9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путешествие под парусом

Места для яхтинга под парусами

Свобода – лишь одна из многих причин особой привлекательности парусного спорта. Именно свобода путешествия под парусами дарит приятное осознание того, что всё возможно. Вы можете смело отправиться к дальним, манящим своей неизведанностью горизонтам и следовать за ветром, дующим вам в паруса.

В действительности, не исключено, что вы попадёте в шторм, вас может замучить морская болезнь , у вас могут возникнуть сложности пересечения водных границ различных стран. Но если не обращать внимание на потенциальные минусы и наслажадаться путешествием под парусами, то это окажется самое потрясающее приключение в вашей жизни, о котором впоследствии вы будете вспоминать с улыбкой.

Вот десятка лучших направлений для путешествия под парусами, которые приятно порадуют наиболее комфортными условиями для парусного яхтинга даже новичков, которые впервые отважились на морское приключение.

Острова Святой Троицы, Австралия

Белоснежные песчаные пляжи , кристально чистые воды и многочисленные красочные тропические рыбки, которые будут плавать с вами по соседству, когда вы решите заняться снорклингом , – вот то что могут предоставить путешественникам острова Уитсанди в Австралиии , которые не зря считают одним из самых красивых уголков планеты для путешествия под парусами.

Острова располагаются в самом сердце главной достопримечательности «зелёного континента» – Большого Барьерного рифа . Можно арендовать лодку и отправиться в путешествие по этому невероятно живпоисному архипелагу, включающему в свой состав порядка 73 островов. Или же, как вариант, можно заказать однодневную экскурсию непосредственно к рифу и заняться там дайвингом .

Греция неизменно входит в число тех мест планеты, которые непременно стоит посетить на яхте. Это направление – просто « must do » в списке любого ценителя путешествий под парусами. Постоянные морские бризы, бирюзовые воды и многочисленные достопримечательности придают особой привлекательности греческим островам в качестве места для увлекательного яхтинга .

Путешествие под парусами – отличный способ познакмиться с уникальной греческой культурой, соприкоснуться с древней историей этой страны и почувствовать себя Ясоном, отправившимся на поиски золотого руна. Только вместо руна вы, в отличие от героя древнегреческого мифа, получите массу незабываемых впечатлений от Греции. Непременно включите в свой маршрут такие интересные места Греции как Афины и Парос, а также сделайте остановку на островах Миконос и Санторини .

Галапагосские острова, Эквадор

Если вы – истинный ценитель дикой природы, то в вашем списке мест, которые непременно стоит посетить на яхте, должны быть и Галапагосские острова . Это уникальное место буквально кишит разнообразными дикими животными, которых почти нигде больше не повстречать.

Здесь вы сможете полюбоваться на пресловутых гигантских ящериц, которые не исчезли вместе с динозаврами, а сохранили свою уникальную популяцию на Галапагоссах. К уникальной флоре и фауне этих экзотических островов стоит добавить ещё и не менее экстранеординарные вулканические пейзажи, которыми непременно стоит полюбоваться, чтобы понять, что мир гораздо шире стандарных представлений о нём.

Страна вечных льдов не сразу попадает в поле зрения тех, кто любит путешествия под парусами, и зря. Пейзажи этой страны – одни из наиболее живописных, а сама Гренландия – одна из самых изолированных стран мира, что обуславливает сохранение здесь уникальных популяций редких представителей флоры и фауны. Можно арендовать шхуну и отправиться на ней вдоль восточного побережья Гренландии.

Идеальное время для путешествия – летний период. Неспешно проходя под парусами вдоль гигантских айсбергов и ледников, вы сможете понаблюдать не только за этим впечатляющим величием ледяного царства, но и за его уникальными обитателями. По соседству с яхтой вы часто будете замечать китов и касаток, а на суше – снежных зайцев. Наиболее популярны яхтенные круизы по Гренландии в августе и сентябре.

Залив Островов, Новая Зеландия

Всего 3 час пути из Окленда, и вы окажетесь в субтропическом Заливе Островов Новой Зеландии . Дельфины будут сопровождать вашу яхту во время путешествия среди изумрудной зелени этих тропических островов.

Эти места славятся не только нетронутой цивилизацией природой, но и уникальным культурным наследием коренного населения страны – племени маори. Наиболее популярны многодневные путешествия под парусами вдоль побережья.

Расположенный в Восточной Африке Занзибар (Танзания) считается одним из наиболее живописных архипелагов Индийского океана. Древний каменный город признан наследием ЮНЕСКО. Более 1000 лет он служит перекрёстком азиатской, африканской и европейской культур. Один из лучших способов изучения этих мест – путешествие на традиционной лодке доу (арабском паруснике).

На маршруте путешествия непременно стоит воспользоваться возможностью снорклинга в здешних водах – это поистине захватывающее водное приключение. Кроме того, в Занзибаре можно заказать дайв-сафари , что позволит в течение нескольких дней посетить наиболее интересные места для погружений.

Западное побережье Шотландии – идеальное место для яхтинга в Европе. Если вы в поисках мест, где можно избежать толп отдыхающих в летний период, то стоит отправиться к западным островам во Внутренних Гебридах . Это лучшее место для аренды яхты .

Пройдитесь под парусами вдоль нетронутой цивилизацией прибрежной линии и непременно не упустите возможности отведать качественный шотландский виски (лучше всего посетить экскурсию с дегустацией на местной вискокурне).

Ни в чём не уступая широко разрекламированной Черногории , Хорватия также является лучшей балканской страной для увлекательного яхтинга. Так же, как и в Греции, здесь множество больших и малых островов, большая часть из которых сосредоточена вблизи побережья Далмации.

Лазурное море, средневековые крепости и вечеринки от рассвета до заката в прибрежных клубах – всё это включает путешествие по Хорватии на яхте. Точкой старта можно избрать Дубровник и уже оттуда отправиться в открытое море.

Британские Виргинские острова, Карибы

В состав расположенного в Карибском море архипелага Британские Виргинские острова входят порядка 60 тропических островов, так что не зря это место считается меккой яхтсменов на Карибах .

Спокойные воды и устойчивые морские бризы делают эти места идеальными для путешествия на яхте под парусами. В весенний период здесь часто проводятся парусные гонки и традиционные регаты , одна из наиболее известных стартует ежегодно в первую неделю апреля. Лучше всего начинать путешествие от острова Тортола.

Не так уж много в мире мест, где яхинг можно сочетать с горнолыжным спортом. Но Лофотенские острова в Норвегии как раз относятся именно к таким.

Здесь можно осуществить как увлекательное путешествие на яхте к отдалённым островам архипелага, так и поход на лыжах по горам. При путешествии по Лофотенам можно полюбоваться северным сиянием и посетить Линген-Альпы. Это северное приключение запомнится вам на всю жизнь.

Маршрут для кругосветного путешествия

В последние несколько десятилетий экзотические страны стали для нас намного ближе. Для значительной части россиян возможность съездить/слетать/сплавать на тропические курорты уже не представляется каким-то из ряда вон выходящим приключением. Поэтому растёт число желающих сделать посещение экзотических стран более запоминающимся. Один из таких экстремальных, и в то же время романтических способов – кругосветное путешествие под парусом.

Маршрут кругосветного путешествия на яхте

Как известно, море не любит дилетантов. Перед тем как отправиться в кругосветное путешествие на яхте, следует просчитать и предусмотреть все мелочи. Немаловажная составляющая удачной кругосветки – это правильно выбранный маршрут. Рассмотрим, каким маршрутом лучше всего идти из Балтики вокруг света.

Все кругосветные пути условно можно разбить на две большие группы:

  1. Идущие на запад.
  2. Идущие на восток.

Первый путь является классическим и наиболее простым. Благодаря попутным течениям, муссонам и пассатам, пересечь Атлантику в западном направлении будет не так уж сложно даже для новичков. Попасть из Атлантики в Тихий океан можно двумя способами: воспользовавшись Панамским каналом, либо обогнув с юга Патагонию через Магелланов пролив или вокруг мыса Горн.

Восточный путь более сложный – он предполагает переход из Атлантического в Индийский океан, и далее в Тихий. Для этого придётся пройти Суэцким каналом из Средиземного моря в Красное, либо обогнув Африканский континент с юга, вокруг мыса Доброй Надежды. Среди яхтсменов наиболее популярными являются следующие варианты кругосветки.

Северный маршрут

Лучше всего воспользоваться этим путём в период с декабря-января по май. В это время в северной Атлантике устанавливается относительно спокойная погода, и появляется возможность добраться из Балтики до Панамы без неприятных приключений. По тихоокеанскую сторону Америки в феврале-марте также устанавливаются благоприятные погодные условия. На всём протяжении Тихого океана, от Американского континента до Австралии, в это время дуют попутные ветра.

Данный маршрут идеально подходит тем, кто желал бы ознакомиться с суровой природой северных стран, пройдя путями древних викингов. Схема маршрута выглядит следующим образом: Финский залив — южное побережье Финляндии (Хельсинки) и Швеции (Стокгольм) – Исландия — южная Гренландия — Канада (Лабрадор, Ньюфаундленд) – восточное побережье США от Новой Англии до Флориды – Куба (Гавана) – Панамский канал – Полинезийские острова – Индонезия – Индия – Красное море и Суэцкий канал – Гибралтар – Ла-Манш – Финский залив.

«Классика жанра»

Второй маршрут, действительно, можно назвать классическим способом пересечения Атлантики. Им в своё время с успехом воспользовался сам Христофор Колумб во время своего путешествия в Вест-Индию, а также его многочисленные последователи-конкистадоры. С тех самых пор он считается наиболее простым способом добраться из Европы до Центральной Америки, то бишь, до нужной нам точки – Панамского перешейка.

Выйдя из Балтики, пройдя Английский канал и Бискайский залив, спускаемся по Канарскому течению до одноимённых островов. Здесь берёт начало Пассатное течение, подгоняемое ветрами, дующими со стороны Африки в направлении Америки. Воспользовавшись этим природным морским «хайвэем» можно без приключений и довольно быстро достичь Центральной Америки. А далее следуем по описанному выше пути.

Через «ревущие сороковые»

Третий вариант западного маршрута является наиболее сложным, он подходит тем яхтсменам, которые хотят испытать себя на прочность. Этот путь пролегает через южную оконечность Южной Америки – мыс Горн. Идти в этом случае придётся из Балтики через Ла-Манш и Канары прямиком к восточному берегу Южной Америки. Достичь Бразилии и Аргентины можно без особых приключений, но дальше, огибая с юга Патагонию, придётся идти буквально против шерсти, через ревущие сороковые. Устойчивые западные ветра, частые и продолжительные бури, а также одноимённое встречное течение делают прохождение мыса Горн сродни восхождению на Гималаи.

Читать еще:  Одежда для парусного и яхтенного спорта

Самое благоприятное время для подобной авантюры – январь, самый тёплый месяц в этих краях. Отправляясь по этому маршруту необходимо запастись достаточным количеством провизии, топлива и финансов, так как не исключён вариант, что вы можете застрять у юго-восточного побережья Аргентины на несколько месяцев, ожидая благоприятных погодных условий. Среди плюсов подобного маршрута – возможность посетить жаркие пляжи Рио-де-Жанейро, познакомиться с девственной, суровой красотой Патагонии и Огненной Земли. А главное, испытать самого себя, и заслужить законное уважение среди бывалых мореходов, в качестве обогнувшего мыс Горн под парусом.

Восточный путь

Восточный маршрут кругосветки является менее популярным, но, именно благодаря этому, он и является таким запоминающимся. Главная проблема, с которой придётся столкнуться в данной ситуации – устойчивые встречные ветра в тропическом и субэкваториальном поясе открытого океана. В остальном же восточный путь достаточно спокоен и насыщен южной экзотикой. Маршрут на первом этапе схож с Западным, но после прохождения Португальского побережья следует направить яхту через Гибралтар в Средиземное море, и далее в Суэцкий канал.

Огибаем Аравийский полуостров и направляемся в Индию, а оттуда в Таиланд, Индонезию, Полинезию. В итоге — пересекаем Тихий океан и входим в Атлантику через Панамский канал. Другой вариант восточного пути – в обход Африки, через мыс Доброй Надежды (ЮАР). Он длиннее на несколько тысяч миль, но зато подарит массу впечатлений от знакомства с Африканским континентом.

Кстати, попасть в Средиземное море из Балтики можно даже не выходя в Атлантику – по внутренним водным путям. Через Неву проходим в Ладогу и Онегу, откуда спускаемся в Волжский бассейн. По волге доходим до Волго-Дона, а уже по Дону доходим до Азовского моря. Проходим под недавно открытым Керченским мостом (ещё одна достопримечательность внутреннего маршрута), и попадаем в Чёрное море. Отсюда через Босфор и Дарданеллы выходим в Средиземноморье и достигаем Суэцкого канала.

Это только несколько вероятных маршрутов кругосветного путешествия на яхте. На окончательный выбор влияет множество факторов, прежде всего:

  • Время, отведённое на путешествие.
  • Финансовые возможности экипажа.
  • Погодные условия в определённой точке океана в данное время года.
  • Желание посетить ту или иную страну.

Выбор яхты для кругосветного путешествия

Следующий шаг подготовки к кругосветке – это выбор яхты. Какова должна быть парусная яхта для кругосветного путешествия? В этой ситуации каких-либо определённых советов дать невозможно, только общие рекомендации. Вполне понятно, что чем больше и дороже судно, тем оно безопаснее при пересечении океана. Но здесь следует учитывать финансовые возможности большинства наших сограждан, увлекающихся яхтингом. Будем ориентироваться на «средний класс», который и составляет основу российских яхтсменов.

При выборе яхты следует учесть, насколько она будет удобна для вас в кругосветном плавании. Следует учесть вместимость судна, принимая во внимание количество экипажа, снаряжения, продовольственных припасов. Бывалые мореходы советуют выбирать яхту побольше для океанских путешествий, насколько это позволяют ваши финансы. Пусть даже в ущерб оснащённости морским оборудованием. Необходимое оборудование можно постепенно докупить и дооборудовать им судно. А вот увеличить размеры яхты со временем не получится.

Само собой, не следует сразу же отправляться на свежеприобретённой яхте в кругосветку. Следует, как минимум отходить на ней сезон в прибрежных водах, освоиться, сдружиться с ней. В случае необходимости, довести до ума, подогнать «под себя» системы управления и так далее. Относительно конструкции яхты мнение однозначно – килевые лодки подходят для хождения по океанским просторам гораздо лучше, нежели швертботы. У них гораздо лучше остойчивость при ветре и сильном волнении.

При выборе парусной яхты для кругосветного путешествия лучше отдавать предпочтение «капитальным», крепким круизёрам, перед теми же недорогими польскими швертботами. Если рассматривать конкретные модели, то у бывалых яхтсменов неплохие отзывы вызвала яхта «Кингфиш-40», разработанная и созданная Коллинзом. Она довольно хорошо адаптирована для открытого океана: имеет тяжёлый и узкий корпус, достаточно вместительна и обеспечивает длительную автономность плавания.

Неплохо себя зарекомендовали в открытом океане лодки марки «Four Winns». Несмотря на свою компактность и относительную ценовую доступность, они достаточно надёжды и вместительны. Приобрести немного подержанную модель «Four Winns-258» (длина 8 м) вполне реально за 300-400 тысяч рублей. Более габаритная 10-местная модель FW-V275, приобретённая с рук, обойдётся уже порядка в 500-700 тысячей. Немало среди «кругосветников» поклонников серийных лодок типа «Бавария», «Ханс» и прочих детищ немецкого кораблестроения.

Относительно того, что лучше однокорпусная лодка, или катамаран, нет единого мнения. Одни яхтсмены с недоверием относятся к широким двухкорпусным судам. Тем более что портовые сборы за их стоянку значительно выше. Другие моряки отмечают их хорошую остойчивость и высокие скоростные качества при бакштаге.

Ну, и напоследок, несколько слов относительно движителя яхты. В мире и сегодня имеется много яхтсменов-романтиков, остающихся верными традиционному парусу. Если вы не относитесь к их числу, и не ставите перед собой целью поставить очередной рекорд, пройдя вокруг света под парусами, то лучше выбора, чем моторная яхта для кругосветного путешествия не найти. Это позволит вам большее время наслаждаться морскими и прибрежными красотами, ускорит переходы при неблагоприятных ветрах и в штиль.

Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте

Яхта — это лодка, парус и управляющий ими человек. Хождение под парусом не удел детей богатых родителей, а хобби, по затратам сопоставимое с путешествием по суше. «Сноб» и представители нескольких яхтенных школ составили подробный гид для начинающих

Поделиться:

Кого берут в яхтсмены?

Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».

Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.

С чего начать?

Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.

Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.

Как набраться знаний и практики?

Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.

Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.

Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».

Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.

Читать еще:  Одежда для яхтсменов

Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.

Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.

Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах

В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.

RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.

Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.

IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.

В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.

ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.

По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.

ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.

Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.

ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.

Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.

Стоит ли для обучения ехать за границу?

Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.

Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.

«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.

Где и когда ходить под парусом?

В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.

Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.

Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.

Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».

Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.

Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.

Нужно ли покупать яхту?

Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.

Читать еще:  Как правильно приземляться после прыжка с высоты

«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.

Маршрут для кругосветного путешествия

В последние несколько десятилетий экзотические страны стали для нас намного ближе. Для значительной части россиян возможность съездить/слетать/сплавать на тропические курорты уже не представляется каким-то из ряда вон выходящим приключением. Поэтому растёт число желающих сделать посещение экзотических стран более запоминающимся. Один из таких экстремальных, и в то же время романтических способов – кругосветное путешествие под парусом.

Маршрут кругосветного путешествия на яхте

Как известно, море не любит дилетантов. Перед тем как отправиться в кругосветное путешествие на яхте, следует просчитать и предусмотреть все мелочи. Немаловажная составляющая удачной кругосветки – это правильно выбранный маршрут. Рассмотрим, каким маршрутом лучше всего идти из Балтики вокруг света.

Все кругосветные пути условно можно разбить на две большие группы:

  1. Идущие на запад.
  2. Идущие на восток.

Первый путь является классическим и наиболее простым. Благодаря попутным течениям, муссонам и пассатам, пересечь Атлантику в западном направлении будет не так уж сложно даже для новичков. Попасть из Атлантики в Тихий океан можно двумя способами: воспользовавшись Панамским каналом, либо обогнув с юга Патагонию через Магелланов пролив или вокруг мыса Горн.

Восточный путь более сложный – он предполагает переход из Атлантического в Индийский океан, и далее в Тихий. Для этого придётся пройти Суэцким каналом из Средиземного моря в Красное, либо обогнув Африканский континент с юга, вокруг мыса Доброй Надежды. Среди яхтсменов наиболее популярными являются следующие варианты кругосветки.

Северный маршрут

Лучше всего воспользоваться этим путём в период с декабря-января по май. В это время в северной Атлантике устанавливается относительно спокойная погода, и появляется возможность добраться из Балтики до Панамы без неприятных приключений. По тихоокеанскую сторону Америки в феврале-марте также устанавливаются благоприятные погодные условия. На всём протяжении Тихого океана, от Американского континента до Австралии, в это время дуют попутные ветра.

Данный маршрут идеально подходит тем, кто желал бы ознакомиться с суровой природой северных стран, пройдя путями древних викингов. Схема маршрута выглядит следующим образом: Финский залив — южное побережье Финляндии (Хельсинки) и Швеции (Стокгольм) – Исландия — южная Гренландия — Канада (Лабрадор, Ньюфаундленд) – восточное побережье США от Новой Англии до Флориды – Куба (Гавана) – Панамский канал – Полинезийские острова – Индонезия – Индия – Красное море и Суэцкий канал – Гибралтар – Ла-Манш – Финский залив.

«Классика жанра»

Второй маршрут, действительно, можно назвать классическим способом пересечения Атлантики. Им в своё время с успехом воспользовался сам Христофор Колумб во время своего путешествия в Вест-Индию, а также его многочисленные последователи-конкистадоры. С тех самых пор он считается наиболее простым способом добраться из Европы до Центральной Америки, то бишь, до нужной нам точки – Панамского перешейка.

Выйдя из Балтики, пройдя Английский канал и Бискайский залив, спускаемся по Канарскому течению до одноимённых островов. Здесь берёт начало Пассатное течение, подгоняемое ветрами, дующими со стороны Африки в направлении Америки. Воспользовавшись этим природным морским «хайвэем» можно без приключений и довольно быстро достичь Центральной Америки. А далее следуем по описанному выше пути.

Через «ревущие сороковые»

Третий вариант западного маршрута является наиболее сложным, он подходит тем яхтсменам, которые хотят испытать себя на прочность. Этот путь пролегает через южную оконечность Южной Америки – мыс Горн. Идти в этом случае придётся из Балтики через Ла-Манш и Канары прямиком к восточному берегу Южной Америки. Достичь Бразилии и Аргентины можно без особых приключений, но дальше, огибая с юга Патагонию, придётся идти буквально против шерсти, через ревущие сороковые. Устойчивые западные ветра, частые и продолжительные бури, а также одноимённое встречное течение делают прохождение мыса Горн сродни восхождению на Гималаи.

Самое благоприятное время для подобной авантюры – январь, самый тёплый месяц в этих краях. Отправляясь по этому маршруту необходимо запастись достаточным количеством провизии, топлива и финансов, так как не исключён вариант, что вы можете застрять у юго-восточного побережья Аргентины на несколько месяцев, ожидая благоприятных погодных условий. Среди плюсов подобного маршрута – возможность посетить жаркие пляжи Рио-де-Жанейро, познакомиться с девственной, суровой красотой Патагонии и Огненной Земли. А главное, испытать самого себя, и заслужить законное уважение среди бывалых мореходов, в качестве обогнувшего мыс Горн под парусом.

Восточный путь

Восточный маршрут кругосветки является менее популярным, но, именно благодаря этому, он и является таким запоминающимся. Главная проблема, с которой придётся столкнуться в данной ситуации – устойчивые встречные ветра в тропическом и субэкваториальном поясе открытого океана. В остальном же восточный путь достаточно спокоен и насыщен южной экзотикой. Маршрут на первом этапе схож с Западным, но после прохождения Португальского побережья следует направить яхту через Гибралтар в Средиземное море, и далее в Суэцкий канал.

Огибаем Аравийский полуостров и направляемся в Индию, а оттуда в Таиланд, Индонезию, Полинезию. В итоге — пересекаем Тихий океан и входим в Атлантику через Панамский канал. Другой вариант восточного пути – в обход Африки, через мыс Доброй Надежды (ЮАР). Он длиннее на несколько тысяч миль, но зато подарит массу впечатлений от знакомства с Африканским континентом.

Кстати, попасть в Средиземное море из Балтики можно даже не выходя в Атлантику – по внутренним водным путям. Через Неву проходим в Ладогу и Онегу, откуда спускаемся в Волжский бассейн. По волге доходим до Волго-Дона, а уже по Дону доходим до Азовского моря. Проходим под недавно открытым Керченским мостом (ещё одна достопримечательность внутреннего маршрута), и попадаем в Чёрное море. Отсюда через Босфор и Дарданеллы выходим в Средиземноморье и достигаем Суэцкого канала.

Это только несколько вероятных маршрутов кругосветного путешествия на яхте. На окончательный выбор влияет множество факторов, прежде всего:

  • Время, отведённое на путешествие.
  • Финансовые возможности экипажа.
  • Погодные условия в определённой точке океана в данное время года.
  • Желание посетить ту или иную страну.

Выбор яхты для кругосветного путешествия

Следующий шаг подготовки к кругосветке – это выбор яхты. Какова должна быть парусная яхта для кругосветного путешествия? В этой ситуации каких-либо определённых советов дать невозможно, только общие рекомендации. Вполне понятно, что чем больше и дороже судно, тем оно безопаснее при пересечении океана. Но здесь следует учитывать финансовые возможности большинства наших сограждан, увлекающихся яхтингом. Будем ориентироваться на «средний класс», который и составляет основу российских яхтсменов.

При выборе яхты следует учесть, насколько она будет удобна для вас в кругосветном плавании. Следует учесть вместимость судна, принимая во внимание количество экипажа, снаряжения, продовольственных припасов. Бывалые мореходы советуют выбирать яхту побольше для океанских путешествий, насколько это позволяют ваши финансы. Пусть даже в ущерб оснащённости морским оборудованием. Необходимое оборудование можно постепенно докупить и дооборудовать им судно. А вот увеличить размеры яхты со временем не получится.

Само собой, не следует сразу же отправляться на свежеприобретённой яхте в кругосветку. Следует, как минимум отходить на ней сезон в прибрежных водах, освоиться, сдружиться с ней. В случае необходимости, довести до ума, подогнать «под себя» системы управления и так далее. Относительно конструкции яхты мнение однозначно – килевые лодки подходят для хождения по океанским просторам гораздо лучше, нежели швертботы. У них гораздо лучше остойчивость при ветре и сильном волнении.

При выборе парусной яхты для кругосветного путешествия лучше отдавать предпочтение «капитальным», крепким круизёрам, перед теми же недорогими польскими швертботами. Если рассматривать конкретные модели, то у бывалых яхтсменов неплохие отзывы вызвала яхта «Кингфиш-40», разработанная и созданная Коллинзом. Она довольно хорошо адаптирована для открытого океана: имеет тяжёлый и узкий корпус, достаточно вместительна и обеспечивает длительную автономность плавания.

Неплохо себя зарекомендовали в открытом океане лодки марки «Four Winns». Несмотря на свою компактность и относительную ценовую доступность, они достаточно надёжды и вместительны. Приобрести немного подержанную модель «Four Winns-258» (длина 8 м) вполне реально за 300-400 тысяч рублей. Более габаритная 10-местная модель FW-V275, приобретённая с рук, обойдётся уже порядка в 500-700 тысячей. Немало среди «кругосветников» поклонников серийных лодок типа «Бавария», «Ханс» и прочих детищ немецкого кораблестроения.

Относительно того, что лучше однокорпусная лодка, или катамаран, нет единого мнения. Одни яхтсмены с недоверием относятся к широким двухкорпусным судам. Тем более что портовые сборы за их стоянку значительно выше. Другие моряки отмечают их хорошую остойчивость и высокие скоростные качества при бакштаге.

Ну, и напоследок, несколько слов относительно движителя яхты. В мире и сегодня имеется много яхтсменов-романтиков, остающихся верными традиционному парусу. Если вы не относитесь к их числу, и не ставите перед собой целью поставить очередной рекорд, пройдя вокруг света под парусами, то лучше выбора, чем моторная яхта для кругосветного путешествия не найти. Это позволит вам большее время наслаждаться морскими и прибрежными красотами, ускорит переходы при неблагоприятных ветрах и в штиль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять