54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисковые гидравлические тормоза на велосипед

Содержание

Дисковые тормоза велосипеда: гидравлические или механические?

Очень часто при выборе велосипеда или покупке на него новых тормозов становится вопрос: «Какие же тормоза лучше, дисковые гидравлические или механические?». Вопрос очень актуален, ведь они значительно отличаются по цене, качеству и другим не менее важным параметрам. Поэтому в данном сравнении мы постарались максимально лаконично и понятно рассказать, чем отличаются гидравлические и механические дисковые тормоза велосипеда по конструкции, принципу действия, тормозным характеристикам, настройке и обслуживанию, а также ремонтопригодности и цене.

Конструкция и принцип действия

Принцип действия механических и гидравлических дисковых тормозов велосипеда в принципе одинаков. Нажатием тормозной рукояти приводятся в движение тормозные колодки, которые сжимают ротор. В результате происходит торможение за счет преобразования кинетической энергии в тепловую благодаря силе трения. Отличие заключается, в основном, в способе передачи усилия нажатия тормозной рукояти на тормозные колодки. На дисковых механических тормозах используется трос. При нажатии на рукоять происходит его натяжение, что приводит к смещению подвижной колодки.

В дисковых гидравлических тормозах его роль выполняет система поршней и гидравлическая жидкость. При нажатии рукояти на гидравлике приводится в движение поршень мастер-цилиндра. Он толкает гидравлическую жидкость, которая приводит в действие поршни в калипере, сжимая тем самым колодки.

Торможение

Качество торможения дисковых гидравлических и механических тормозов практически не отличается (с учетом, что дисковая механика не из самых дешевых). Как одни, так и вторые отлично справляются со своими задачами. На торможение больше влияет материал тормозных колодок, их размер, а также диаметр ротора. Чем больше поверхность соприкосновения колодок с ротором, тем качественнее торможение. Также следует отметить и материал тормозных колодок. На данный момент на рынке велосипедов представлены два вида: металлизированные (Sintered), которые лучше подойдут для грязных трас и органические (Resin), предотвращающие перегрев калипера.

Хотя разница в торможении между гидравлическими и механическими тормозами все же присутствует. Выражается она больше в комфорте использования. На гидравлике, за счет того, что нет тросика, который трется о рубашку, легче ход тормозной рукоятки. Вторым достоинством является более четкий контроль тормозного усилия (модуляция). Другими словами, вам проще сориентироваться насколько сильно следует надавить на ручку в той или иной ситуации. Хотя данный параметр также зависит и от уровня гидравлических тормозов, а именно от количества поршней.

Настройка и обслуживание

Если качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается, то в настройке и обслуживании разница уже куда более заметна. Здесь явным фаворитом является гидравлика. Ее не нужно так часто настраивать как механику, а сама настройка производится во время первой установки или при замене тормозных колодок. Хотя это правило не касается одно-поршневых гидротормозов, которые, также как и механика, нуждается в периодической подстройке. Настройка же механических тормозов необходима после каждого снятия колеса и периодически, по степени износа колодок и растяжению тросика. Также к недостаткам механики можно отнести необходимость периодического обслуживания троса, а именно содержания его в чистоте и в смазанном виде.

Ремонтопригодность

А вот по ремонтопригодности выигрывает дисковая механика, которую можно относительно легко отремонтировать в полевых условиях. В случае выхода из строя троса, его легко можно будет заменить на месте, с учетом того, что у вас есть запасной. Чего нельзя сделать с гидравликой. Если вы зацепились за ветку и повредили гидролинию, установить новую, залить масло и прокачать систему без специального оборудования вряд ли получится. Плюс к этому, найти запасные части на дисковые гидравлические тормоза велосипеда гораздо сложнее, чем на механические.

Еще один пункт, по которому выигрывает механика – это цена. Хорошие гидравлические тормоза стоят дороже чем механические того же уровня.

Гидравлические тормоза на велосипед: устройство, виды, обслуживание и ремонт

Современные велосипеды могут быть оснащены различными тормозными системами. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Поклонникам велосипедной езды приходится делать выбор, который зависит от множества факторов.

Из существующих видов, гидравлические тормозные системы стали очень популярными в последнее время. Велосипеды с «гидрой» сейчас в тренде и пользуются спросом у любителей прокатиться с ветерком.

Гидравлический тормоз на велосипед — устройство

Цель любого тормозного механизма одна – приостановить транспортное средство.

Основные составляющие:

  • гидролиния;
  • тормозной ротор;
  • калипер;
  • тормозной рычаг.
Читать еще:  Настройка переднего переключателя скоростей на велосипеде

Принцип работы

Гонщик, надавливая на рукоять тормоза, нагнетает в гидролинии давление, которое вытесняет тормозную жидкость из ведущего цилиндра. Затем она попадает в рабочий цилиндр.

Под воздействием напора, поршни сводят тормозные колодки вместе, а их трение о вращающийся вал приводит к моментальному блокированию колес.

Достоинства и недостатки

Основные преимущества:

  • надежность системы при правильной настройке;
  • точность торможения;
  • высокая скорость реагирования механизма при нажатии ручки тормоза;
  • минимальный риск разрыва тросиков;
  • выносливость при перемещении;
  • возможность манипулировать тормозами с высокой точностью.

Недостатки:

  • высокая стоимость гидросистемы;
  • тонкости обслуживания;
  • вес;
  • уязвимость деталей;
  • возможность протечки;
  • невозможность установки стандартного багажника;
  • неудобства при снятии и одевании колес.

Чем гидравлика лучше механики?

Следует отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса. В гидравлике сила от нажатия ручки передается жидкостью, которая почти не сжимается, поэтому продуктивность таких тормозов значительно выше.

Различия наблюдаются в настройке и обслуживании, где гидравлика имеет ощутимые преимущества:

  • не нуждается в частой настройке;
  • меньший тормозной путь;
  • возможность использовать на спусках бездорожья;
  • обладает хорошей мощностью.

Выбирая устройство для выполнения остановки движения транспорта, следует исходить из собственных предпочтений, стиля езды, бюджета. Если обычному туристу подойдут надежные механические тормоза, то гонщику специалисты всегда порекомендуют гидравлику.

Хоть она и стоит дороже, чем «механика» того же уровня, но экономить на личной безопасности и защищенности на трассе не стоит.

Виды дисковых гидравлических тормозов

Однопоршневые:

  • в движении принимает участие только 1 колодка;
  • расцениваются, как дешёвые, но легко настраиваемые;
  • из-за многочисленных недочетов, поэтому мало где используются.

Двупоршневые:

  • движутся 2 колодки;
  • бывают с плавающими или оппозитными поршнями;
  • устанавливаются наиболее часто, т. к. показывают хорошую отзывчивость и надёжность.

Многопоршневые (4 и более):

  • достаточно объемные;
  • мощные и крепкие;
  • устанавливаются в основном на модели для «даунхилла», «фрирайда».

Лучшие гидравлические тормоза на велосипед

Компании-производители велосипедов постепенно переходят на дисковые тормоза. По мнению экспертов, они отлично себя проявляют, работают даже при сырой погоде, прочные, надежные, и по прогнозам, в ближайшем будущем могут вытеснить другие разновидности тормозных систем.

Shimano Deore

Всемирно известная японская компания, предлагает новую модель гидравлической тормозной системы «Shimano Deore», которая заслуженно лидирует в мировых рейтингах:

  • зубчатое или резьбовое крепление ротора;
  • комплект из двух видов колодок;
  • приятные на ощупь ручки;
  • стойкое функционирование главного тормозного цилиндра;
  • послушность системы.

CLIM 8 CLARK`S

Надежная, бюджетная модель, приспособлена к различным погодным условиям.

Плюсы:

  • гидрашланги упрочнены пара-арамидным волокном и металлом;
  • шести цилиндровая конструкция калипера;

Минусы:

  • увеличенный вес;
  • сложность в установке системы (требуют дополнительной подгонки);
  • дизайн ручек.

Признаки неисправности гидравлического тормоза

За время, находящееся в эксплуатации, гидравлическая система подвергается воздействию различных факторов, что неизбежно приводит к её неисправности.

Самостоятельное невольное торможение транспортного средства свидетельствует о наличии конкретной проблемы.

Распространенными причинами можно назвать:

  • попадание воды в систему гидравлики;
  • завоздушивание;
  • падение и удар байка;
  • низкий уровень «тормозухи»;
  • разъединение гидравлической цепи;
  • заклинивание рабочего поршня;
  • снижение упругости тормозной ручки.

Обслуживание и ремонт

Ремонтные работы байка нужно начинать с проведения диагностики, с последующими действиями:

  • демонтаж проблемного колеса;
  • чистка тормозной машинки;
  • открыть рабочие поршни;
  • устранить неисправности;
  • осмотреть поршневую систему на предмет протеканий;
  • заменить поршни и уплотнительные кольца (в случае потребности);
  • провести осмотр всей гидравлической линии, исключив наличие повреждений.

При ремонте гидравлической системы, нужно помнить о мерах предосторожности:

  • избегать попадания жидкости на кожу и в область глаз, т.к. токсичность вещества, вызывает сильное отравление и может причинить вред здоровью.

Прокачка гидравлической системы

Причины «продувания» тормозов:

  • большой ход ручки тормоза при нажиме;
  • проваливание тормозного рычага;
  • плавное движение ручки, после срабатывания тормоза.

Подготовительные работы:

  • позаботиться о защите дисков и колодок от попадания масла;
  • ослабить хомут тормозного рычага.

Последовательность действий:

  1. Набрать в шприц жидкость.
  2. Выгнать имеющиеся пузырьки воздуха.
  3. Ввести раствор.
  4. Во избежание выскакивания клапана из корпуса — воспользоваться специальной уплотняющей подкладкой.
  5. Открутить входной ниппель и выполнить подачу жидкости, не допуская подтекания.
  6. Простучать трубки, чтобы «выгнать» лишний воздух из корпуса основного цилиндра.
  7. Закрыть входной ниппель и снять трубочку.
  8. Закрутить пробку.
  9. Поставить тормозную ручку в удобное положение.
  10. Очистить рулевую систему от остатков масла специальным раствором или технической салфеткой без ворса.

Безопасность езды на велосипеде напрямую зависит от качества тормозов. Выбирая велосипеды с гидравлическими тормозами, пользователь не только наслаждается легким и быстрым торможением во время езды. Он так же заботиться о себе и окружающих, находящихся по-близости.

Какие дисковые тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

В списке характеристик байка графа «тормоза» вызывает не меньше вопросов, чем строка «задний переключатель». Еще лет семь назад вокруг систем замедления водилась масса споров, поскольку конструкция V-Brake конкурировала с дисковой механикой. Ныне механические «дискачи» уже вытеснили двухрычажную схему в бюджетном сегменте, а в качестве эталона предлагается гидравлика. Стоит ли переплачивать за нее? Что надежнее, а что комфортнее? И, в конце концов, какая конфигурация лучше тормозит?

Разница между дисковой гидравликой и механикой

Неопытным взглядом сложно определить, какие тормоза установлены на велосипеде – гидравлические или механические, из-за чего понять, что лучше, а что хуже вряд ли удастся. И там, и там вы обнаружите рукоятку, ротор и тормозной калипер (механизм, прижимающий колодки к диску). И принцип действия у них один – зажали ручку на руле, колодки остановили ротор.

Читать еще:  Как выправить восьмерку на колесе велосипеда

Глобальное отличие состоит в том, как они работают, а точнее – в стиле передачи команды от рукоятки к калиперу:

  • Тросик. Его натяжение приводит к смещению одной колодки. Вторая же постоянно неподвижна. Так действует механика.
  • Тормозная жидкость или минеральное масло. При нажатии на ручку внутри нее перемещается поршень, оказывая давление на жидкое вещество, находящееся в гидролинии. Поскольку жидкость несжимаема, посредством нее усилие передается на поршни в тормозном калипере (механизм, прижимающий колодки к ротору). В гидравлической схеме перемещаются обе фрикционных накладки.

Какие тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

Если строго оценивать вопрос, то поставлен он некорректно. Во-первых, механику вы встретите только на велосипедах до 30 000 рублей. Все, что выше этой психологической отметки, идет с гидравликой.

Во-вторых, бюджетный сегмент отличается экономией на всем, и на тросиковых «дискачах» тоже: китайский noname комплект тормозит даже хуже ретроконструкции V-Brake, но, увы, они на 95% вытеснены. Гидравлическая схема в этой ценовой категории тоже не идеальна, но поскольку, повторимся, вибрейков уже нет, то первенство за ней.

Если взглянуть на рейтинг лучших горных велосипедов по цене и качеству , то механические тормоза конкурируют с гидравлическими только в очень узком ценовом диапазоне: 20 000-30 000 рублей. Но он же и один из самых популярных. Комплектация с гидравликой, как правило, дороже Mechanical Disc на 3 000-5 000 рублей. Поэтому целевой аудиторией вопроса являются те покупатели, которые желают сэкономить эти деньги, и в этом есть разумное зерно.


В фокусе сопоставления такие характеристики, как:

  • Удобство использования.
  • Производительность торможения.
  • Сложность обслуживания в домашних и полевых условиях.
  • Вес.
  • Разница в цене, которую мы уже обсудили.

Комфорт

Гораздо приятнее нажимать ручку гидравлического тормоза. Как минимум из-за того, что это можно сделать одним-двумя пальцами без особого перенапряжения. Дешевая механика управляется достаточно туго, и зажимать рукоятку до упора приходится чуть-ли не всей кистью.

Углубляясь в характер ощущений от управления дисковыми тормозными механизмами, уместно поговорить о модуляции.

К сведению. Модуляция – это обратная связь, то есть возможность ощущать через тормозную рукоятку то, насколько плотно прижаты колодки к ротору.


Так вот, дозировать усилие на дешевой механике не получится. На словах этого не ощутить, поэтому покатайтесь по магазину на трех разных велосипедах: с механическими тормозами, дешевыми и дорогими гидравлическими, и определите, что для вас лучше. Расстановка приоритетов наверняка будет согласно цене:

  • Четырехпоршневая гидравлика на байке класса премиум (свыше 50 000 рублей). Минимальное усилие на ручке (свободное перемещение одним пальцем), максимально прозрачная обратная связь.
  • Гидравлическая система замедления с двумя поршнями (20 000-50 000 рублей). Управление двумя пальцами, «обратка» присутствует, но недостаточно внятная.
  • Дешевая механика с одной подвижной колодкой. Пересаживаясь даже с бюджетной гидравлики, ощущается низкий уровень модуляции. По факту ее нет, а есть два положения – тормозит и не тормозит, команду притормозить тросовый привод обработать не способен.

Эффективность

Производительность торможения не зависит от того, как связаны калипер и ручка. Здесь играет роль материал и размер трущихся деталей:

  • Диаметр ротора.
  • Габариты колодок.
  • Материал фрикционных накладок.

Обычно колодки пропорциональны габаритным диаметрам дисков, ходовыми из которых являются всего два:

  • 160 мм – легкое кросс-кантри (лесные тропинки, не затяжные спуски).
  • 185 мм – активная езда по горным дорогам.

Ремонтопригодность

Начать, пожалуй, стоит с объяснения бродящего по велосообществу страха в отношении использования гидравлических тормозов на велосипеде. Суть его в том, что, скажем, в результате падения, поврежденную гидролинию практически невозможно отремонтировать в полевых условиях.

Так это и есть: оборудование для прокачки и тормозную жидкость или минеральное масло возить с собой накладно. Но современные комплекты от Shimano и Avid отличаются высоким качеством и повредить их тяжело. Это раз. Два – в жестких фрирайдовых дисциплинах применяется, как ни странно, гидравлика, хотя падать там положено чуть ли не по определению. Кроме того:

  1. Не каждый возит с собой запасной трос, а это значит, что механический тормоз отремонтировать тоже не получится.
  2. На велосипеде имеется два тормоза и выход из строя сразу обоих – явление очень редкое.


Конечно же, при наличии в запасном комплекте тормозного тросика, отремонтировать механику – дело пяти минут. На обслуживание гидравлики нужно порядком больше времени и дорогостоящее оборудование, но и заглядывать в нее приходится реже.

Если на счету каждый грамм, то ваш выбор – гидропривод.

Что в итоге выбрать

Проведем аналогию с трансмиссионным вопросом: подыскивая лучшие задние переключатели для велосипеда , вы отталкиваетесь от характера езды. То есть дорогущую и сверхлегкую систему Shimano Deore XTR на походный байк никто не ставит, потому как по асфальту и легкой грунтовке обычной Deore хватает с головой.

Соблюдайте данный принцип и в вопросе с тормозами, а также в том, какой велосипед лучше, Стелс или Форвард . Для покатушек по парку в выходной день механика подойдет – привыкнуть к ней можно, длится этот процесс недолго. А вот на каждый день лучше взять гидравлику, ведь за ней превосходная отзывчивость.

В серьезной сфере применения комментарии излишни. Для велотуризма вы просто не купите байк дешевле 30 000 рублей, поскольку понятие «надежность» коррелирует с суммой не менее 500$. Поэтому здесь, как и в случае с серьезным кросс-кантрийным направлением, гидравлический тормоз – монополист.

Читать еще:  Регулировка переднего переключателя велосипеда

Дисковые гидравлические велосипедные тормоза

В дисковом велосипедном тормозе функциональная передача усиления приходится как раз на тормозной диск (второе название — ротор), закрепленный на колесной втулке. А собственно тормозная машинка — калипер — крепится на велосипедной раме, но может быть установлена и на вилке.

У калипера есть пара тормозных колодок, прижимающихся поршнем к ротору или же несколькими поршнями сразу — тут все зависит от калипер-конструкции.

Для таких тормозов обязателен специальный крепеж — на втулке (для ротора), а также на вело-раме или вилке.

Дисковые велосипедные тормоза бывают двух основных типов:

Гидравлические дисковые тормоза: особенности

Главное отличие гидравлических дисковых тормозов от механических — это, конечно, гидравлический колодочный привод. Он обеспечивает и лучшую модуляцию, и необходимую конструкторскую технологическую мощность тормоза. Благодаря несжимающейся жидкости в приводе.

Впервые тормоза дисковые гидравлического типа были установлены на модельные профи-велосипеды для скоростного спортивного спуска (так называемого «даунхилла»). Скорости в этом виде спорта росли, и ободные вело-тормоза уже не в состоянии были справляться с поставленными задачами. Впрочем, для массового вело-оснащения в те времена гидравлические дисковые тормоза были слишком тяжелыми, громоздкими, а главное, дорогостоящими. Впоследствии конструкторами эти недостатки были устранены, и такие тормозные системы заменили вибрейки на всех горных моделях в среднем ценовом диапазоне и выше.

Виды дисковых тормозов с приводной гидравликой

Как уже было обозначено, разделение дисковых тормозов с гидравлическим приводом на разновидности напрямую зависит от конструкции калипера. Так гидравлические тормоза могут быть:

  • с единственным поршнем;
  • с оппозитной поршневой парой;
  • с двумя поршнями и калипером плавающего типа;
  • с четырьмя и более поршнями.

Большинство из современных вело-моделей оснащаются как раз двухпоршневыми оппозитными дисковыми тормозами. А вот однопоршневые, например, хоть и являются самыми недорогими, но имеют массу недостатков — причем, и те, и другие достались им и от гидравлических, и от механических тормозов.

Что же касается многопоршневых систем с плавающей тормозной машинкой, то они, конечно, необыкновенно мощны, но сложны конструктивно и требуют обстоятельного и обязательно профессионального технического обслуживания. Поэтому чаще всего их ставят на даунхилл-моделях, да и то не на всех, а только на самых серьезных. На велосипедах, у которых мощь превыше всего — часто в ущерб конструкционной простоте и необременительному сервису.

Разнятся дисковые гидравлические тормоза и по типу присутствующей приводной жидкости. Одни из них функционируют на тормозной жидкости, другие — на масле. И те, и другие имеют как очевидные достоинства, так и ощутимые недостатки. И даже специалисты не возьмутся рекомендовать какой-то один из этих тормозов начинающему или даже опытному велосипедисту.

Вообще, тормоза выбирать по типу жидкости — это не то, чтобы «неправильно», но как-то странно и совсем необоснованно. А утверждения типа «масло замерзает на морозе», разбиваются о масляную тормозную версию Shimano Deore XT, прекрасно действующую при — 28 градусах по Цельсию.

По калипер-конструктиву велосипедные тормоза тоже можно разделить на 2 группы:

  • с монолитной тормозной машинкой;
  • с детально-составной.

У первых калипер — это цельная моно-деталь, поршни которой вынимаются сбоку через специальное отверстие, прикрытое пробкой из алюминия. Кстати, довольно дорогая конструкция, но зато легкая и жесткая. Ей также требуется специальный, откручивающий пробку инструмент — каждый раз, когда надо вынуть поршни.

Что касается составного калипера, то он складывается из 2-х элементных частей, стянутых надежно болтами. Вот эта конструкция дешевая, а потому очень распространенная.

А еще выход гидролинии калипера может разниться. В зависимости от тормозного уровня, он может быть:

Последний осуществляется при помощи специального штуцера, который еще называют «банджо». Он дороже, но в разы удобнее, поскольку способен прокладывать самую оптимальную гидролинию — без всяких подвешенных воздушных петель.

Применение дисковых гидравлических тормозов

Специалисты вело-области считают, что дисковые тормозные системы с гидравлическим приводом являются одними из самых надежных для оснащения велосипедного транспорта. И поэтому именно их чаще других рекомендуют к установке на самые разные вело-модели. Например, для «покататься с ветерком», в походы или даже для участия в велогонках.

Правда, в экстремальных условиях могут возникнуть проблемы, поэтому лучше иметь при себе, так называемый, ремонтный набор «для прокачки». Но особо надеяться на него тоже не нужно — в случае серьезной механической поломки, ликвидировать ее в полевых условиях самостоятельно не получится. Впрочем, велосипедистов можно успокоить — глобальные поломки гидравлических дисковых тормозов бывают очень редко. Гораздо чаще ломаются рамы, колеса или, например, багажники.

Но владельцам велосипедов с подобными тормозными системами надо иметь ввиду, что у такой дисковой гидравлики совсем крохотный зазор между роторной конструкцией и непосредственно колодками — какие-то буквально доли миллиметра. Особенность в том, что этот зазор никак не регулируется и поддерживается абсолютно в автоматическом режиме. И значит, при наличии больших загрязнений, колодки сами себя просто «съедают».

Но в отличие от механических дисковых тормозов, чьи стершиеся колодки делают их абсолютно нерабочими до момента подстройки, гидравлический тормоз будет функционировать. Но будет расти и износ колодок.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector