231 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ткань для парашютов

Как называется ткань для парашютов, где она ещё используется?

Называется она Р И П С Т О П. Рипстоп – это армированная усиленными волокнами ткань, как правило имеет основу в мелкую клеточку. Делается это для того, чтобы ткань было сложно разорвать. Само собой такая ткань применяется в первую очередь для пошива современного военного обмундирования. Солдат очень нуждается в крепкой и лёгкой одежде. Ещё из рипстопа шьют различные тенты: палатки всякие там, шатры, рекламные банеры большой площади ну и само собой, парашюты.

В общем рипстоп, применяется там, где требуется повышенная прочность.

Материал, из которого делают парашюты, постоянно моденизировался и улучшался. Возможно, в дальнейшем снова изобретут что-то новое. Главное, чтобы это был одновременно плотный, но легкий материал, который не боится влаги.

Раньше такую ткань называли парашютным шелком, сейчас же используют такие названия как перкаль и авизент (сокращение от “авиационный брезент”). Оба слова состоят из 7 букв, в ответах на кроссворд может встречать один и другой вариант, стоит соотносить с другими отгаданными буквами.

Из авизента могут шить и рюкзаки (в том числе для самих парашютов), и специальные костюмы для туристов.

Из перкаля шьют как палатки и тенты, так и скатерти, шторы. Довольно высоко ценится постельное белье из перкаля. Конечно, ткань по-разному обрабатывают в зависимости от цели использования.

Известно, что в России выпускают так называемый авиационный брезент ( Авизент – именно он и изображён на фото), который пришёл на смену брезенту сразу же после Второй Великой Отечественной войны. Следует добавить, что первоначально она выпускалась лишь для военных нужд, но в наше время уже пользуется высоким спросом в самых разных отраслях.

Хочется упомянуть, что Авизент – это очень плотная, долговечная, легкая и дешевая ткань с уникальными техническими характеристиками материала, которые обеспечиваются особым переплетением нитей. Для производства этой ткани используются натуральные (хлопковые) и искусственные волокна.

Применяют этот материал в качестве фильтров, которые на выходе обеспечивают абсолютно чистую вод и свободную от примесей. Ею накрывают различные объекты, которым необходима хорошая вентиляция, а также изготавливают:

Так что ответом на ваш вопрос является материал – Авизент.

Ткани

Cordura

Эта ткань является основным материалом в производстве ранца.

Cordura – семейство нейлоновых тканей высокой плотности (1000 d). Изначально являлась торговой маркой компании DuPont, после многочисленных продаж бизнеса торговая марка утеряна, и сейчас существует более 10 только крупных компаний, выпускающих материалы такого типа.

Мы прилагаем максимум усилий, чтобы найти и использовать лучшие материалы, так как качество материалов – это один из самых первых путей к долгой и успешной жизни производимого изделия.

Вся кордура, используемая в производстве ранцев SWS, имеет дополнительную водонепроницаемую пропитку.

Parapack

Нейлоновая ткань, более мелкого плетения, и меньшей плотности (420 d). Используется как вспомогательный материал, в местах, где не нужна особая прочность кордуры, а также в конструкции камер запасного и основного парашютов.

Parapack Foam

Особый вид парапака, отличающийся нанесенной при производстве специальной разновидностью пеноподобного материала. Используется в местах, где необходимо смягчить ранец в контакте с телом парашютиста, а также для внутренней облицовки клапанов основного и запасного парашютов. За счет более мягкого и гладкого материала клапанов – риггеру проще уложить камеру в контейнер, а при раскрытии – камере легче выйти из контейнера.

3D Spacer Foam

Сетчатый материал, применяемый в местах прилегания к телу, для улучшения вентиляции.

Внимание: при всех возможных плюсах этого материала, у него существует особенность – при неаккуратной эксплуатации он легко повреждается.

Ballistic

Тяжелая плотная (приблизительно 600 г/м2) нейлоновая ткань. Используется для того, чтобы сделать определенные части ранца более жесткими там, где это необходимо. Сертификат MIL-C-3953.

ZP

Нейлоновая ткань нулевой воздухопроницаемости. Обычное применение – современные основные парашюты. Используется для изготовления вытяжного парашюта ОП.

F-111

Нейлоновая ткань уменьшенной воздухопроницаемости. Обычное применение – запасные парашюты. Используется для изготовления вытяжного парашюта ЗП, а также некоторых видов медуз ОП, где необходима большая площадь – для вингсьюта и свуп. Сертификат MIL-C-44378 Type IV.

Сетка Marquisette

Сетчатый материал. Используется в конструкции медузы основного парашюта. Имеет специальную пропитку, для придания дополнительной прочности и формы.

Сетка High Drag

Сетчатый материал повышенной воздухопроницаемости. Используется в конструкции медузы запасного парашюта, а также, в некоторых специальных случаях – медузы основного парашюта. Имеет специальную пропитку для придания дополнительной прочности и формы.

Спандура

Гибридный материал, смесь эластичного спандекса и кордуры. Отличается повышенной прочностью и при этом эластичностью. Применяется в конструкции кармана вытяжного парашюта.

УСТРОЙСТВО ПАРАШЮТА

ВВЕДЕНИЕ

Парашюты, родившиеся как аттракцион, со вре­менем стали средством спасения летчиков и сегодня получили достаточно широкое распространение. Это и спасательное средство, и, если так можно выразить­ся, вид военной техники; парашютом увлекаются лю­бители пощекотать свои нервы, парашютный спорт весьма популярен и имеет множество направлений.

Некоторые черты объединяют парашюты всех поко­лений, хотя многие образцы современной парашютной техники совершенно не похожи на их прародителей. Совершенствование парашюта послужило причиной возникновения новых самостоятельных занятий. Так, работы по улучшению аэродинамики планирующих парашютов привели к появлению парапланеризма, а благодаря «скрещиванию» современного парашюта-«крыло» с воздушным змеем (и отчасти — парусом) воз­ник кайтинг.

Читать еще:  Прыжок с парашютом противопоказания

Сейчас парашютные прыжки — очень доступное занятие. По всему миру расположено множество аэро­клубов, где практически любой желающий может совершить ознакомительные прыжки — как с небольшой высоты (самостоятельно, с десантным или тренировочным парашютом), так и со значительной (в сопровождении инструкторов), испытав ни с чем не сравнимые ощущения свободного падения. Пройдя курсы обучения, можно заняться парашютным спортом.

Для тех, кто задумывается о совершении первого прыжка, книга расскажет о том, как устроен парашют, чем занимаются спортсмены-парашютисты в небе и опасно ли прыгать.

Прошедшим обучение данное издание может по­мочь с выбором пути дальнейшего совершенствования, сориентироваться в парашютном снаряжении, углу­бить знания парашютной техники и правил безопас­ности.

Данную книгу нельзя рассматривать как самоучитель по применению парашюта. Все виды парашютных прыжков совершаются только под руководством опытных инструкторов в спортивных или военных организациях. Освоение методов управления парашютом необходимо вы­полнять только под контролем штатных инструкторов авиационных организаций.

Автор благодарит Татьяну Бондарь за подготовку исторического обзора, Егора Токунова, Александра Чузо, Дмитрия Губанова за предоставленные фотографии.

С автором книги можно связаться по е-mail: jump@parashut.соm или www.parashut.com

УСТРОЙСТВО ПАРАШЮТА

Все парашюты (за исключением вытяжных и стаби­лизирующих) имеют общие элементы: купол, стропы, подвесную систему, ранец (контейнер). Эти элементы могут достаточно сильно отличаться в разных моделях, но все равно они имеют общие черты и сходные принципы конструкции и исполнения. В этом разделе мы рассмотрим общие принципы устройства ранцевого парашюта и его частей.

КУПОЛ

Все купола сшиты из ткани и имеют стропы, связы­вающие их с подвесной системой. Конфигурация на­полненного воздухом купола зависит от расположения мест крепления строп, их длины, а также от того, как он скроен и сшит.

Ткань, из которой шьется купол парашюта, должна быть тонкой, легкой и прочной, иметь определенные характеристики воздухопроницаемости. Первые пара­шюты шили из парашютного шелка, хлопчатобумаж­ного перкаля. Ткань современных куполов — синтети­ческая. Это различные виды капрона — каркасный, каландрированный (со специальной пропиткой). Тех­нологии изготовления качественной парашютной тка­ни (например, американские ткани Р-111 и 2Р-0) за­патентованы, такие материалы достаточно дороги. В местах, где купол испытывает наибольшие нагрузки, его усиливают силовыми лентами, имеющими проч­ность на порядок выше, чем остальная ткань. Для при­вязывания строп на купол пришивают петли из тех же силовых лент (рис. 1).

Современные скоростные «крылья» делают из тка­ни с нулевой воздухопроницаемостью (ZP), купола круглых парашютов всегда пропускают воздух. Это свя­зано с особенностями наполнения купола. Например, Д-1-5У с 82-метровым перкалевым куполом, хорошо пропускающим воздух, нормально работает на прину­дительное раскрытие. А более плотный капроновый купол Т-4 в тех же условиях выворачивается, для нор­мальной работы ему необходима минимум пятисекунд-ная задержка раскрытия.

На вершине однооболочкового купола обычно нахо­дится полюсное отверстие, пересекаемое крестовиной из силовых лент (либо «лучами» строп) для крепления стренги вытяжного парашюта. Полюсное отверстие по­могает устранить раскачивание парашюта при сниже­нии. Более подробно эта тема рассматривается в главе «Принципы работы парашюта».

СТРОПЫ

Стропы современных парашютов изготавливают из синтетики: капрона (dacron), CBM (сверхвысокомо-дульного материала), microline (spectra), vectran, HMA (High Modulus Aramid). Стропы отличаются прочностью, толщиной, стабильностью длины, эксплуатационны­ми свойствами, ценой (рис. 2). Для десантных куполов наибольшее значение имеет эксплуатационная сторо­на, цена. На них устанавливаются дешевые капроно­вые стропы с большим ресурсом прыжков.

Для современных скоростных куполов решающую роль играет аэродинамика, а следовательно, толщина строп, их стабильная длина, влияющая на профиль крыла.

Прочность строп из различных материалов можно примерно охарактеризовать так: при равной толщине стропа из СВМ в три раза прочнее капроновой, а микролайн, вектран и НМА — в четыре.

Хлопчатобумажныестропы устанавливались на не­которые старые модели парашютов, например Д-1-5У (которые, правда, эксплуатируются и сейчас). Их проч­ность — 125 кгс. Состоят из оболочки и внутренних нитей, имеют круглое сечение. Достоинства: не боятся ожогов. Недостатки: боятся влаги (плесени), имеют большой объем и массу при относительно невысокой прочности.

Капроновыестропы прочностью 150 кгс стоят на круг­лых куполах, таких, как Д-6, 3-5, Т-4, УТ-15, ПТЛ-72. Они имеют такую же структуру, как хлопчатобумажные (оболочка, внутренние нити, круглое сечение), но бо­лее тонкие и прочные, боятся высоких температур, сол­нечного света.

Лавсановые стропы— плоские, относительно тол­стые синтетические стропы белого цвета, применявшиеся на парашютах ПО-9. В настоящее время не ис­пользуются.

СВМ(на западе называют кевларом) — стропы цве­та хаки, при равной прочности гораздо тоньше хлоп­чатобумажных и капроновых. Устанавливаются на спортивные парашюты-«крыло» Ивановского завода «Полет». СВМ имеют достаточно высокий коэффици­ент трения, поэтому на куполах с такими стропами слайдер очень часто не может опуститься до конца и необходимо помогать ему вручную. Стандартные зна­чения прочности: 250 и 450 кгс. Отличаются стабиль­ностью размеров. Имеют плоское сечение.

Dacron— капроновые стропы, имеющие ресурс 1000 и более прыжков, в сечении круглые. Некоторая упру­гость таких строп в определенной степени смягчает рас­крытие купола. Из-за большой толщины не пригодны для скоростных куполов, так как создают значительное воздушное сопротивление, имеют большой укладочный объем. Применяются в основном на классических и ку­польных парашютах: для классических важен их высо­кий ресурс прочности, для купольных толстые стропы предпочтительнее, так как меньше «перепиливают» спортсменам ноги. Замену дакроновых строп можно производить по визуально определяемому износу.

Читать еще:  С какой высоты прыгают с парашютом

Spectra— высокопрочные волокна на основе поли­этилена. На вид отличаются небольшой толщиной, плоским сечением, на ощупь — скользкие, достаточно жесткие. По аэродинамическим характеристикам хо­рошо подходят для высокоскоростных парашютов. Не­достатком является то, что из-за нагрева вследствие трения о кольца слайдера в процессе эксплуатации уменьшаются в длине, в результате меняется геомет­рия купола, ухудшается аэродинамика. Ресурс данных строп — около 800 прыжков, после чего износ стано­вится хорошо заметным и стропы необходимо менять.

Рис. 2. Синтетические стропы (слева направо):

капрон, лавсан, Dacron, CBM, Spectra; для сравнения показана стропа параплана (справа)

Но для сохранения летных характеристик на скорост­ных куполах рекомендуется менять стропы Spectra уже через 400 прыжков. Стандартные размеры (прочность): 550, 725, 825, 1000 lbs (фунтов).

Vectranимеет ресурс 600 прыжков. Стропы из этого материала тонкие, круглого сечения, светло-коричне­вого цвета. Со временем они не изменяют длины, бла­годаря чему используются на куполах класса High и Ultra High Performance (PD Velocity, почти все купола Icarus Canopies). Недостаток вектрана по сравнению с микролайном — меньшая механическая стойкость, внутреннее разрушение, что означает возможность раз­рыва строп, которые внешне выглядят еще неплохо. Во избежание подобных случаев необходимо более строго следить за количеством прыжков на куполе с вектрановыми стропами и своевременно заменять их.

HMA (Technor)— материал, продвигаемый амери­канской фирмой Precision Aerodynamics. По характери­стикам близок к вектрану, но тоньше, декларируется более длительный ресурс — 800 прыжков. Так же, как вектран, со временем не меняет длины. Поскольку НМА пока еще недостаточно долго эксплуатируется, его эксплуатационные свойства вызывают споры.

Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Парашют – это устройство, замедляющее процесс падения предметов в воздухе. Поначалу его использовали для безопасного приземления человека, но теперь при помощи парашютов решается множество задач.

Интересные факты
  • Идея создания парашюта принадлежит итальянцу Леонардо да Винчи. Именно он впервые сформулировал принцип его работы, используемый по сей день.
  • Это принцип был усовершенствован и воплощен в жизнь наш отечественный изобретатель, Глеб Котельников, которому в 1911 г был выдан охранный патент на его парашют. Этим конструктор вписал в историю факт принадлежности этого изобретения России.
  • Первый купол был произведен из шелка и упакован в алюминиевый ранец. В своей конструкции он содержал две стропы и пружину, выбрасывающую купол из ранца. Изделие вызвало большой интерес военных и было наименовано РК-1, а именно «Русский. Котельников. Первый».
  • Последователями Котельникова стали братья Доронины, которые изобрели механизм автоматического раскрытия парашюта. Свои разработки они начали после нескольких случаев гибели парашютистов, не успевших открыть свой купол.
  • Первая вариация купола парашюта была круглой, выглядевшая в раскрытом виде как полусфера. Затем были созданы квадратные парашюты, а со временем и «крыло».

Виды парашютов
По сфере эксплуатации купола подразделяют на:
  • Тормозные.
  • Для приземления грузов.
  • Для десантирования людей.
Тормозной

Был создан в ХХ в. советским ученым. Исходной миссией создания явилась идея его использования для остановки машин. Такой вариант не получил развития, зато тормозной парашют отлично прижился в авиации.

В наши дни он входит в конструкцию тормозной системы истребителей. Эти самолеты приземляются с большой скоростью, а тормозная дистанция порой бывает очень мала. Выбрасывание купола сокращает тормозной путь на 30%.

В гражданской авиации это устройство не применимо, поскольку пассажиры испытывали бы серьезные перегрузки при приземлении.

Система для приземления грузов

Состоит из одного или нескольких парашютов. Некоторые виды оснащаются двигателями, усиливающими эффект торможения при стыковке с поверхностью, например, парашютные системы для спуска на землю космических аппаратов.

В состав подобной конструкции входят:
  • Вытяжной купол, являющийся также основным.
  • Стабилизирующий, обеспечивающий поддержание груза в заданном положении.
  • Поддерживающий, обеспечивающий правильное раскрытие другого купола.
Для десантирования людей
Это наиболее распространенное использование изделия. Устройства для безопасной посадки людей подразделяются на:
  • Десантные.
  • Тренировочные.
  • Спортивные.
  • Спасательные.
  • Запасные.
Десантные

Обычно сферические либо квадратные.

Скорость снижения сферического парашюта (в частности, Д-5, Д-6, Д-10) составляет 5 м/с. Допустимые пределы высоты для выбрасывания: нижний — 0,2 км, верхний — 8 км. На стабилизацию уходит 3 с.

Их существенный минус состоит в плохой управляемости.

Подобный недостаток устранен в квадратных парашютах («Листик» Д-12). В них сделаны вспомогательные отверстия, что повышает их мобильность.

Тренировочные

Сферические, с прорезями в куполе, оснащенные специальными клапанами. Благодаря такой конструкции парашютист может управлять горизонтальным перемещением и контролировать точность посадки.

Самый широко используемый тренировочный парашют – Д-1-5У. Он имеет хорошую маневренность и обычно выдается в парашютных школах и клубах тем, кто прыгает впервые. Его параметры таковы:

  • Наибольшая высота выброса — 2,2 км, наименьшая — 150 м.
  • Стремительность спуска — 5 м/с.
  • Возможность разворота на 180 градусов.
Читать еще:  Сколько нужно прыжков с парашютом для разряда
Спортивные

Маркируются сокращением ПО (ПО-16, ПО-9), что означает «планирующие оболочковые». Устройства, используемые в спорте, очень многообразны. По форме крыла различают:

  • Прямоугольные.
  • Полуэллиптические.
  • Эллиптические.

Прямоугольные наиболее распространены. Такая форма делает управление простым, а поведение конструкции — предсказуемым. Однако она не отличается своими аэродинамическими свойствами.

Эллиптическое крыло характеризуется скоростным спуском и хорошей аэродинамикой. Такой подходит профессиональным спортсменам.

Кроме того, парашюты делятся на:
  • Классические.
  • Студенческие.
  • Скоростные.
  • Переходные.
  • Тандемные.

Классические очень большие по своему размеру (до 28 м².), а поэтому очень устойчивы при порывах ветра. Кроме этого, они позволяют выполнять точную посадку, контролировать процесс снижения и обладают скоростью до 10 м/с.

Студенческий — это устройство для учебных занятий с новичками. Он малоподвижен, не так мобилен, но в то же время безопасность его выше. По размеру аналогичен классическому.

Скоростные устройства обладают маленьким куполом (до 21,4 м².) и считаются профессиональными. Они быстрые и маневренные: максимальная скорость — 18 м/с. Это выбор натренированных парашютистов.

Тандемный купол производит спуск одновременно двух людей. Его площадь максимальна — целых 11 секций. Такие системы устойчивы и очень прочны.

Переходный парашют нужен для тренировок, предшествующих спуску на скоростном. Он малоподвижен, но может поддерживать скорость в боковом направлении до 14 м/с.

Спасательные

Их роль очень важна — высадка пассажиров из самолета, попавшего в аварийную ситуацию. Их купола сферические (С-4, С-5) либо квадратные (С-3-3).

Выброс купола производится на скорости до 1100 км/ч и высоте от 60 до 12000 м (может варьировать для отдельных типов). Размер спасательного купола очень большой, порядка 56,5 м. В оснащении катапультационных систем на значительной высоте имеется дыхательное оборудование.

Запасной

Обязательный элемент комплектации любой системы. Он закрепляется на груди парашютиста и выбрасывается, когда главный не сработал или неправильно открылся. Запасной купол сферический и массивный – до 50 м². Его скорость — от 5 до 8,5 м/с.

Для различных видов основных парашютов предусмотрены свои типы аварийных систем.

Устройство парашютной системы
В конструкцию входят 4 составляющие:
  1. Подвесная система с ранцем.
  2. Основной.
  3. Запасной купол.
  4. Страхующий прибор.
Подвесная система

Фиксируется на плечах парашютиста, на обеих ногах и на груди. Производится из капроновой ленты, отличающейся высокой устойчивостью к разрыву.

Функции:
  • Связь парашюта с пассажиром.
  • Рациональное расположение парашютиста и одинаковое распределение нагрузки.

Ранец размещается на спине пассажира и включает в себя два сектора: в одном находится главный парашют, а во втором — резервный. В обоих секторах встроена петля зачековки. Ранец оснащается особым механизмом, отвечающим за ручное либо автоматическое открытие резервного купола.

Основной купол
Его задача — обеспечить контролируемый спуск. Элементы:
  • Купол.
  • Стропы соединения. Посредством их производится прикрепление купола к подвесной системе и поддерживание его в стабильном состоянии. Изготавливаются из высокопрочного капрона.
  • Стропы управления. С их помощью парашютист задает движение купола в требуемом направлении.
  • Слайдер приспособление, замедляющее надувание агрегата и понижающее динамическую нагрузку при открытии.
  • Камера. В ней размещаются купол, слайдер и стропы.
  • Вытяжной (медуза). Посредством его из ранца высвобождается купол и стропы.

Как только парашютист запускает процесс высвобождения основного купола, выбрасывается и надувается вытяжной парашют. Он своим натяжением воздействует на петлю зачековки основного купола и высвобождает его вместе со стропами. Стропы расправляются и купол надувается, а слайдер потихоньку спускается вниз по стропам. На это уходит от 2 до 5 сек.

Резервный купол

Служит «на всякий пожарный случай» — при несрабатывании либо неправильном функционировании основного. В некоторых ситуациях до его выброски приходится отцепить главный купол.

Приспособление для отцепки находится на подвесной системе, на уровне груди. Чтобы произвести отцепку, пассажир дергает за устройство двумя руками, вытаскивая его на всю длину. А затем дергает за кольцо запасного парашюта.

Страхующий прибор

Обеспечивает принудительное выбрасывание запасного парашюта при маленькой высоте. Состоит из панели управления, процессорного блока и пиропатрона.

Устройство включается перед спуском и постоянно контролирует высоту, измеряя атмосферное давление. Если он определяет, что парашютист свободно падает на маленькой высоте, он подает сигнал для выбрасывания резервного купола.

Данный механизм помещается в ранец, что предотвращает его загрязнение или механическое повреждение.

Парашют в пассажирской авиации

Для эвакуации пассажиров из самолетов парашюты абсолютно не эффективны. Прыжок с самолета, двигающегося 400 км/ч, отличается большой сложностью, доступной только подготовленных парашютистов, и требует особых средств защиты от увечий, которые могут быть получены от воздушного потока. Кроме того, пассажирские самолеты не оснащены специальным устройством для десантирования. Наиболее безопасным способом спасения в этом случае выступает только аварийная посадка.

Для спасения пилотов и экипажа самолетов малой авиации парашютные системы разработаны и с успехом используются. С их помощью спасено уже множество жизней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять