4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятия по плаванию для детей

Плавание для детей разного возраста: польза, противопоказания, обучение, уроки

Водные процедуры полезны для человека любого возраста, в частности для детей. Плавание для детей – доступный вид физической активности. Эта неотъемлемая часть физического воспитания малыша прививает тягу к здоровому образу жизни, дисциплине, самостоятельности. Трудно переоценить благотворное влияние водных упражнений на подрастающий организм.

Навыки с пеленок

В утробе матери развитие плода происходит в водной среде. После рождения сохраняется рефлекс задержки дыхания и плавания. Последний угасает без развития к 3-3,5 месяцам жизни. Опираясь на эти рефлексы, создаются методики грудничкового плавания. Из-за малого веса младенец без трудностей держится на воде, имеет плавучесть.

Обучить малыша плавать можно в домашних условиях. После заживления пупочной ранки (10-14 день) для этого подойдет ванна. Понадобится консультация педиатра и инструктора.

Педиатр осмотрит младенца на отсутствие противопоказаний. Инструктор обучит регулировать нагрузки, удерживать грудничка. После вводного урока родители смогут заниматься с младенцем, опираясь на обучающие пособия. Бассейн с инструктором можно посещать с 2 месячного возраста.

Если начать обучение в раннем возрасте и продолжать его до 2-3 лет, навыки останутся на всю жизнь. Перерывы в 1-2 месяца ведут к потере навыков.

Восстановить навыки получится, когда у малыша появится способность воспринимать и выполнять упражнения для плавания детей под руководством взрослого.

Плыть или не плыть: вот в чем вопрос?

Развлечения на воде, купание оздоравливают, укрепляют детский организм. Плавать могут здоровые дети. В случае болезни, следует прекратить занятия до выздоровления и разрешения врача.

Полезно ли плавание детям?

Пользу детского плавания сложно переоценить:

  1. Новорожденные быстрее адаптируются к окружающему миру – координация движений улучшается, навыки ползания, ходьбы развиваются быстрее, гипо- и гипертонуса мышц не наблюдается.
  2. Развивается дыхательная система за счет «включения» всех отделов легких. Это важно детям, родившимся в результате кесарева сечения, с обвитием пуповины, с аспирацией околоплодными водами при родах. Также вентиляция дыхательной системы предупреждает заболевания верхних дыхательных путей.
  3. Пребывание в воде стабилизирует внутричерепное давление, улучшает мозговое кровообращение, помогает избавиться от судорог.
  4. Стабилизация внутригрудного давления выравнивает работу сердечно-сосудистой системы.
  5. Улучшается работа кишечника за счет массажа водными потоками.
  6. Формируется правильная осанка, предупреждается плоскостопие, сколиоз.
  7. Закаливание в виде обливаний, обтираний, купаний – действенный способ укрепления детского организма.
  8. У детей повышается настроение, они крепче спят и лучше едят, беспокойство и стресс пропадают, нервная система укрепляется.

Для достижения желаемого результата заниматься нужно не менее 2 раз в неделю.

7 причин, когда плавать запрещено

  1. при обострении любой болезни,
  2. при серьезных отклонениях в развитии (индивидуально),
  3. при риске развития судорог,
  4. при повышенной температуре тела,
  5. при открытых ранах,
  6. при кожных инфекциях,
  7. при сердечной недостаточности.

Нагрузка сокращается

  • при маленьком весе,
  • при склонности к простудным заболеваниям.

Занятие прекращается

  • при плаче,
  • при синеющем носогубном треугольнике,
  • при появлении дрожи, гусиной кожи.

Если малыш замерз, надо попробовать согреть его, добавив горячей воды, прижав к себе или растерев полотенцем.

Дети с серьезными отклонениями в состоянии здоровья (рахит, анемия, заболевания ЦНС, гипотрофия) могут плавать, но в этом случае упражнения носят медицинский характер. Допускает к ним специалист, он же определяет подробный план занятий.

Бассейн: спорт или развлечение?

Выбирают секцию плавания для детей в зависимости от того, чего хочется достичь: оздоровления организма или спортивных результатов.

Оздоровительные упражнения укрепят, поспособствуют гармоничному развитию, тренировке вестибулярного аппарата, формированию дыхательных навыков.

Спортивные занятия подразумевают частые тренировки не только в воде, но и на беговой дорожке, силовые нагрузки в спортзале. Как и в любом спорте присутствует соперничество.

Результаты порадуют, если занятия будут проходить с удовольствием, без постоянного психологического и физического перенапряжения. Если это не так, следует выбрать вид спорта по душе.

Начинать плавать нужно в обычной секции оздоровительного характера. Если будет желание, успехи, рекомендация тренера, то перейти в спортивную школу плавания для детей.

4 совета по выбору секции для плавания

  1. многое зависит от тренера, важна его методика обучения детей плаванию, опыт, звания, личностные качества, подход,
  2. учитывать репутацию учреждения, его тренировочную базу, отзывы о сотрудниках,
  3. возраст и подготовка детей в группе по плаванию должны быть одинаковыми,
  4. выбирать секцию, где немного человек в группе.

Плавание для детей разного возраста

Возраст детей играет первостепенную роль в обучении плаванию. Для детей, начиная с рождения и до старшего дошкольного возраста, плавание больше ассоциируется с процессом купания и игр на воде. Дети с младшего школьного возраста и старше – более ответственны и готовы к настоящему обучению плавания.

Грудничковое плавание

Первые 2 недели жизни обучать новорожденного плавать не стоит, достаточно дать ему возможность в воде шевелить конечностями, удерживая шею и голову. Так закрепляется плавательный рефлекс.

Специалисты рекомендуют начинать обучение плаванию грудничка, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно.

Чтобы развить рефлекс задержки дыхания, нужно приучить погружаться, услышав определенное слово (буль, бах), звук. Условным знаком послужит соприкосновение с водой перед нырком. После нескольких повторений младенец привыкнет к погружению, задержке дыхания по сигналу.

Плавательный и рефлекс задержки дыхания нужно развивать и в движении. Малыша перемещают в ванной, позволяя ему шевелить руками и ногами. После передвижений нырок по сигналу.

После нескольких недель упражнений, грудничок, совершив нырок, проплывет и вынырнет без поддержки. Но торопиться не стоит, если родители не уверены в своих действиях до конца. В этом случае на помощь придет инструктор.

Плавание дошколят

До 3 лет процесс купания носит исключительно игровую форму с участием родителей, используются игрушки. Плавание для детей от 3 лет и до 5 проводится в виде занятий, где их знакомят с основными качествами воды (сопротивляемость нашим движениям, способность тела держаться горизонтально и тонуть вертикально), учатся лежать на спине.

Обучить детей дошкольного возраста плаванию в этот период непросто. Если у малыша есть желание заниматься, все получится. Плавание детей дошкольного возраста особенно полезно, если ребенок гиперактивный. Так у него появится полезное занятие, в процессе которого он будет выплескивать лишнюю энергию.

Круги для плавания для детей не нужно использовать при обучении, так как будет сложно переучить его ложиться на воду. Надувные нарукавники, воротники, напротив, увеличат плавучесть без последствий.

Плавание школьников

Начинают обучение детей школьного возраста плаванию в 6-7 лет, когда они осознают, чего от них хотят, могут слушать около 15 минут и запоминать, улучшать свою плавучесть. Школа плавания для детей в этом возрасте практикует начальное обучение с надувными жилетами, наплечниками, воротниками, постепенно переходя на свободное плавание без подручных предметов.

Методика обучения плаванию

«Поплавок»

При вдохе погружение на дно, колени обхвачены руками. После погружения малыш окажется спиной наверху из-за воздуха в легких.

«Медуза»

Действия те же, но при всплытии руки отпускают колени, конечности некоторое время лежат на воде.

«Звезда»

Руки и ноги разведены, школьник с помощью поддержки или самостоятельно лежит на поверхности.

Учебное скольжение

Вода на уровне груди, руки подняты выше головы, затаив дыхание, с наклона малыш отталкивается от дна. Задержав дыхание нужно скользить дальше, руки неподвижны.

Развитие плавательных навыков

Положение на спине, поддержка за подмышки или шею, ноги прямые. Производятся движения вверх, вниз. Упражнение «лягушка» (согнутые ноги в стороны, резкий толчок прямыми ногами). На животе прорабатываются те же элементы.

Только после освоения подготовительных упражнений возможен переход непосредственно на уроки плавания для детей.

Как двигать руками и ногами взрослый показывает на берегу, потом техника пробуется в воде. Во время обучения взрослый находится рядом, поддерживает, обозначает недостатки, показывает, как делать правильно.

Безопасное плавание детей в бассейне

Основные правила безопасного плавания детей в бассейне:

  1. До посещения бассейна, самостоятельных домашних упражнений нужна консультация педиатра. Это поможет исключить противопоказания и определить возможную нагрузку. Педиатр допускает детей к занятиям с помощью медицинской справки.
  2. Стоит оценить, насколько скользкий пол и острая плитка в целях снижения травмоопасности, глубину бассейна.
  3. При посещении бассейна в холодное время года перед выходом на улицу лучше посещать сауну.
  4. В гигиенических целях посещают душ до купания и после него, а также пользуются личными тапочками и прочими принадлежностями.
  5. Необходимо контролировать температуру воды: для маленьких не ниже 32 ºС, для детей школьного возраста в среднем 27 ºС.
  6. Малышам нужно находиться с родителем под постоянным наблюдением. Дети 5-7 лет занимаются с тренером самостоятельно.
  7. За час до бассейна не стоит кушать, так у малыша будет достаточно энергии. При соблюдении основных правил безопасности, занятия будут доставлять радость детям, они будут ощущать себя комфортно, быстро научатся плавать.
Читать еще:  Что взять в бассейн

Как научить ребёнка плавать

Лайфхакер собрал инструкции для разных возрастов, выбирайте нужную и осваивайте вместе с малышом.

Как учить плавать ребёнка до 3 лет

Водные процедуры с малышом несомненно полезны, и приучать к ним карапуза можно с самого раннего возраста. Однако они не предполагают самостоятельного перемещения, а значит никакого отношения к плаванию не имеют.

К тому же такие занятия закрепляют неправильные движения и положение тела. В итоге, когда позже ребёнок будет осваивать полноценное плавание, его придётся долго переучивать. Чтобы заложить фундамент для юного пловца, нужно знакомить его с водной стихией постепенно и исключительно в игровой форме.

Как подготовить малыша

Главная задача родителей на этом этапе — помочь ребёнку преодолеть страх перед большой водой. В идеале можно попытаться научить его погружать лицо в воду, а также пускать пузыри ртом и носом. Потом навыки пригодятся для правильного дыхания. Для этого делайте следующее:

  • Занимайтесь с малышом и игрушками в мелком бассейне с тёплой прозрачной водой.
  • Брызгайте друг на друга. Не бойтесь попасть водой на лицо и успокаивайте ребёнка, чтобы он не опасался этого.
  • Пускайте пузыри вместе, опуская лицо в воду. Сначала ртом, а затем носом.
  • Просите карапуза приседать, окунаясь в воду, и тут же выныривать.

Как учить плавать ребёнка от 3 до 5 лет

Малышей в этом возрасте уже можно научить свободно плавать без какого-либо стиля, если проявить выдержку. Маленькие дети не способны долго концентрироваться и следовать указаниям, выполнять несвойственные им вещи, поэтому обучение должно проходить в игровой манере.

1. Выберите правильное место

Лучше всего учить ребёнка плавать в бассейне или большой ванне вроде джакузи. Море подходит гораздо меньше из-за солёной воды и волн, которые помешают. Река или озеро тоже не идеальны: вода в них непрозрачная и холодная, поэтому малышу будет тяжело психологически.

Глубина — по пояс или чуть выше, чтобы пловец чувствовал себя в безопасности. Температура воды желательно повыше — 25–28 °С. При этом, пока малыш не привыкнет к плавательным очкам, влага не должна вызывать жжение глаз, если открыть их на глубине.

2. Снимите нарукавники и жилет

Откажитесь от любой экипировки, призванной поддерживать на плаву. Круги, доски и другие приспособления нарушают баланс тела и не дают малышу научиться самостоятельно держаться на воде.

При использовании жилета или нарукавников ребёнок вжимается в опоры и высоко поднимает голову, напрягая шею. По-настоящему научиться плавать можно только ныряя под воду, поэтому важно сразу убрать все плавсредства.

3. Приучите ребёнка к очкам

Как и все последующие шаги, этот нужно выполнять исключительно в игровой форме, а лучше ещё и показывая на личном примере. С пятилетками проблем, скорее всего, не возникнет, а вот дети помладше могут капризничать.

Примерьте очки малышу и отметьте, как они ему идут. Постоянно хвалите и восхищайтесь им, даже если удалось лишь прислонить защиту к лицу и не заводить резинку на затылок. Нажимайте на очки и показывайте, какой смешной хрюкающий звук они издают, и предлагайте попробовать это ребёнку. Если очки не закрепляются на лице, говорите «Глазик отклеился».

Если малыш боится и не хочет надевать аксессуар, будьте доброжелательны, не давите и наберитесь терпения. Переключитесь на возню с игрушками и попробуйте ещё раз чуть позже. Понемногу после 5–10 примерок он поддастся, особенно когда поймёт, как хорошо в очках видно под водой.

4. Дайте малышу привыкнуть к воде

Перед обучением ребёнку нужно раскрепоститься и перестать бояться воды. Для этого немного пошалите вместе с ним.

  • Брызгайтесь на мелководье, шлёпая руками и ногами.
  • Возьмитесь за руки и, опуская лицо в воду, пускайте пузыри ртом, носом.
  • Показывайте друг другу языки и стройте под водой гримасы.

5. Отработайте опускание лица в воду

Обучение плаванию строится на погружении лица в воду. Это неестественно для ребёнка, поэтому не получится просто сказать ему: «Делай вот так». И здесь на помощь приходят игры.

  • Сначала брызгайтесь так, чтобы влага попадала на лицо малыша. Можете понемногу поливать его, показывая, что это нестрашно и весело.
  • Приседайте и подпрыгивайте на разной глубине, чтобы при погружении вода доходила ребёнку до губ, затем до глаз, и так постепенно просите его окунуться на секунду с головой. Закрывать глаза при этом не нужно.
  • Разбросайте на небольшой глубине игрушки, чтобы их нельзя было достать рукой, не окунувшись с головой, и попросите малыша провести спасательную операцию или сбор сокровищ.
  • Когда ребёнок хлебнёт воды и закашляется, реагируйте спокойно и весело, давая понять, что ничего плохого не произошло. Попросите резко выдохнуть через нос, как при сморкании, и остатки воды легко уйдут из носоглотки, а с ними и неприятные ощущения.

6. Научитесь выдыхать в воду

Следующий этап — освоение выдоха в воду. Он используется во всех стилях и имеет ключевое значение в правильной технике плавания. Частично ребёнок уже знаком с этим приёмом, пускание пузырей и есть выдох.

  • Продолжайте закреплять навык, пуская пузыри у бортика бассейна. Делать это малыш должен непременно носом, поскольку ртом осуществляется вдох.
  • Прыжки и приседания из предыдущего шага также помогут. Добавьте к ним выдохи в воду в момент погружения.
  • Для правильного выдоха попросите ребёнка набрать воздух, закрыть рот рукой и издать носом протяжный звук «м-м-м».

7. Потренируйтесь держаться на плаву

Для этого есть простые упражнения — «медуза» и «звёздочка», которые очень нравятся детям. Их суть заключается в зависании в воде на задержке дыхания и расслаблении шеи.

Как выполнить упражнение «медуза»

  • Попросите малыша лечь на воду и слегка поддерживайте его под грудь. Всё тело и, самое главное, шея находятся в расслабленном состоянии, напоминающем медузу. Смотреть нужно на дно, а не перед собой.
  • Чтобы добиться от ребёнка таких действий, придумайте игру с поиском сокровищ или что-то в этом духе.

Как выполнить упражнение «звёздочка»

  • Положите юного пловца на воду и поддерживайте под грудь своими руками. Попросите его развести руки-ноги, изобразив звезду.
  • Как и в предыдущем упражнении, лицо нужно опустить в воду и расслабить шею. Используйте для мотивации игры.
  • Другой вариант, который можно выполнять для разнообразия, — «звёздочка» на спине.

8. Пробуйте скольжение в воде

Теперь пришло время начать двигаться. Для это есть специальное упражнение «стрелочка», которое является базовой позой во многих стилях плавания.

  • Поддерживайте малыша под грудь и попросите его поднять руки над головой, а потом мягко лечь на воду, выпрямив тело и расслабив шею.
  • Когда закрепите этот приём, пусть ребёнок попробует сделать всё вышеописанное самостоятельно. Отойдите на пару метров от края бассейна и скажите оттолкнуться ногами от бортика и двигаться в вашу сторону.

9. Отработайте движения ног

Здесь есть два варианта: движения кролем, когда ноги поочерёдно перемещаются вверх-вниз, или в стиле брасс — ноги сгибаются в коленях и пловец отталкивается от воды на манер лягушки.

Для малышей в таком возрасте оба варианта правильные. А понять, какой из них больше подходит ребёнку, легко, если попросить его проплыть небольшое расстояние и проверить, какие движения он будет совершать интуитивно — махи или толчки.

Суть упражнения в том, чтобы сделать «стрелочку» и при скольжении включить в работу ноги. Оба варианта по возможности лучше выполнять в правильной технике. Посмотрите, как это делается, и продемонстрируйте ребёнку на суше или в мелкой воде.

  • Кроль: ноги почти не сгибаются в коленях, а двигаются от бедра, стопы максимально вытянуты назад. Движения больше напоминают работу ножниц, а не езду на велосипеде.
  • Брасс: ноги сгибаются в коленях и немного подтягиваются к себе, стопы поджаты вперёд. Затем они разводятся в стороны и происходит резкий толчок.

10. Подключите руки

Для маленького ребёнка проще всего двигаться брассом, когда гребки совершаются двумя руками одновременно.

Однако не обязательно требовать от малыша их безукоризненного выполнения. Если ему будет слишком сложно, допускаются движения техникой по-собачьи, когда гребки совершаются поочерёдно и руки как бы цепляются за воду.

Принцип тот же. Движение начинается из положения «стрелочка», затем в работу включаются руки и ноги.

11. Научите малыша дышать

Все предыдущие упражнения выполняются на задержке дыхания, но так далеко не проплывёшь. Поэтому, когда ребёнок освоит все базовые движения, нужно научить его поднимать голову и вдыхать и при этом не останавливаться.

Читать еще:  Техника плавания брассом для начинающих

Делать это нужно только ртом, поскольку при дыхании через нос капли воды могут попадать в носоглотку и вызывать неприятные ощущения. Закрепите навык дыхания с помощью игр в рыбку.

  • «Задумчивая рыбка» — на глубине, где ребёнок не достаёт до дна, попросите оттолкнуться от бортика и медленно проплыть к вам, опустив лицо в воду.
  • «Любопытная рыбка» — пусть ребёнок выполнит предыдущее упражнение, а затем по вашей команде просто поднимет голову без вдоха. В этот момент он должен помочь себе, отталкиваясь от воды ногами.
  • «Восхищённая рыбка» — в этот раз малышу нужно делать всё то же самое, только при подъёме головы быстро вдохнуть воздух ртом. Предварительно можно потренировать резкий вдох при выныривании в более мелкой части бассейна, где воды малышу по грудь.

Как учить плавать ребёнка 5–6 лет и старше

Более взрослые дети эффективнее воспринимают процесс обучения. Они осознанно выполняют задания и отрабатывают упражнения, поэтому в таком возрасте можно учить ребёнка плавать как взрослого.

Делается это по стандартному алгоритму, который подробно описан в нашей статье, или с помощью экспресс-методов. Например, система тренера Дениса Тараканова позволяет научиться плавать за одно-два занятия. Просто просите ребёнка выполнять следующие упражнения по порядку. Каждое примерно по 10 раз.

1. На ступеньках у бассейна или в детском водоёме, где глубина достигает 30–40 см, попросите ребёнка упереться руками в дно и вытянуться во весь рост. Всё тело погружено, над водой лишь голова, шея расслаблена. Пловец должен задержать дыхание и пролежать так 5–10 секунд, а затем плавно поднять лицо, вдохнуть ртом и повторить упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

2. Пусть ребёнок делает всё то же самое, но опустит лицо в воду и поднимет одну из рук, опираясь только на вторую.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

3. Снова повторите изученный приём, но теперь объясните малышу, что он должен убрать обе руки и повисеть так в воде, считая про себя до пяти.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

4. Попросите ребёнка вытянуть руки перед собой в момент зависания и пробыть в таком положении 5–10 секунд на задержке дыхания. После пусть упрётся руками в дно, поднимет голову для вдоха ртом и повторит упражнение.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

5. Пусть малыш отойдёт от края бассейна на 50–70 см и, развернувшись к нему лицом, выполнит новую вариацию упражнения. После вдоха нужно мягко оттолкнуться от дна и скользить с вытянутыми вперёд руками, не поднимая лицо из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

6. Подключите ноги: после толчка ребёнок должен мягко поболтать ногами, не вытаскивая стопы из воды.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

7. Теперь в работу включаются руки: пусть малыш гребёт ими по-собачьи или брассом. Главное двигать ими под водой на уровне лица, но не под животом.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

8. Попросите малыша повторить предыдущее упражнение, но при движении мягко поднять голову над водой на пару секунд. Вдыхать при этом не нужно, просто закрепите действие для понимания, что это несложно.

YouTube-канал «Денис Тараканов»

9. И наконец пусть малыш оттолкнётся и поплывёт, двигая ногами и руками, а затем попытается приподнять голову над водой и сделать вдох ртом.

Подробности, как правильно выполнять каждое упражнение, можно посмотреть в видео:

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» – выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Два способа научить ребенка плавать в 6-10 лет и старше

В этой статье я напишу про два возможных варианта научить ребенка плаванию: “экспресс” (буквально за 1-2 занятия) и “академический” (более долгое и качественное обучение).

Читать еще:  Как научиться плавать кролем самостоятельно

Внимание! Эта статья посвящена обучению детей в возрасте 6-9 лет и старше. Если Вас интересует обучение для более младшего возраста, этому вопросу у меня посвящена отдельная статья.

Особенности школьного возраста

В отличие от более младших ребят, начиная с 6-7 лет ребенок уже готов к обучающему процессу – готов осознанно выполнять упражнения, задания. Именно с этого возраста берут на учебу в спортшколу.

В этой связи, здесь уже нет необходимости проводить обучение через игры (как с маленькими) и при этом можно и нужно прививать ребенку правильный стиль плавания.

Тем не менее, и в отношении школьников задача родителя – добиться наличия у ребенка желания заниматься плаванием, то есть – заинтересовывать, а не заставлять его.

Основы правильного плавания

Я пишу об этом во многих статьях на этом сайте и на всякий случай повторю здесь еще раз (если вы уже читали или разбираетесь в вопросе – смело переходите к следующему разделу статьи).

Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

  1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз.
  2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться, нарушает плавучесть.
  3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.

Правильное положение головы в плавании кролем

Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой, а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

Методика обучения в бассейне

Алгоритм шагов – примерно тот же, который был описан в статье для детей 3-5 лет:

  1. Учимся опускать лицо в воду и делать выдох носом (затем – также и ртом).
  2. Учимся плавать за счет работы ног (руки – с плавательной доской или стрелочкой).
  3. После того, как предыдущие шаги пройдены, подключаем руки.

Где проводить занятия?

Оптимальный вариант – достаточно мелкий (чтобы можно быть встать), прозрачный и теплый бассейн.

Допустимы и занятия в открытых водоемах, но на море учебе будут мешать волны и соленая вода, а в реках и озерах вода будет непрозрачной, что нежелательно для самых первых шагов в обучении ребенка.

С чего начать? Экспресс-вариант

Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия.

Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

  1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно, лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
  2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
  3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую.

Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.

Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдоха Момент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

    Если ноги работали брассом, то руки также подключаем в этом же стиле, то есть они из вытянутого положения одновременно должны делать гребок к себе и затем выбрасываться вперед. Подробнее про то, как делать такие гребки – в этой статье.

В этом случае нужно также следить, чтобы была координация движений ног и рук (ноги делают толчок во время выброса рук вперед).

Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.

Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

Разнообразие в упражнениях

Выше была описана упрощенная схема – кратчайший путь в обучении ребенка плаванию.

При этом часто тренеры дают на занятиях разные задания:

  • чередование упражнений из кроля и брасса;
  • параллельно или даже с самого начала – обучение плаванию на спине.

Если Вы намерены основательно заниматься с ребенком – также разнообразьте занятия, чередуйте разные стили и упражнения. Если же задача – поскорее научиться, то допустимо пройти “коротким путем” к одному из трех вышеуказанных вариантов.

Дальнейшее развитие

Независимо от того, прошли ли вы “экспресс” вариант либо “академический” вариант, на этом этапе у ребенка еще не сформируется правильная спортивная техника – он просто научится плавать, но движения не будут оптимальными.

Дальше нужно уже серьезно осваивать кроль на груди и на спине, брасс, по желанию можно также и баттерфляй.

Четыре спортивных стиля

Я убежден, что правильную технику этих стилей может поставить только тренер или опытный пловец.

Если Вы изначально на них нацеливаетесь – то по возможности лучше с самого начала отдайте ребенка в секцию в бассейн или на индивидуальные занятия к тренеру.

Если же такой возможности нет, то в дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с моими статьями по этим стилям плавания:

Обучение подростков

В завершение хотел бы отметить, что всё вышесказанное подходит не только для детей 6-10 лет, но и для более старшего, подросткового возраста.

В 12-14 лет детям даже проще выполнить все те же самые упражнения, особенно в части дыхания в воду и способности держаться на воде.

Главное – чтобы к этому возрасту не был сформирован устойчивый страх воды. Если же такой страх успел сформироваться и стал причиной того, что к подростковому возрасту ребенок все еще не плавает, то вопросу избавления от такого страха я также посвятил отдельную статью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять