14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как провезти велосипед в поезде дальнего следования

Провоз велосипеда в поездах дальнего следования РЖД

Велосипед, конечно же, прекрасное и полезное (для здоровья) средство туризма, особенно для тех, у кого много свободного времени. Но нам, велотуристам, часто приходится пользоваться общественным транспортом, чтобы успеть в свой выходной день или отпуск взять от планируемого маршрута максимум. А для этого мы прибегаем к помощи железнодорожного или авиатранспорта. Реже к помощи автобусов, водного вида транспорта и прочих услуг по перевозке.

В настоящее время самолеты стали составлять хорошую конкуренцию железнодорожному пассажирскому транспорту в плане стоимости билетов. Разница во времени перевозки велотуриста колоссальная, особенно на расстоянии свыше 1000 км.

Но тем не менее мы используем поезда потому что:

– Мы приезжаем из центра города отправления (куда очень просто попасть) точно в центр желаемого населенного пункта. А ведь зачастую веломаршрут путешествия начинается со знакомства с городом (или населенным пунктом).
– В поезде есть возможность комфортно поспать. Очень часто эта возможность неоценима, особенно при выезде в велопоход после рабочего дня.
– Можно походить и размять ноги, поприставать к молодой проводнице или соседям .
– Можно выходить на других станциях подышать свежим воздухом, купить у бабушки на перроне пирожки. Но это и минус тоже – дополнительные траты денег, которые мы не учитываем при сравнении цен на билеты.
– Твой багаж под контролем и всегда есть к нему доступ.

О прочих видах транспорта мы напишем отдельно.

О провозе велосипедов.

Наверное 95% всех перевозок велотуристов на железнодорожном транспорте осуществляет родненькое РЖД. Значительно больше половины из этих 95% осуществляют “пригородные пассажирские компании” (их много), оставшуюся часть “Федеральная пассажирская компания”.

Пригородные пассажирские компании (например, ЦППК, МТППК, ППК “Черноземье” и др.), как правило, перевозят пассажиров между центрами регионов и прочими населенными пунктами региона посредством пригородных поездов (моторвагонный состав aka электрички, рельсовые автобусы, состав с локомотивом), следующих на расстояние до 150-200 км. О том, как правильно перевозить велосипеды в пригородных поездах можно ознакомиться в нашей отдельной статье.

ФПК же перевозит пассажиров между регионами и между различными странами. Для этого используют поезда дальнего следования (локомотив+вагоны) и скоростные моторвагонные составы (“Ласточки”, “Стрижи”, “Сапсаны” и др.). Поезда дальнего следования преодолевают более 700 км за маршрут.

О перевозе велосипеда в пригородных пассажирских компаниях мы напишем отдельно, так как правила для каждого региона свои. Главная задача во всей этой суете – не перепутать перевозчика и соблюдать их правила.

Давайте подробнее разберем ФПК и ее поезда дальнего следования. И вот что необходимо знать:

Провозить велосипед в поездах дальнего следования можно
– Велосипед необходимо разбирать
– Велосипед необходимо упаковывать
– Велосипед можно размещать на местах для ручной клади в пассажирском вагоне или в багажном купе.
– За провоз велосипеда необходимо заплатить

На сайте РЖД есть об этом четкая информация.

Есть отдельная категория “специально обученных кем-то мудаков велосипедистов”, которые будут вам доказывать, что можно не платить, можно не упаковывать и можно доказать проводнику, что у вас
не велосипед, а просто багаж (кстати, такая лазейка есть в официальных правилах). Можно, не отрицаем. Но шансы испортить себе настроение повышаются, а ответственность за несоблюдение правил никто не отменял. Зачем вам это в начале путешествия?

Также на сайте РЖД указан пример того, как можно упаковать и где можно размещать велосипед:

Как перевозить велосипед в поезде

В жизни многих велосипедистов возникает момент, когда нужно перевезти велосипед в поезде. Конечно, можно договориться с проводником о способе перевозки в вагоне, ведь человеческий фактор решает многое. Но в таком случае нет никакой уверенности, что вас пустят в вагон с велосипедом, ведь все люди разные. Вдобавок ко всему, проводнику может «влететь» от начальника поезда за провоз велосипеда не по правилам. Поэтому, перед поездкой сделайте всё возможное, чтобы вас не развернули прямо перед посадкой на поезд.

1. Тонкости провоза велосипеда в поезде

Для начала разберёмся с правилами перевозки, обратившись к сайту РЖД:

Велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. Также велосипеды можно перевозить в багажных купе.

С недавнего времени РЖД наконец-то сделали на своём сайте функцию, позволяющую оплатить багаж онлайн. После оплаты нужно распечатать квитанцию и показать при посадке. Ещё недавно сделать это было невозможно. Вне зависимости от того, как вы приобрели билет (через терминал или через интернет), вам всё равно нужно было окунуться в приятнейшую очередь в кассу ради заветной квитанции.

В квитанции должен быть указан тип багажа (велосипед), а также примечание про багаж на руках = с собой в вагоне. Квитанция недорогая и стоит около 100 рублей.

Если раньше существовал пункт, что велосипеды можно провозить только в плацкартных вагонах на третьей полке, то теперь такого пункта нет. Проблема только в том, что в купе слишком маленький отсек для багажа, в который могут не поместиться вещи остальных пассажиров, едущих с вами.

Интересный момент, касающийся провоза велосипеда в багажном купе. Если мы обратимся к правилам перевозки багажа в багажном купе, то там будет множество пунктов, касающихся размеров ручной клади, в которые ваш велосипед никак не попадёт. Также там нет упоминания про велосипед. Если у вас отказываются брать велосипед в багажное купе, зовите начальника поезда и давите на пункт, касающийся перевозки велосипедов, где чётко прописано разрешение провозить велосипед в багажных купе.

Если вы собрались ехать поездом на Байкал и помимо велосипеда у вас огромное количество других вещей, то помните:

1. Вес велосипеда и других вещей не суммируется.

2. В габариты по сумме трёх измерений, равные 180 см, должны войти только другие ваши вещи. Велосипед не считается.

2. Разборка велосипеда

Чтобы без проблем перевезти велосипед в поезде, нужно его разобрать. РЖД заботится о вас иногда, поэтому по ссылке в пункте в) вы увидите, как примерно нужно сложить велосипед для провоза. Мы же расскажем всё более основательно.

Читать еще:  Сколько калорий теряется при езде на велосипеде

Опустить до конца или достать подседельный штырь

Снять руль, а лучше сделать это вместе с выносом. На освободившееся место на штоке вместо выноса поставить проставку (может быть даже из картона) или несколько дополнительных колец (спейсеров)

Снять одно или оба колеса. Если у вас дисковые гидравлические тормоза, обязательно поставьте проставки между колодок (как вариант, ненужные пластиковые карты или монетку номиналом от 1 до 10 рублей)

Если вы сняли оба колеса, то лучше снять переключатель вместе с петухом (если он съёмный)

Можно снять педали, но необязательно.

3. Упаковка велосипеда

Ставим проставки между штанами вилки и в дропауты рамы (если колёса у вас крепятся не на оси, а на эксцентрики или гайки). В качестве проставки можно использовать ось с эксцентриком

Чтобы не повредить лакокрасочное покрытие рамы, а также рабочие поверхности вилки, положите на них мягкую упаковку. Её можно попросить в велосипедных магазинах вашего города

Поставьте цепь на большую звезду спереди

Расположите переключатель с петухом в треугольнике рамы, образуемом верхним и нижним перьями. Помните – чем меньше хрупких деталей будет выступать за габариты, тем целее вы привезёте велосипед в нужную точку.

Разверните руль параллельно вилке или верхней трубе рамы и закрепите так, чтобы он не болтался

Закрепите мягкую упаковку нейлоновыми стяжками или небольшой толщины верёвками.

Поставьте по бокам рамы колёса. Если вы не сняли педали, то они не будут выступать, ведь их можно поставить между спицами. Оберните чем-нибудь шатуны, чтобы при перевозке не повредить их поверхность. Закрепите колёса стяжками, верёвками или ремешками

4. Укладывание в чехол

Упаковка в чехол или в любую обёртку является обязательным условием, ведь на велосипеде много частей, способных повредить имущество вагона или испачкать его, а также вещи других пассажиров. Помимо этого, могут повредиться и части велосипеда.

Самый удобный вариант – специальный чехол, в котором толстые мягкие стенки

Как правило, он удобен при перевозке, потому что велосипед нет необходимости тащить на плече, ведь его можно катить на установленных колёсиках. Плюс можно быть уверенным, что при возможном падении или небольшом ударе чехол защитит важные узлы велосипеда от повреждений. Минусы его заключаются в цене и весе.

Для упаковки в такой чехол достаточно просто положить туда разобранный должным образом велосипед и всё. Как правило, в него влезут ещё ботинки, шлем, одежда, которые нет необходимости нести в отдельной сумке.

Имеет ручки, чтобы нести на плече. В случае использования такого чехла нужно очень бережно упаковать велосипед и быть аккуратным, чтобы не ударяться им о всевозможные препятствия. Также для большей плотности и мягкости можно расположить в нём ботинки, одежду, шлем.

Да, для перевозки в поезде достаточно обычной парниковой или пищевой плёнки (даже пакетов для мусора будет достаточно). Обматываем велосипед, не жалея упаковки. Плюс в том, что обмотав с натягом, у вас получится довольно плотная конструкция, в которой ничего не будет брякать. Чтобы у вас появились ручки, нужно обмотать упакованный велосипед скотчем. Да и вообще, используя парниковую плёнку, для надёжности соедините её скотчем. Минус – придётся беречь от повреждений, а также после распаковки утилизировать большое количество плёнки.

Поскольку важно, чтобы велосипед был хотя бы во что-то упакован, вы можете использовать старую простыню или пододеяльник.

Алексей рассказывает и показывает, как можно легко упаковать велосипедя для провоза в поезде

Личный опыт. Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования

Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования — это вообще реально? Именно таким вопросом мы озадачились перед своей очередной поездкой. Мы планировали свой маршрут в Абхазию и решили сделать его в виде семейного вело-trip путешествия, где основной путь от Уфы до Абхазии мы планировали проехать на поезде, а дальше уже путешествовать на своих велосипедах.

Содержание

  1. Причины по которым мы решили везти велосипеды в поезде дальнего следования
  2. Как провезти велосипед в поезде РДЖ. Сколько стоит билет на велосипед
  3. Провоз велосипеда в поезде без переднего колеса
  4. Как провезти велосипед через границу с таможней

1. Причины по которым мы решили везти велосипеды в поезде дальнего следования

Вы спросите, но почему мы не сняли (взяли на прокат) велосипеды уже на месте, по приезду в Абхазию. В виду нескольких причин:

1. Мы не знали наверняка а будет ли вообще такая услуга в городе, в котором мы будем жить.

2. Мы уже привыкли к своим уже проверенным годами — горным велосипедам, и садится на другие (а в прокате обычно сдаются старые или вообще допотопные модели великов), у нас желания не было.

3. Экономия: за час проката в туристических городах обычно просят от 500 рублей, представляете какая кругленькая набежит сумма за неделю.

2. Как провезти велосипед в поезде РДЖ. Сколько стоит билет на велосипед

Мы с 2015 года являемся велосипедистами, и нам уже приходилось сталкиваться с моментами провоза велосипеда автобусом и электричке. Об этом была моя первая статья, с которой можете ознакомится здесь. Но тогда мы еще не имели такого опыта, как перевозка велосипеда в поезде дальнего следования, и что у нас в результате получилось я расскажу подробно в этой статье.

Итак, согласно правилам провоза багажа, установленные для поездов дальнего следования:

«В поездах пассажирам разрешается провозить следующие предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см:

Велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг»

Согласно данному распоряжению ОАО РЖД, мы должны помимо наших билетов приобрести билет на наши велосипеды, которые будут теперь багажом. И чтобы наши «горные козлики» не мешали другим пассажирам, нам нужно разместить их либо в багажный вагон (если таковой имеется), либо на полку для ручной клади.

Читать еще:  Обслуживание гидравлических тормозов велосипеда

Первое, что мы сделали по приезду на железнодорожный вокзал — пошли оформлять билеты на велосипеды. В итоге вот какой билет мы получили в кассе ржд, причем каждый велосипед был оформлен отдельно на каждого пассажира: отправитель и получатель ваши ФИО. Из билета видно, что за один провоз велосипеда из Уфы до Адлера мы отдали: 156 рублей с копейками. Эта маленькая сумма избавила нас от проблем с проводником и пассажирами.

3. Провоз велосипеда в поезде без переднего колеса

Теперь нам предстоял процесс превращения наших веломонстров в красиво упакованный и транспортируемый багаж, а для того, чтобы осуществить провоз велосипеда в поезде, нужно его разобрать и желательно оставить без переднего колеса. Для того, чтобы не потерять мелкие детали от велосипеда, и вообще надежно скрепить весь разобранный велосипед между собой — мы воспользовались обычной оберточной пищевой пленкой. Для надежности, можете привязать переднее колесо к раме шпагатом или крепким шнуром.

Процесс разборки, сборки и упаковки занял у нас в общей сложности час времени.

Именно в таком виде мы принесли наши велосипеды на платформу, где уже стоял наш поезд. Проводник даже не стала проверять билеты на велосипеды (!), как потом выяснялось покупать их было необязательно, ну да ладно — нам небольшие расходы — зато в дороге спим спокойно. Так выглядели велосипеды в плацкартном вагоне поезда, до того как мы их подняли на третью полку.

А вот так они ехали всю дорогу от Уфы до Адлера на полке для ручной клади.

По нашему первому опыту, когда с нас не потребовали билет за багаж на велосипеды, мы при возвращении не стали брать билеты на велосипеды, и получился провоз велосипеда бесплатно — вот такая халява от ржд. Но возможно нам просто попался лояльный проводник.

4. Как провезти велосипед через границу с таможней

Если вам интересно, как провезти велосипед через границу Абхазии — то отвечу никаких трудностей с этим у нас не возникло. Мы пересекали границу на электричке Адлер — Гагра и оплатили только за проезд пассажиров. Единственное неудобство — что российские пограничники заставляют пройти через таможенный контроль вместе со всем багажом — поэтому пришлось таскать велосипеды из поезда и обратно.

А напоследок наши фото с велопутешествия по «стране души». Кстати, в Абхазии мы так и не нашли пункт проката велосипедов, так что это было правильным решением взять свои велики с собой, нас даже на улице останавливали местные и спрашивали где мы взяли такие велосипеды. На наш ответ, что приехали на них с Уфы, они делали такие ошарашенные глаза) А один предприимчивый абхазец, даже предлагал сдавать их в аренду.

Мы ни разу не пожалели, что взяли с собой наши велосипеды. Наши велопрогулки по Абхазии и Адлеру, где мы смогли побывать в парках и покататься по набережным, посетить чистые и безлюдные пляжи, съездить на Красную поляну, покорить самую высокую гору в Абхазии — Мамзышку, запомнятся нам намного дольше чем раскрученные экскурсии на местные достопримечательности.

Железнодорожный вокзал Гагра, Абхазия Парк Принца Ольденбургского, Гагра, Абхазия гора Мамдзышха (Мамзышка) — 1873 метра, Гагра, Абхазия

Теперь вы знаете, как перевезти велосипед в поезде ржд, желаю всем приятных велопутешествий пока — пока)

Возможно вам будет интересно:

Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования

9 минут Автор: Михаил Скворцов 528

Скоро соревнования в другом городе, а на машине поехать не вариант? Есть решение! Перевозить велосипед в поезде дальнего следования можно, но нужно соблюдать ряд требований.

Правила РЖД говорят о том, что в поездах можно провозить велосипед без мотора в разобранном и компактно упакованном виде, если так он помещается на полку для ручной клади. Если эти условия соблюдены, то никаких проблем появиться не должно.

Перевезти байк поездом на дальние расстояния можно и в багажном отделении. Туда можно сдать байк неразобранным, но придёт ли он в целости и сохранности – вопрос. В багажное отделение нужно сдавать груз заранее.

Подготовка к поездке

Проверьте, что можно снять с велосипеда в случае непредвиденных ситуаций, убедитесь в целостности резьбовых соединений, чтобы не возиться с ними на вокзале и не волноваться по этому поводу. Вы должны быть готовы к тому, что байк в таком виде, как вы его упаковали, может не поместиться на полку. Особенно это касается купейных вагонов, в которых полки для ручной клади меньше, чем в плацкарте.

Потренируйтесь дома разбирать и собирать велосипед, чтобы в дальнейшем у вас не возникало трудностей.

Обязательно возьмите с собой инструменты не только для сбора и разбора байка, но и для починки (латки для камер, сами камеры, насос, выжимка цепи и т. д.). На всякий случай можно взять с собой запасные шины, если вы не уверены в надёжности основных покрышек.

Упаковка

Если вы едете зимой, то нужно понимать, что на раме и других поверхностях может образоваться корка льда, пока вы на улице. Так, погрузив байк в поезд, на вас может начать капать растаявшая вода из велочехла. Эта же вода может инициировать процессы окисления металлических деталей велосипеда. Поэтому лучше всего упаковать байк дома и приехать на вокзал на такси.

Если так получилось, что вода всё же начала капать из чехла, попросите у проводников поезда тряпку, чтобы вода не растекалась.

Упаковать велосипед можно в мягкий или твёрдый специальный чехол для байков либо в самодельный.

Мягкий чехол – самый доступный вариант. Он относительно недорогой и очень удобный. Для транспортировки байка нужно лишь снять переднее колесо и левую педаль. Не забывайте, что на левой педали левая резьба и снимать её нужно вращением отвёртки против часовой стрелки!

Чехол имеет специальные карманы для колёс и вилки. Вставьте колесо и вилку в предназначенные для них карманы, затем снятое переднее колесо уложите со стороны правой педали. Правую педаль снимать не надо: она не нарушает компактность упаковки и защищает переключатели от механических повреждений.

Читать еще:  Размер велосипеда по росту таблица для детей

Класть байк в таком чехле нужно на левую сторону, чтобы не повредить трансмиссию.

Такие чехлы наиболее удобны при перевозке. В некоторые модели чехлов можно положить даже два велосипеда: для этого нужно положить их симметрично «валетом». Нести такую сумку гораздо сложнее, но место, занятое двумя велосипедами, будет меньше, чем если бы они были в разных чехлах.

Жёсткий чехол необходим в том случае, если ваш байк очень дорогой. В такой упаковке никакие детали велосипеда не поцарапаются. Есть один существенный минус – жёсткий чехол занимает много места, он может не поместиться на полку для ручной клади. Его лучше использовать для перевозки в самолёте.

Самодельная упаковка делается таким образом: складываете велосипед так же, как если бы он лежал в мягком чехле. Оборачиваете его несколькими слоями полиэтиленовой плёнки и заматываете скотчем. Слой плёнки должен быть такой, чтобы байком невозможно было поранить никого из пассажиров.

Такую упаковку неудобно переносить в руках, а также она пропускает влагу. Из-за этого грязь с велосипеда (если вы его не помыли) может начать капать на пол или на соседей-пассажиров.

Плюс в том, что эту импровизированную упаковку можно выкинуть после использования, а не возить с собой в посещённом вами городе. С другой стороны, на обратном пути вам придётся где-то искать новую упаковку.

Перевозка в различных видах вагонов

В сидячих вагонах, которые обычно входят в состав пригородных поездов, упакованный байк можно разместить в тамбуре. Там он не будет никому мешать. Разместить байк в сидячем вагоне можно так же, как и в электричке. Там есть специальные места для груза, куда вы можете поставить велосипед.

Плацкартные вагоны – самые удобные в плане расположения в них велосипедов. На верхних полках может уместиться до 6 байков. Расположите велосипед так, чтоб он лежал на боковой полке, чтобы при торможении и ускорении не было ни малейшей вероятности его падения. Также можно положить его поперёк прохода, закрепив верёвками, он будет занимать в таком положении ещё меньше места. Обычно байки в таком положении закрывают свет. Главное, чтобы это не вызвало возмущений у пассажиров и проводников.

В первый и последний вагоны покупать билеты не стоит: в первом полка часто занята чистым бельём, а в последнем она закрыта перегородкой. Во все остальные вагоны легко помещается 4-6 байков.

«Новый» плацкарт отличается от старого тем, что полки закрыты перегородкой со стороны коридора. Чтобы разместить байки в таком вагоне, занесите их в купе и, стараясь никого не задеть, положите на боковую полку, которая расположена поперёк по отношению к направлению движения. Так вы можете уместить на полках 2-3 велосипеда.

В поезде с купейными вагонами совершенно неудобно провозить байки. Над коридором есть одна-единственная полка, в которую может уместиться 1 велосипед, и тот с трудом. На таких поездах перевозить байк противопоказано. Если у вас несколько велосипедов, можно договориться с проводником, чтобы он уложил байки в своём купе (за отдельную плату, конечно).

Можно скупить всё купе, чтобы вы были в нём один. В таком случае вы точно никому не помешаете и сможете перевезти ещё больше велосипедов.

В высокоскоростные поезда велосипеды не умещаются вообще никуда. В таких поездах всё рассчитано на комфортную поездку пассажира.

Стоимость

Многие люди задаются вопросом, сколько стоит поездка с велосипедом в поезде дальнего следования. Байк можно провезти бесплатно, если он подходит под размеры ручной клади (180 см, если суммировать длины 3 измерений) и весит меньше 36 кг. Если ваш байк не подходит под эти требования, необходимо покупать для него отдельный билет. Стоимость билета зависит от длины пути.

Если у вас есть билет на поезд, вы можете пройти без очереди к кассе и купить дополнительный билет для провоза велосипеда.

При желании можно выкупить 2 пассажирских места и положить байк на второе. Единственное, что у проводников могут возникнуть вопросы о том, покупали ли вы билет для багажа. Они имеют полное право потребовать оформить багажную квитанцию.

В поездах дальнего следования ОАО “ФПК” провезти велосипед можно только платно. Для этого купите багажный билет для 10-ти килограммового багажа.

Поезда в других странах

Правила перевозки, рассмотренные выше, действуют только на территории РФ. Если вы хотите отправиться в другую страну, обязательно заранее изучите тонкости перевозок в конкретном государстве.

Рассмотрим типы поездов, которые ездят на просторах Германии.

  • Intercity-Express (ICE) – быстрый поезд-экспресс. Его скорость достигает 300 км/час! Они редко останавливаются, поэтому и быстро приезжают в пункт назначения.
  • Intercity/Eurocity (IC/EC) – поезда, которые ездят с остановками в городах и сёлах. Аналог российской электрички, если не считать высокую скорость езды и большое расстояние, проходимое этим поездом.
  • Interregio (IR), Interregio-Express (IRE), Regional-Express (RE), Regionalbahn (RB) – в них пассажиры могут ездить стоя. Поезда Express останавливаются только на крупных станциях, а остальные – на всех. Этот поезд смело можно назвать электричкой.
  • Ночные поезда Night trains (NZ, EN, D-Zug, UEX, CNL).
  • Международные International trains: Eurostar, Thalys.

При заказе билетов на поезд обязательно изучите правила. Они могут быть разными для различных типов поездов, а также в разное время суток. Так, например, в некоторых электричках запрещён провоз велосипедов в час-пик.

Решение спорных вопросов

Правила РЖД говорят, что вы можете провозить с собой велосипеды без мотора в разобранном виде, если они умещаются на полку для ручной клади. Но редко бывает так, чтобы ни одна часть байка не свешивалась. Из-за этого у проводников могут возникнуть вопросы, правда ли он помещается на полку. Лучше всего класть байк одним концом на одну полку, а другим – на другую. Помните, что ваш байк не должен никому мешать.

Заранее ознакомьтесь со всеми правилами перевозок, чтобы потом не возникало спорных ситуаций. Старайтесь избегать конфликтов с проводниками, решайте все вопросы спокойно. Счастливого пути!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять