения лицензии коммерческого пилота предъявляются более жесткие требования. Летчики должны:

  1. Иметь налет не менее 200 часов.
  2. Как командир воздушного судна, налетать не менее 100 часов.
  3. Совершить маршрутный налет не менее 20 часов (в который должны входить не меньше двух полных посадок на аэродромах).
  4. Иметь не менее десяти часов налета по приборам.
  5. Совершить не менее пяти часов ночных полетов (в эти налеты обязательно должны быть включены от пяти ночных взлетов и посадок).

Для получения летных прав коммерческого пилота необходим возраст от 18 лет и успешное прохождение медкомиссии второго класса.

Самые сложные условия – для кандидатов в линейные пилоты. Помимо прохождения наиболее сложной медкомиссии первого класса и достижения возраста 21 год, летчики обязаны иметь минимальный налет 1500 часов.

Общие требования для всех летчиков – знание английского языка на высоком уровне (способность говорить, понимать, читать и писать). Дело в том, что именно английский принят за международный язык авиации.

Прохождение медкомиссии

Медицинское освидетельствование для летчиков является чуть ли не ключевой составляющей для получения летных прав. Члены комиссии весьма строги к кандидатам, но это понятно – будущему летчику придется управлять воздушным судном. А эта работа сопряжена с немалым эмоциональным напряжением, а для более квалифицированных линейных летчиков – с ответственностью за жизни десятков, а то и сотен людей.

Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) подробно описана в Федеральных авиационных правилах №50 и условно делится на три класса:

  • третий класс: ее проходят все будущие летчики, эта комиссия наименее строга (но требования к ее прохождению очень жесткие) и необходима для того чтобы получить доступ к обучению на частного пилота;
  • второй класс предназначен для тех, кто уже имеет лицензию пилота гражданской авиации и намерен дальше повышать свою квалификацию;
  • первый класс подразумевает собой строжайший отбор, поскольку ее успешное прохождение дает летчику возможность управлять самолетами гражданских авиалиний.

Требования к прохождению ВЛЭК очень высокие. Будущий летчик должен иметь хороший вестибулярный аппарат, стопроцентное зрение (сейчас допускается лазерная коррекция), нормальный пульс и давление. Перед прохождением комиссии надо собрать результаты анализов и сделать выписку из амбулаторной карты.

Специалисты советуют заранее сделать ЭКГ, вылечить все насморки и гаймориты, а в случае проблем с зубами посетить стоматолога. Разумеется, за несколько дней до прохождения медкомиссии необходимо отказаться от алкоголя и прочих вредных привычек.

Как стать пилотом

Для того чтобы стать пилотом, необходимо пройти специальное обучение. Те, кто определился с призванием еще в юности, предпочитают поступить в авиационный институт, однако такое желание сопряжено с рядом трудностей.

Высших учебных заведений, обучающих будущих летчиков, в России всего три – в Москве, Санкт-Петербурге и в Ульяновске. Большинство остальных училищ являются летными колледжами и существуют на базе институтов.

В каждом из вузов есть бюджетные места, однако поступить не так-то просто – помимо жесткого отбора абитуриентам необходимо пройти довольно строгую медкомиссию, поскольку к управлению воздушными судами допускаются только физически крепкие люди без каких-либо отклонений в здоровье.

Кроме того, медосмотры придется проходить на каждом курсе, и если хотя бы один врач признает студента не годным, последует неминуемое отчисление, какие бы успехи такой ученик не показывал в учебе.

По окончании обучения, имея необходимый налет часов, выпускники получают категорию коммерческого пилота и могут приступить к самостоятельным полетам, чтобы со временем, получив достаточный опыт, иметь возможность перейти на работу на транспортные перевозки в качестве линейного пилота.

Поскольку не каждый готов к обучению в вузе, да и не все желающие управлять летательным аппаратом хотят связать с полетами свою жизнь, существует множество авиационных учебных центров, продающих курсы по обучению пилотированию. Такие учебные заведения обязательно должны иметь свой сертификат, дающий право вести обучение.

Разумеется, для студента это будет стоить немалых денег, но если проблем с финансами не наблюдается, а желание летать очень сильное, частная школа может быть отличным вариантом.

Обучение на пилота-любителя

Для того чтобы стать пилотом-любителем, необходимо пройти теоретическое и практическое обучение.

Первый этап занимает около двух-трех месяцев. В течение этого периода курсанты училищ и летных школ изучают различные предметы, знание основ которых необходимо пилоту. Некоторые студенты приступают к полетам с инструктором до окончания теоретических занятий, однако большинство предпочитает изучить все в классах, прежде чем начать применять свои знания на практике.

Теоретический курс подготовки частных пилотов включает в себя множество дисциплин. Среди них: управление самолетом, навигация, авиационная метеорология, аэродинамика, устройство самолета. Кроме того, в программу входит изучение юридических аспектов самолетовождения.

Практика подразделяется на занятия на тренажерах, имитирующих кабину самолета, на полеты с инструктором и на самостоятельные полеты. Постепенно осваивая этап за этапом, будущий летчик приобретает новый опыт. Время, затрачиваемое на практические занятия, не регламентировано – все зависит как от способностей студента, так и от его возможностей.

Сорок летных часов являются необходимым минимумом для получения лицензии, однако опытные инструкторы утверждают, что для уверенного пилотирования необходимо 100-150 часов налета.

Общий срок обучения в частных авиашколах, включая полеты с инструктором, занимает в среднем от полугода до десяти месяцев.

Порядок получения лицензии частного пилота

Свидетельство пилота выдается Росавиацией. По обучении выпускнику будет выдан документ, подтверждающий окончание авиационного учебного центра и справка о налете. Аттестация проводится комиссией или в самой Росавиации, или в одном из ее территориальных органов.

Успешное прохождение теоретических экзаменов и практического (полет с инструктором-экзаменатором), при наличии документов, подтверждающих соответствие будущего летчика всем прочим требованиям (налета часов, медицинского освидетельствования) дает гарантию на выдачу выпускнику летных курсов заветного свидетельства.

После обучения и получения лицензии пилота-любителя человек может самостоятельно совершать полеты в условиях хорошей видимости, управляя самолетом с одним двигателем.

Выдача свидетельства пилота-любителя сопровождается простановкой в документе отметок о типе воздушных судов, к управлению которыми разрешен доступ, а также о классе самого летчика – в данном случае, PPL.

Названия марок воздушных судов, на которых можно летать, в лицензии не указывается. Но в документе обязательно делается пометка о типе и классе летательного аппарата.

Так, в летные права выпускника курсов подготовки частных пилотов будет вписано «Самолет однодвигательный сухопутный».

Поскольку свидетельство частного летчика является первой ступенькой в постижении мастерства летчика, обладатель лицензии может продолжить обучение уже на коммерческого пилота и изучить полеты по приборам, налетать ночные часы и постепенно освоить многодвигательные самолеты.

Внимание: лицензия частного пилота дает право совершать перелеты в одиночестве, а также с семьей и друзьями. Законодательно таким летчикам запрещено извлекать коммерческую выгоду из своих полетов.

Другими словами, пассажиры могут разве что «скинуться» на топливо и аренду воздушного судна, безо всякой финансовой прибыли для самого летчика.

Срок действия лицензии

Как таковое, свидетельство пилота действует бессрочно, но всем летчикам необходимо проходить относительно частые медкомиссии. Медицинская справка, выданная врачебно-летной экспертной комиссией, для частных пилотов действительна в течение двух лет. Однако раз в год необходимо проходить медицинское освидетельствование по упрощенной схеме.

Ухудшение здоровья (самое распространенное для постоянно поднимающихся в воздух пилотов – частичная потеря слуха) станет препятствием к повторному прохождению медицинского осмотра ВЛЭК. Это лишит летчика возможности вновь сесть за штурвал.

Лицензия на пилотирование вертолета

Управление вертолетом не подразумевает более простые требования, чем те, что предъявляются к летчикам, желающим пилотировать самолеты. Например, прохождение обязательной врачебно-летной экспертной комиссии одинаково для получения лицензии пилота вертолета и летных прав для тех, кто собирается летать самолетами.

Поскольку вертолеты разных моделей несколько отличаются друг от друга по типу, для того, чтобы пересесть на другую машину, летчику необходимо дополнительно пройти небольшой курс переподготовки. Самый популярный легкий вертолет в большинстве летных школ – американский Robinson R44.

Обучение в вертолетных школах, как правило, короче – в среднем около двух месяцев. Программа аналогично совмещает теорию и полеты. По окончании курса, налетав сорок часов, учащийся проходит внутреннюю выпускную аттестацию, затем отправляется на экзамен в Росавиацию. После успешной сдачи экзаменов летчик получит свидетельство пилота вертолета.

Заключение

Для того чтобы исполнить свою мечту, сев за штурвал воздушного судно, к сожалению, мало одного лишь желания. Кандидат в летчики должен обладать отменным здоровьем и иметь возможность проходить медицинские обследования, из года в год подтверждая свою способность к управлению летательным аппаратом. Финансовый вопрос также немаловажен, ведь полная стоимость обучения на частного летчика зашкаливает за несколько сот тысяч рублей.

Однако если возможности и тяга к небу позволяют, ничто не мешает пройти спецподготовку и, налетав нужное количество летных часов, сдать экзамены и получить свидетельство пилота-любителя государственного образца, дающее право подниматься в воздух на законных основаниях.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять