1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парашют кто придумал

История парашюта

В истории сохранились разные легенды о смельчаках, пытавшихся приземлиться с помощью хитроумных приспособлений – прыгнуть, например, с колокольни. Одно из таких преданий, известное по китайским текстам, говорит о человеке, который спрыгнул с чердака объятого пламенем дома. Китайский парашютист укрепил над собой две большие шляпы, сплетённые из камыша, и сиганул вниз. Приземление прошло удачно.

Первые шаги

Первые сведения о парашюте как таковом мы встречаем в ренессансной Италии. Рисунок подобного устройства конической формы сохранился в одном из манускриптов семидесятых годов пятнадцатого века. Великий Леонардо Да Винчи, наизобретавший кучу разных приспособлений и механизмов, не обошёл своим вниманием и парашют:

«Если человек возьмёт полотняный купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей длины, то он может безопасно сброситься с любой высоты.»

Однако, как и многие другие его гениальные прозрения, идея парашюта так и осталась на бумаге. Прошло несколько десятков лет и другой замечательный иностранец –Фаусто Веранцо, насмотревшись рисунков Леонардо, опубликовал в 1595 году трактат под названием «новые машины». В этом трактате был помещён и рисунок Homo Volance – летающего человека. Человечек на рисунке спускался с башни, при этом он был подвешен к квадратному куполу. В 1617 году летающим человеком стал сам Веранцо. Он воплотил свою мечту в жизнь, спустившись на парашюте с колокольни собора Святого Марка в Венеции.

Летающий рецидивист

В 1777 году парижский профессор Фонтанж изобрёл ещё один вариант парашюта –летающий плащ, который по его утверждению, гарантировал безопасный спуск с любой высоты. Поскольку испытать такой аппарат на себе желающих не было, Фонтанж обратился к судебным властям с просьбой предоставить ему для испытания плаща преступника, приговорённого к смертной казни. Подопытным стал рецидивист Жак Думье, ожидавший своей участи в Бастилии. Узнав, чего от него ожидает Фонтанж, уголовник согласился. В присутствии стражей закона и самого изобретателя, он взошёл как на эшафот, на парижскую оружейную башню. Полёт прошёл нормально, лишь при приземлении Думье немного повредил колено, после чего смертную казнь ему заменили пожизненной каторгой.

А вот на самом себе испытал парашют Жозеф Монгольфье. В том же году, что и Фонтанж, он сконструировал некий аппарат для прыжков. Монгольфье прыгнул с крыши высокого сарая и остался жив. Свой подвиг Монгольфье больше не повторял, сконцентрировавшись на создании летательного аппарата. В 1783 году ему, вместе с братом, удалось впервые подняться на воздушном шаре в небо. В их честь такие аппараты, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольферов.

Вскоре французский физик Луи Себастьен Ленорман усовершенствовал известный уже более столетия аппарат Фаусто Веранцо. Парашют Ленормана представлял собой зонтикообразный купол со стропами, несколько напоминающий современные учебные парашюты, с которыми прыгают с вышки. Кроме того, Ленорман придумал и сам термин «парашют», соединив в одно слово греческое «пара» -против и французское «шют» — падение. Так что всё очень просто – парашют – это антипадение, или, выражаясь по-русски, антипад. Первый в истории человечества прыжок с парашютом с воздушного шара совершил Андре Жак Гарнерен. 22 октября 1797 года, набрав высоту около километра над Парижем, он перерезал постромки, соединявшие его картину с шаром, вызвав ужас у людей внизу. К Корзине был привязан шёлковый безрамный парашют. Во время падения корзина раскачивалась, а от удара при приземлении заскрипела. При этом сам парашютист остался жив и здоров. Примеру смельчака последовала и его жена, Жанна Женевьева, ставшая первой в мире женщиной-парашютисткой.

Но на пути человека ввысь не обходилось и без летальных исходов. В 1837 году погиб при испытании своей модели парашюта английский энтузиаст-воздухоплаватель Роберт Коккинг.

Воздушные шоу

Уже в 19 столетии прыжки с парашютом стали популярным аттракционом. В разных странах появилось много бродячих парашютистов-аэронавтов, которые в поисках заработка показывали свои рискованные прыжки.
Нашлись свои энтузиасты-парашютисты и в России. В 1806 году газета «Московские ведомости» сообщала, что русский воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре и совершил прыжок с парашютом. Смельчак благополучно спустился на землю и был восторженно встречен публикой.
В 1885 году В Россию прибыл француз Леру с цирковым трюком «король воздуха». Реклама необычного зрелища сулила публике прыжок с пятисот метров тормашками. Парашют Леру имел вид большого зонта. Это был своеобразный парашют-полуавтомат. Он крепился сбоку аэростата на особой верёвке с пружиной и как только человек прыгал, пружина разжималась, и парашт отделялся от шара.
В конце 19-го века в России прославилось целое семейство спортсменов-парашютистов. Юзеф и Станислав Древницкие и их сестра Ольга. Они сконструировали подвесной парашют наподобие тех, которыми пользовался ещё Гарнерен. Свои устройства-антипады они стали использовать на воздушных шарах-монгольфьерах.
А первым в истории животным-парашютистом стала свинья, которую всемирно известный дрессировщик Лев Дуров спустил с парашютом с большой высоты. Существует даже рассказ об этом, который так и называется — Хрюшка-парашютист.

Первый авиационный парашют

Со временем на смену воздушным шарам пришли новые летательные аппараты – самолёты. По мере развития авиации росло и число жертв среди лётчиков. Необходимость в надёжном спасательном средстве для пилотов дала парашютам новую жизнь. В 1910 году во время показательных полётов в Санкт-Петербурге погиб Лев Макарович Мациевич, легенда русского воздухоплавания. Это трагическое происшествие стало первой в отечественной истории авиакатастрофой. Под впечатлением от этой трагедии русский Глеб Евгеньевич Котельников создал первый в мире авиационный парашют. Он имел круглую форму и укладывался в ранец, который крепился на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол после того, как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Такая конструкция спасательного парашюта используется до сих пор. В 1911 году Котельников зарегистрировал своё изобретение – ранцевый парашют свободного действия. Но главное инженерное управление русской армии не приняло в производство парашют Котельникова. Резоны для отказа были таковы: при малейшей неисправности авиаторы будут стремиться покинуть боевой аэроплан.
Вскоре, как часто и бывает с русскими открытиями, это изобретение получило признание за рубежом, а в России о нём вспомнили только в ходе Первой Мировой Войны.

История создания парашюта, кто изобрел первым?

Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

Читать еще:  Парашют юниор характеристики

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.

Кто изобрел парашют

Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова успешно испытавшего парашют 6 июня 1912 года

Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка — то есть такой, какими пользуются и по сей день, — изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.

Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.

От Возрождения до Первой мировой

«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП .) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…

Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени — капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе — это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.

Читать еще:  С какого самолета прыгают десантники

Полет Льва Мациевича. Источник: topwar.ru

С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, — писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. — Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.

Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.

«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, — вспоминал потом Котельников. — Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».

Из шлема — в ранец

«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, — писал в своих воспоминаниях Котельников. — Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».

Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный — поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой — парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: «Вот!» Он нашел то, что искал!»

Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем — голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом — из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.

Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.

К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 — то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.

«Парашюты в авиации — вообще вещь вредная…»

Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» — такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.

С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам — чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!

Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.

В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…

Человек летающий. Как и зачем люди придумали парашюты

Ежегодно 26 июля профессионалы и любители парашютизма отмечают свой День. Пусть он не официальный, зато празднуется широко. Именно 26 июля в 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.

Парашют для Иван Иваныча

Сейчас в России парашютные прыжки исчисляются десятками тысяч, а прыжки с парашютной вышки ― сотнями тысяч.

Появление и активное развитие парашютного спорта во многом обязано одному российскому… актеру начала XX века. Глеб Котельников по роду своей деятельности не был связан с авиацией. Окончив военное училище, он ушел в запас и посвятил себя Мельпомене – играл в труппе Народного дома.

Но интерес к военной технике был у Котельникова в крови, он внимательно следил за развитием авиации и очень переживал за частые трагические исходы полетов. В то время статистика показывала неуклонный рост числа жертв авиакатастроф с каждым годом. А когда на одном из всероссийских авиационных праздников в 1910 году погиб его друг и коллега Лев Мациевич, Котельников и вовсе потерял покой.

Читать еще:  Площадь парашюта д 6

Глебу с детства нравилось мастерить разные игрушки, и после того трагического случая он всерьез взялся за конструирование модели парашюта с куклой. Его ноу-хау заключалось в том, что парашют должен быть прикреплен к человеку и срабатывать безотказно. До этого летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко. Заслуга Котельникова еще и в том, что он первый разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать.

Уже в 1912 году новое оригинальное изобретение «РК-1» было испытано на манекене из мешковины и песка – Иван Иваныче, как ласково звали его испытатели. «Выживаемость» Иван Иваныча, снаряженного парашютом в металлическом ранце с оригинальной защелкой, была поразительной. Котельников несколько раз сбрасывал подопытного с аэростата, и каждый раз система срабатывала безотказно.

Вдохновленный успехом, он обратился к военным, предложив свою новинку. Но бюрократический маховик «пожевал и выплюнул» гениальную идею: одобрили, но отклонили «за ненадобностью».

Вспомнили об «РК-1» только в начале Первой мировой войны. Парашют был успешно применен на фронте.

Котельников продолжал работать над конструкцией своего парашюта. Новые усовершенствованные модели «РК-2» с полужестким ранцем (1923 г.) были приняты на вооружение ВВС.

Чуть позже он выпустил «РК-3» с мягким ранцем. Котельников первый разработал парашют для грузов, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов и т.д.

В 1926 году все свои изобретения он передал Советскому правительству. В конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.

К концу 1931 года на счету советских парашютистов было уже около 600 тренировочных и показательных прыжков.

Молодые энтузиасты начали совершать прыжки на воду, в глубокий снег, ночью с большой высоты и затяжные прыжки, получившие в дальнейшем широкое распространение. Увлеклись парашютизмом и женщины.

Так парашют из средства спасения жизни превращался в спортивный снаряд, а прыжки – в шоу, увлечение и прекрасный зрелищный вид спорта.

«Летающий плащ» и полеты с зонтиком

История парашюта начинается задолго до изобретения Котельниковым ранцевой системы. Древние записи свидетельствуют о том, что люди постоянно пытались прыгать с деревьев, крыш и других объектов, используя нечто вроде зонтиков. Но, конечно, зачастую с печальными последствиями.

В рукописи Леонардо да Винчи 1495 года описано устройство для безопасного спуска с высоты: оно представляло собой «палатку» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Учитывая, что средневековая мера длины — локоть — равнялась примерно 50-60 сантиметрам, то несложно посчитать, что да Винчи весьма точно предсказал оптимальный размер парашюта — диаметр современного купола не превышает 6-7 метров.

Похожей конструкцией воспользовался француз Лавен — заключенный. Он сшил из простыни «шатер», привязал снизу веревки и пластины из китового уса и выпрыгнул с этой конструкцией из тюремного окна. Успешно приводнился – и был таков.

В 1777 году на потеху публике другому французу Жану Думье, приговоренному к смертной казни, предложили опробовать «летающий плащ профессора Фонтажа». По условиям уговора, если он выполнит прыжок с крыши с «плащом» и удачно приземлится, ему даруют жизнь. Посмотреть на это собралась целая толпа, которая осталась в восторге от зрелища – эксперимент удался, Думье спланировал вниз и остался цел.

В конце XVIII века при освоении воздушных шаров началось практическое применение парашютов. В то время, конечно, это была весьма громоздкая конструкция и крепилась она к аэростату.

22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов. Зрители и сейчас завороженно «открыв рты» наблюдают за полетами парашютистов, а в те времена подобный трюк и вовсе восприняли как чудо.

А где есть восторг публики – там рождается шоу. Стали появляться бродячие парашютисты-аэронавтыв, которые в поисках заработка показывали прыжки с парашютом в разных странах. Нашлось немало энтузиастов и в России. К сожалению, из-за несовершенства конструкции, которая порой складывалась, закручивалась и постоянно раскачивалась, нередки были трагические случаи гибели парашютистов.

Но благодаря постоянным экспериментам, модернизировался купол, и многие догадки ученых актуальны до сих пор. Например, ученый Лаланд предложил делать в традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих системах современных парашютов.

Мне бы в небо

Сегодня военная и гражданская авиация немыслима без парашютов. Но значение их выходит далеко за рамки спасения жизни и доставки людей и грузов в пункт N. Парашютизм сегодня — это спорт, это зрелище, это хобби, это развлечение, доступное практически каждому, это мечта о небе, ставшая осязаемой. А для кого-то парашюты – это жизнь.

Развиваясь и совершенствуясь, парашютный спорт предлагает нам сегодня целый букет потрясающе красивых и захватывающих дисциплин. Вкратце о некоторых из них.

Групповая акробатика и построение формаций представляет собой построение фигур в свободном падении. Эта дисциплина возникла в Узбекистане в 1975 г. и первой фигурой был круг из 12 человек.

Фристайл по праву считается воздушным балетом. Во время свободного падения парашютист выполняет разнообразные вращения в произвольных плоскостях в самых разнообразных позах. Опорой служит только поток воздуха, что открывает широкие возможности для импровизации и самовыражения. Оценивается выступление с точки зрения эстетики и красоты движений. Одновременно в прыжке могут участвовать несколько человек.

Фрифлай также относится к артистическим дисциплинам. В свободном падении спортсмены взаимодействуют друг с другом, строят различные фигуры находясь в разных положениях — сидя, стоя, вниз головой, на спине. Иногда даже используют мяч или трубу (из плотной ткани), перекидывая друг другу и используя их для зрелищности выступления.

Скайсерфинг – молодой и бурно развивающийся вид парашютного спорта. Команда состоит из двух человек: лыжник и оператор. Лыжник на доске делает фигуры, оператор снимает. В зачет идут лишь 50 секунд из полученного видео. Сложность этой дисциплины в том, что аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения при прыжке с парашютом, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта.

Самая популярная «дочка» парашютизма — бейсджампинг. B.A.S.E. — акроним от английских слов: Building (здание), Antenna (антенна), Span (перекрытие, мост), Earth (земля). Это и есть основные объекты, с которых выполняются прыжки. Бейсджампинг — наиболее опасный вид прыжков с парашютом и по праву считается крайне экстремальным спортом. Что и привлекает тысячи молодых людей, ищущих адреналина.

В России нет закона, запрещающего либо ограничивающего бейсджампинг. Поэтому пойманным «бейсерам» обычно вменяют «хулиганство» или «незаконное проникновение на охраняемую территорию».

В период с 1981 по 2010 года зарегистрировано 159 происшествий со смертельным исходом.

В целом же, парашютный спорт хоть и считается экстремальным спортом, но по статистике не опаснее футбола. Ведь всегда там, где есть адреналин, есть риск. Где есть риск – там есть статистика.

В среднем количество смертельных исходов в парашютном спорте — 1 случай на 80-100 тыс. прыжков, и 1 травма средней тяжести на 2500 прыжков.

Парашютная система сама по себе безотказна, а в основе внештатной ситуации практически всегда стоит человеческий фактор. Конечно, безопаснее смотреть на облака из окошка, но на Земле живут беспокойные люди, им никак не усидеть на месте, им бы в небо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector