305 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Швертбот своими руками

Швертбот своими руками

Среди технологий строительства лодки своими руками, пожалуй, на первом месте стоит технология методом “сшей и склей”. Она появилась с появлением такого замечательного материала для судостроителя как фанера.

Технология “stitch and glue” (“скрепки-клей” или “сшей и склей”), способ не новый – первый легкий гоночный швертбот, созданный с её помощью, появился в Англии еще в 50-х годах. Тогда такие конструкции не считались надежными – швертбот из фанеры со стыками, проклеенными полиэфирной смолой не отличался долговечностью. Второе рождение технологии связано с появлением на рынке эпоксидных смол.

Приступая к строительству

Сейчас мы обсудим, как и какой нам выбрать материал, чтобы построить своими руками маломерное судно, как лучше доставить его к месту строительства, раскроить и склеить детали корпуса. На такие масштабы, как пятнадцатиметровая яхта, мы пока размахиваться не будем, а вот чтобы построить что-то не столь грандиозное, например, небольшую лодку или швертбот, нам понадобятся 150-160 часов свободного времени, половина из которого уйдёт на операции по шлифовке и покраске корпуса и нижеперечисленные материалы.

Например, для небольшого швертбота вам понадобится:

  1. Фанера 6 мм – 3-4 листа
  2. Фанера 10 мм – 1-2 листа
  3. Эпоксидная смола – 6-7 кг
  4. Стеклоткань Э3-200 – 9-10 п/м (погонных метров)
  5. Эпоксидная шпатлевка – 1,9 кг
  6. Эпоксидная эмаль – 1 кг
  7. Медный провод 2 мм – 12 п/м

Корпус

Итак, строим швертбот. Для таких целей рекомендуется фанера на основе фенольного клея. Наиболее доступный отечественный вариант такой фанеры именуется ФСФ и, как правило, изготовлен из березового шпона. Фанеру желательно приобретать “верхних” сортов и шлифованную. Необходимо иметь в виду, что в последние годы ситуация с фанерой на рынке заметно ухудшилась. Даже на тех строительных базах, где эта фанера присутствует в рекламе, она всегда “только что закончилась”. Не стоит из-за этого волноваться, если не удастся приобрести фанеру марки ФСФ, швертбот вполне можно построить и из фанеры марки ФК, которая всегда найдётся на ближайшей строительной базе. Фанера этой марки изготавливается на основе карбамидного клея и имеет меньшую заявленную водостойкость шва, но это не слишком принципиально. Требуется только осмотреть со всех сторон торцы листов фанеры, в штабелях часто попадаются экземпляры с дефектами в виде сквозных щелей. Не стоит также слишком сильно полагаться на указанную сортность. Как ни странно, но иной раз низкосортная фанера имеет вид куда лучше, чем якобы более качественная. Поэтому лучше просто осмотреть листы на предмет наличия крупных сучков и отверстий от мелких. А теперь – небольшой совет: строить швертбот можно начинать сразу после покупки фанеры, чтобы сэкономить на транспортировке, можно своими руками раскроить её прямо на базе.

Раскрой

Теперь пару слов насчёт раскроя. Следует знать, что практически все имеющиеся в интернете проекты таких маломерных судов, как швертбот предлагают раскрой заготовок, оптимизированный по количеству отходов для западного стандарта листов фанеры 4х8 футов (1200х2400). Первое, что из этого следует – необходимость оптимизации для листов 1525х1525, а второе – неизбежное применение соединений «на ус». В последнем нет ничего страшного, для выполнения соединений всех деталей, из которых состоит строящийся швертбот, а точнее его корпус, достаточно пары часов. Раскроить фанеру можно острой ножовкой с припуском 2-3 мм и обработать начисто рубанком. Чтобы швертбот не получился “косым”, его симметричные детали необходимо приложить друг к другу и скрепить струбцинами, затем обработать по всему периметру рубанком. Сами “усы” каждой заготовки обрабатываются по отдельности торцевым рубанком, затем доводятся ленточной шлифовальной машинкой.

На этом – всё. В следующий раз мы поговорим о том, как правильно склеить и сшить детали, из которых состоит наш швертбот и защитить от гниения его фанерный корпус.

Чертежи небольшого швертбота в формате pdf (на английском языке)

Видео: Швертбот на Ладоге

Как сделать швертбот своими руками?

Швертбот “Оптимист” – это классический гоночный одноместный швертбот международного класса, который используется для преподавания основ техники управления парусами.

Эта яхта была спроектирована Кларком Миллсом – кораблестроителем из Мичигана, после Второй Мировой войны, по просьбе майора Клиффорда Маккея из города Клируотера, который хотел создать небольшую, удобную и достаточно экономичную лодку на парусе, чтобы на ней мог упражняться его сын. Мистер Миллс поддержал этот проект, а через некоторое время создал первые чертежи будущей легендарной яхты.

Задача Миллса была в том, чтобы его лодка способствовала популяризации парусного спорта среди молодёжи, следовательно, при проектировании подбирались максимально доступные для широких слоёв населения строительные материалы, и в целом максимально сокращались расходы. В результате построить полностью укомплектованный швертбот “Оптимист” можно было приблизительно за 480-500 долларов. Ниже представлен скан чертежей изначального проекта швертбота «Оптимист», написанного от руки самого создателя:

Само собой, чертежей-первоисточников недостаточно, существует большое количество вариантов реконструкций “Оптимиста”, а также сотни методов строительства. И это при том, что к лодкам такого класса существует ряд требований, которые любой участник парусного спорта обязан соблюдать.

Тем не менее, начать следует именно со строительства, а условности оставим на потом. Сделать свой швертбот своими руками в наше время не так уж и сложно, если у вас есть необходимые ориентиры.

Строительство швертбота Международного класса “Оптимист” из дерева

Данное руководство весьма толерантно относится к методам строительства лодки, в основном из-за того, что вес доступной фанеры в разных частях света различается.

В данном случае мы будем исходить из наличия сравнительно лёгких материалов. Так, в качестве материала для днища лодки следует использовать фанеру толщиной 12мм. При этом материал не подойдет для работы, если масса 1 кв.м материала шириной 12 миллиметров превышает 6 килограмм (кг. м2) и фанеры шириной 6 миллиметров – не больше 3 кг. м2 .

Строительные материалы

Уже было сказано, что в данном методе строительства швертбота используются достаточно лёгкие типы древесины. Сравнительно недорогие и достаточно распространённые в нашей стране виды фанеры, подходящей под данное руководство — это “Габон” или “Окуме”.

Читать еще:  Классы яхт в парусном спорте

При этом, при судостроительстве следует использовать исключительно морскую фанеру, обладающую повышенной влагостойкостью.

Вот что вам понадобится, чтобы построить одну полноценную яхту:

  • Лист фанеры формата 1220 х 2500 мм. на днище, мачту и мидль-шпангоут; 12 миллиметров (семь слоёв).
  • Лист фанеры формата 610 х 2500 мм. на шверт и перо руля; 12 миллиметров.
  • Лист фанеры формата 1220 х 2500 мм. на борты, транцы, кницы и мачтовую переборку; 6 миллиметров (5 слоёв).
  • Лист фанеры формата 610 х 2500 мм. для разнообразных усилений; 3 миллиметра (3 слоя).
  • Внутренний привальный брус: 6 брусков чистого дерева (отлично подойдёт брус из ели или красного дерева) по 2,4 метра, формата 16 x 35 мм.
  • Наружный привальный брус: 2 брусьев по 2,40 метров, формата 20мм x 25мм. Рекомендуется использовать лиственные породы деревьев.
  • Стапель: 1 штука — формат 16мм x 2.40м x 150мм
  • Степс-мачта: 1 штука — 100мм x 60мм x 180мм
  • А также эпоксидный клей, шурупы и различные инструменты

Строительство

Одной из положительных сторон применения 12мм фанеры при формировании днища лодки является тот факт, что её минимальной толщины вполне хватает, чтобы прикрутить к ней недоработанные борта и транцы одними только шурупами. Благодаря этому фактору, часть днища обрезается именно так, чтобы борта и транцы поместились полностью.

Старайтесь также быть осторожными при использовании рабочих проектов, потому что в рабочих планах не учитывается большое количество “рабочих деталей” — к примеру: в проекте толщина днища указана как ровно 6 миллиметров.

  1. Первым делом следует вырезать носовые и кормовые транцы из 6-миллиметровой фанеры. Нужно использовать рабочий проект, но не забудьте добавить 6 миллиметров к толщине днища, чтобы учесть разницу в конструировании, которая здесь изложена. В официальном проекте показано сколько нужно обрезать и указана минимальная длина и ширина транцев. Не забывайте отметить осевые и другие важные при работе с чертежами линии. Присоедините транцы к днищу и проверьте соответствие высоты лодки в районе носового и кормового транцев.
  2. Затем обрежьте мидель-шпангоут из 12-мм фанеры. В данном случае необходимо оставить нижнюю долю на 6 миллиметров меньше в высоту, вследствие того, то что проект предполагает применение 6-миллиметровой фанеры при формировании днища, а мы применяем 12-миллиметровую фанеру.
  3. Вырезать ланиты швертового колодца из 12-миллиметровой фанеры, следуя рабоччим чертежам. Применяйте альтернативный способ монтажа и строительства во всех случаях, где имеете дело с днищем (и где альтернативный метод попросту удобнее и надёжнее использовать).
  4. Обрежьте бортовые заготовки. Следуйте согласно линиям рабочего чертежа, но не стесняйтесь немножко корректировать по ходу работы, если плановые чертежи немного не соответствуют итоговому результату, или вы чувствуете, что это не совсем вам подходит. Для облегчения процесса монтажа, линии проводятся на внутренней стороне корпуса.
  5. При помощи резака, подкорректируйте немного заготовку днища, однако, прибавьте приблизительно 5 миллиметров к носовой части (позднее их следует обрезать). Все масштабы и размеры каждого материала были спроектированы и скорректированы таким образом, чтобы меньший срез обладал скосом, по углу равняющимся восьми градусам.
  6. Обрежьте и смонтируйте усиления днища. Как правило, рекомендуется применять материалы, имеющие минимальные размеры и вес (чтобы, соответственно, уменьшить общий вес объекта). Прикрепите их к днищу, комбинируя зажимы и шурупы. Клея должно быть так много, чтобы не возникало никаких сомнений, что усиления приклеены максимально крепко: они предназначены для укрепления надёжности фиксации ножных ремней, блока гика-шкота, для основания мачты.

Лучше всего поначалу сконструировать швертбот «всухую» (без использования эпоксидного клея), применяя в работе исключительно шурупы. Удостоверьтесь, то что мидель-шпангоут смонтирован по всем правилам, затем немного отдалитесь до транца, чтобы проверить все оси. Всё должны быть идеально, что говорит о том, то что яхта собрана грамотно.

Как построить швертбот «Кадет» своими руками

Швертбот «Кадет» наверняка знаком многим с детства. В то время, когда не было интернета, мальчишки всей страны управляли собственноручно сделанными…

Швертбот «Кадет» наверняка знаком многим с детства. В то время, когда не было интернета, мальчишки всей страны управляли собственноручно сделанными самолетами или мечтали соорудить швертбот своими руками. Однако впервые его спроектировал англичанин Джек Холт в 1947 году для тренировки подростков к управлению гоночными швертботами более серьезных классов. Наравне с «Оптимистом» яхта «Кадет» пользовалась большой востребованностью в кружках и секциях. Начиная с 1957 года, недели гонок проходили каждый год, а к 1966 году они переросли в чемпионаты мира по классу «Кадет». В настоящее время он числится в международном классе и активно используется для обучения парусному спорту. После прохождения тренировки на «Кадете» юные матросы могут участвовать в соревнованиях на «Летучем голландце» или «470», которые проводятся в различных ветровых и погодных условиях.

Этот небольшой швертбот предназначен для подростков до 17 лет. Он имеет два места: для рулевого и шкотового. Изначально корпус яхты делали из дерева, но со временем перешли на стеклопластик, его рангоут производят из алюминия, а паруса — из синтетической ткани. Также в конструкцию швертбота своими руками входят отсеки непотопляемости, благодаря которым в случае переворачивания можно легко вернуть лодку на воду. Корпус судна обшивают водонепроницаемой фанерой толщиной 6 мм, бортовая опалубка служит местом размещения экипажа.

Парус швертбота — бермудский шлюп. А одним из важных моментов в «Кадете» является установка спинакера — дополнительного паруса площадью 3,5 кв.м и управление им. В идеале эти действия должны быть доведены до автоматизма и иметь четкую последовательность.

Яхта этого класса очень популярна, а всего зарегистрировано около 8000 таких лодок. Иметь собственный швертбот очень увлекательно, ведь регулярно проводимые европейские и мировые чемпионаты открыты для участия любому юноше.

Чертежи швертбота «Кадет»

Данное судно относится к монотипам, что означает единый чертеж, по которому и строится каждая яхта. Для того, чтобы построить швертбот своими руками, чертежи тщательно изучают и строго следуют инструкции. Их можно найти в интернете и в третьем выпуске сборника «Катера и яхты» 1964 года.

Читать еще:  Одежда для яхтсменов

Размеры и параметры парусника «Кадет»:
— длина наибольшая – 3,22 м;
— длина по КВЛ – 2,90 м;
— ширина – 1,27 м;
— высота борта – 0,42 м;
— осадка со швертом – 0,75 м;
— вес порожнем – 52 кг;
— площадь парусности – 5,2 кв.м;
— спинакер – 3,5 кв.м.

Этот швертбот разрабатывался специально для того, чтобы школьники смогли справиться с его постройкой своими руками. Большим подспорьем в работе является то, что данная лодка обладает упрощенными остроскулыми обводами. Следовательно, если строго соблюдать правила постройки и обмера, можно соорудить качественную яхту с отличным ходом.

Процесс самостоятельного изготовления

Удовольствие от постройки швертбота своими руками — незабываемое, а если поблизости есть водоем, то по окончании можно прочувствовать всю романтику плавания под парусом.

Итак, сначала приобретаются листы водостойкой фанеры, на которых раскраиваются сразу все необходимые части. Цена одного такого листа составляет примерно 280 руб. Для более быстрого выполнения всех работ и их удобства не помешают электрическая дрель, рубанок и циркульная пила. А соединить дно и борта можно с помощью водостойкого клея и шурупов или сшить проволокой. По окончании этого этапа постройки швертбота своими руками желательно установить распорки под определенным углом, чтобы яхта начала приобретать знакомые очертания.

Распорки стоит оставить на некоторое время, пока не закрепится форма. Между бортом и днищем можно проложить скругленный желобок, чтобы закрыть швы или выступающую проволоку. Также это придаст дополнительную прочность, равно как и полоски стеклоткани на местах соединений. Стеклоткань следует пропитать эпоксидной или полиэфирной смолой, а для минимизации осмоса закатать один слой из изофталевой смолы, а сверху — гелькоутом. Такой метод гарантирует долгую жизнь строящегося «Кадета» и повышенную влагостойкость.

Следующий этап постройки швертбота своими руками — изготовление опалубки, планок, мачты. После этого — ошкуривание корпуса, покраска грунтовкой, последующая шлифовка. Парус и спинакер следует шить из синтетической парусной ткани, но если ее трудно найти, подойдет плотная и прочная хлопчатобумажная. Когда все будет сделано, останется только закрепить румпель и шверты, установить уключины и утки. Можно ставить паруса и отправляться на воду!

С учетом затраченных материалов и покупки инструментов строительство лодки своими руками обойдется в 50-70 тысяч руб. В статье приведены основные моменты постройки швертбота своими руками. Однако приступая к делу, рекомендуется подробно изучить инструкцию и чертежи, а также почитать общие и доступные книги для судостроителей. Литература такого типа описывает приемы работ по изготовлению деталей, сборке корпуса, окраске лодок и шитью парусов.

СТРОИМ ШВЕРТБОТ

Вы хотите сделать парусник? Тогда наверняка вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю технологию изготовления. Разумеется, при сохранении хороших гидродинамических обводов корпуса и, соответственно, хороших ходовых качеств.

Весьма привлекательной многим покажется лодка с обшивкой из непромокаемой ткани. Однако мягкая обшивка для швертбота вряд ли подойдет — возможности маневра у парусника ограничены, и любая щепка может стать причиной аварии. К тому же нагрузки ка корпус парусника более значительны, что приводит к утяжелению каркаса — ведь мягкая обшивка практически не увеличивает его жесткость. Несмотря на это, в обтяжке каркаса тканью есть рациональное начало, которое вполне можно развить, сделав по образцу разборной байдарки жесткий неразборный корпус с мембранной обшивкой.

Каркас швертбота — деревянный, облегченного типа. Он состоит из трех наборных шпангоутов, киля и четырех стрингеров. Мидель-шпангоут — усиленный, поскольку к нему крепится мачта, а также шверцы.

Каркас швертбота.

Мачта — из дюралюминиевой трубы или поворотная, деревянная. Парусное вооружение — латинское. Площадь паруса около 3,2 м 2 .

Шверцы фанерные, закрепленные шарнирно в дюралюминиевой трубе, заклеенной в мидель-шпангоуте.

Работа по сборке корпуса начинается с изготовления трех шпангоутов — для них потребуются сосковые рейки сечением 20X50 мм, а также фанера толщиной около 3 мм. Сборка производится на плазе — листе фанеры с нанесенными на нем контурами теоретических шпангоутов. Каждый из элементов шпангоута подгоняется к соответствующей линии теоретического чертежа и соседней рейке и временно фиксируется гвоздями. После подгонки всех деталей поверх шпангоута накладывается лист фанеры и на гвоздях с клеем (лучше эпоксидным) закрепляется на рейках. Далее заготовка шпангоута отделяется от плаза, переворачивается, и с другой стороны места стыков усиливаются фанерными косынками — также с помощью клея и гвоздей.

Так же собирается и транцевая доска, однако она имеет двухстороннюю фанерную обшивку.

Сборка каркаса производится на ровном полу. Предварительна на кем вычерчивается линия диаметральной плоскости, местоположение форштевня, шпангоутов и транцевой доски. Далее ка полу временно закрепляются шпангоуты, транцевая доска и форштевень, а затем к этим элементам поперечного набора крепятся шурупами и эпоксидным клеем киль и другие элементы продольного набора. После отверждения клея каркас выравнивается рубанком, рашпилем и шкуркой. Острые его кромки скругляются, неровности и впадины заделываются шпаклевкой из древесных опилок к эпоксидной смолы.

Следующий этап работы — получение обшивки. Сначала каркас втугую обтягивается стеклотканью — сделать это можно с помощью эпоксидного клея и мелких гвоздей.

Натянутая обшивка пропитывается эпоксидной смолой. Первый слой можно наносить с помощью пульверизатора, разбавив предварительно густую эпоксидку ацетоном. При этом обязательно пользуйтесь респиратором или противогазом, работать желательно ка открытом воздухе. Последующие два-три слоя смолы наносятся кистью — в этом случае разводить смолу ацетоном не следует.

Полученная обшивка недостаточно жесткая и прочная, поэтому ее необходимо усилить — оклеить изнутри пенопластом (строительным или упаковочным). Его нарезают на пластины толщиной около 10 мм раскаленной электрическим током нихромовой проволокой, натянутой над древесностружечной плитой ка двух фарфоровых изоляторах. Напряжение подбирается с помощью ЛАТРа. При оклейке днища не старайтесь применить пластины большой площади, лучше заранее нарезать их на полосы шириной около 100 мм — такие удобнее подгонять к днищу и элементам набора корпуса. Прижимают пенопластовые полосы полиэтиленовыми мешками, в которые насыпан сухой речной песок.

Читать еще:  Путешествие на парусной яхте

После оклейки внутренней поверхности корпуса пенопластом его поверхность выравнивается, шпаклюется составом из эпоксидки и древесных опилок и оклеивается изнутри одним-двумя слоями стеклоткани.

К верхней части мидель-шпангоута пришнуровывается, а затем и окончательно прикрепляется с помощью эпоксидной шпаклевки из древесных опилок дюралюминиевая труба Ø 22—30 мм — в ней будут закрепляться боковые шверцы.

Прогулочно-туристический швертбот «Эврика»:

1 — корпус, 2 — винтовой талреп, 3 — штаг (стальная проволока Ø 3 мм), 4 — мачта (дюралюминиевая труба 50X2 или переклейка из древесины), 5 — ванты (стальная проволока ОВС Ø 3 мм), 6 — оковка мачты, 7 — латинский парус площадью 3,2 м 2 , 8 — блок гика-шкотов, 9 — гика-шкоты, 10 — подъемный румпель, 11 — рулевое перо, 12 — шверц, 13 — оттяжка, 14 — ось под шверцы (труба с внутренним диаметром 18 мм).

Шпангоуты.

Схема формирования обшивки корпуса:

1 — стеклотканевая обшивка, 2 — пенопластовое заполнение, 3, 6 — элементы продольного набора, 4 — внутренняя стеклотканевая обшивка, 5 — шпангоут.

Боковой шверц в сборе:

1 — шверц (фанера толщиной 12 мм, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле), 2 — гайки, 3 — дюралюминиевая шпилька.

Рулевое устройство швертбота:

1 — румпель (бук, дуб сечением 30X30 мм), 2 — шарнир румпеля (болт с самоконтрящей гайкой), 3 — баллерная коробка (дюралюминиевые пластины толщиной 2,5 мм), 4 — рулевое перо (фанера толщиной 12 мм, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле), 5 — петли навески (шпилька М6).

Латинский парус швертбота:

1 — передняя оковка (две дюралюминиевые пластины толщиной 3—4 мм), 2 — реек (переклей из древесины, диаметр у основания 60 мм, у вершины — 40 мм, длина 3600 мм), 3 — гик (переклей из древесины, Ø 50 мм, длина — 2600 мм), 4 — парус.

Геометрическая схема построения паруса.

Палуба швертбота — из фанеры или оргалита, хотя и ее можно сделать так же, как обшивку корпуса. Разница лишь в том, что после обтяжки палубы стеклотканью приклеивать пенопласт и вторую оболочку «сандвича» следует не изнутри корпуса, а снаружи. Это, правда, потребует белее тщательного выравнивания пенопласта на палубе перед окончательной приформовкой к ней стеклоткани.

Изнутри, на киле корпуса, вблизи мидель-шпангоута устанавливается стакан степса мачты, а заподлицо с палубой — хомут из стальной полосы толщиной 3 мм: они образуют две опоры поворотной мачты.

Шверцы выпилены из 12-мм фанеры. Им придана удобо-обтекаемая форма, напоминающая в сечении двояковыпуклый авиационный крыльевой профиль. Каждый из шверцов оклеен стеклотканью и после вышкуривания загрунтован и покрыт яркой краской. Осью поворота шверца служит дюралюминиевая шпилька с резьбой на одном из концов. Шверц в ней закрепляется между двумя гайками. Фиксация шверцов в трубе — с помощью капронового шкертика, которым он крепится к утке.

Рулевое перо из 12-мм фанеры. Так же как и шверц, в сечении оно представляет собой удобообтекаемый профиль. И точно так же завершающими операциями по его изготовлению являются оклейка стеклотканью, вышкуривание, грунтовка и окраска яркой эмалью. К транцу перо крепится с помощью смонтированных на первом петель-кронштейнов. Они представляют собой односторонние резьбовые стальные шпильки, согнутые в виде буквы Г и закрепленные на транцевой доске гайками и шайбами. Из таких же шпилек согнуты и ответные части петель, напоминающие по форме булавки с колечками. В рулевом пере они закрепляются в высверленных в нем отверстиях ка эпоксидном клее.

Румпель — из дубовой или буковой рейки. С баллером соединять его лучше всего шарнирно. Это сделает управление парусником более удобным.

Реек и гик латинского паруса — неравновеликие. Длина рейки — 3600 мм, длина гика — 2600 мм. Они могут быть деревянными, выструганными из прямослойной древесины, либо трубчатыми, дюралюминиевыми — например, из прыжковых шестов. Спереди реек и гик объединяются дюралюминиевой накладкой, обеспечивающей шарнирное соединение этих элементов рангоута.

Реек и гик связаны с мачтой капроновыми шкертиками, которые оборачиваются «восьмерками» вокруг этих элементов рангоута. Фиксация паруса по высоте — за счет пропускания крепежного шкертика через отверстие в мачте.

С рейком и гиком парус соединяется с помощью «карманов», выкроенных из более плотной, чем у самого паруса, ткани. Размещение полотнищ паруса начинается от галсового его угла так, чтобы линия первого шва составляла прямой угол с задней шкаториной. Все углы паруса усиливаются матерчатыми накладками-боутами. Для паруса более всего подойдет ткань типа «болонья» или подушечный тик. Годится и палаточная ткань.

В первые выходы на воду настройте швертбот. Основное — совместить центры парусности и бокового сопротивления. Рассогласованность можно заметить сразу: парусник при нейтральном положении руля будет либо приводиться (идти круче к ветру), либо уваливаться (идти полнее к ветру). Чтобы уравновесить швертбот, надо или перемещать (вперед, назад) парус относительно мачты, или отклонять (вперед, назад) шверцы. Хорошо настроенный парусник имеет небольшую тенденцию идти круче к ветру; это помогает при шквалах или в аварийных ситуациях переводить швертбот в положении левентик — носом к ветру.

Несколько пожеланий начинающим яхтсменам:

1. Когда налетает шквал, не дожидайтесь, пока вода хлынет в кокпит, своевременно растравливайте гика-шкоты и соответственно парус!

2. Когда яхта идет курсом фордевинд (ветер — сзади), старайтесь избегать перекидки паруса с борта на борт — это чревато опрокидыванием или поломкой мачты. Выбирайте курс так, чтобы ветер дул не точно в транец, а немного сбоку.

3. Избегайте поворотов фордевинд, когда линию ветра пересекает корма парусника — в этом случае также происходит перекидка паруса со всеми вытекающими из этого последствиями. Лучше совершать повороты оверштаг, когда линию ветра пересекает нос парусника. При этом парус наполняется постепенно, без рывков.

4. Выходя даже в самое непродолжительное плавание, не забывайте надевать спасательный жилет!

В. ЕВСТРАТОВ, яхтенный капитан

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять