37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм переключения передач на велосипеде

Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.

Задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.

Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.

Причины плохого переключения скоростей:

  • физические дефекты деталей переключателя;
  • загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
  • изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
  • повреждения петуха.

Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.

Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:

  • Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
  • Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
  • Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
  • переднее фиксирующее крепление;
  • задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:

  • демонтировать цепь, снять тросик;
  • перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
  • использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
  • установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
  • переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.

Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.

Передний переключатель скоростей на велосипеде

Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).

Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей

Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

  • Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
  • Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.
Читать еще:  Как отрегулировать колесо на велосипеде спицами

Задний переключатель скоростей велосипеда

9 минут Автор: Михаил Скворцов 168

Многие любители велосипедов в процессе катания понемногу осваивают настройку и мелкий ремонт своих байков: здесь – подтянуть тормоза, там – поменять седло. Но, когда дело доходит до заднего переключателя скоростей, многие пасуют. Такая сложная и не до конца понятная конструкция вызывает больше вопросов, чем ответов, и предвещает сложности даже не в настройке, а в установке и снятии.

Конструкция

Переключатель и выглядит, и работает «загадочно», особенно для велосипедиста-новичка. Но сначала разберём, из каких частей составляется переключатель и откуда он появился. К слову, текущий «вариант» заднего переключателя достаточно стар. Он был изобретён итальянцем Туллио Кампаньоло ещё в 1950 году.

Долгое время оставаясь атрибутом дорогих спортивных и шоссейных моделей, лишь в 80-х годах данный переключатель стал появляться на городских велосипедах, а в середине 1990-х – стал де-факто стандартом для большинства конструкций.

Основные элементы

Каково же устройство заднего переключателя? Прежде, чем изучить то, как работает это устройство, рассмотрим конструкцию:

  • Рамка – самая заметная часть, которая своим смещением и перекидывает цепь между звёздами кассеты. Рамка изготавливается из прочных материалов и замыкается с двух сторон различными роликами.
  • Направляющий ролик – небольшой ролик, на который цепь попадает в первую очередь. Он направляет цепь между звездами кассеты в рамкой;
  • Ролик натяжителя – обычно мало, но отличающийся от направляющего ролик, который отвечает за натяжение цепи, которую принимает из рамки. Располагается в самой нижней части переключателя.
  • Параллелограммный механизм – основная часть, представляющая собой сочленение нескольких рамок, подтягиваемых с помощью пружины.
  • Пружина – обычно самая важная и дорогая часть переключателя, наравне с рамкой и роликами, так как отвечает за возврат (или прижимание) рамки в одну из сторон, фактически – за подвижность всей конструкции.

Кроме того, на переключателе скоростей почти во всех моделях присутствуют элементы для настройки устройства:

  • регулировка натяжителя (тросика);
  • ограничитель верхней передачи – он же H, High – отвечает за крайнее положение рамки с цепью;
  • ограничитель нижней передачи – L, Low – аналогично, но с другой стороны;
  • крепёжный болт – специальная точка крепления, обычно на петух. В иных случаях крепление идёт за дополнительную рамку на направляющих.

Ролики

Ролики в переключателе передач разные, и при ремонте или чистке очень важно не перепутать их, так как от этого зависит срок жизни цепи, да и самого переключателя.

Направляющий ролик, он же G-pulley, или guid pulley, – верхний. выполняет сразу несколько задач:

  • Направляет цепь на звёзды.
  • Компенсирует люфты за счёт небольших горизонтальных смещений.
  • Увеличивает плавность протяжки и снижает шум за счёт небольших проточек на зубьях.

T-pulley, он же tension pulley, – натяжной ролик, не позволяющий цепи провисать.

Типы крепления

Де-факто стандартом для крепления задних переключателей является петух. Петух – это небольшой кронштейн, который разработан для того, чтобы быть защитой заднего переключателя и ослаблять силу удара по переключателю и раме. По сути, небольшой предохранитель, потому часто можно слышать, что погнулась и требует замены не рама, а велосипедный петух.

На рамах для петуха обычно есть специальное «ушко», большинство рам идёт сразу с готовым петухом. В некоторых случаях он несъёмный, т.е. для ремонта потребуется сварка, но на большинстве моделей его можно легко размонтировать и заменить. Профессионалы рекомендуют внимательно следить за велосипедным петухом, так как его деформация полностью меняет механику работы приводной системы, и всегда в худшую сторону, приводя к износу и повреждению компонентов.

Кроме стандарта, применяется крепление на перо – элемент рамы, использующийся в профессиональных байках для даунхилла и различных спортивных моделях для увеличения надёжности на сложных трассах.

Несколько лет назад разработчики из Shimano запатентовали технологию Shadow для более компактного крепления переключателя, но конструктивно она остаётся одним из нестандартных креплений на петух.

Подвод тросика

По точке подвода тросика переключатели делят редко, но следует понимать, как будет укладываться рубашка в случае смены устройства.

Стандартный подвод – сзади, когда тросик в рубашке описывает круг вокруг дропаута, образуя небольшую петлю. В такой конструкции с тросиком удобно работать, но лишняя длина тросика и его загиб приводят к необходимости более частого обслуживания и снижают надёжность.

Альтернатива – это прямая подводка, когда тросик входит в переключатель по наиболее короткой траектории. Чуть более сложное оперирование с тросиком и рубашкой компенсируется большей надёжностью и защищённостью всего устройства. Изначально такую подводку использовала только компания SRAM, но в последние годы Shimano и производители реплик всё больше переходят на прямой подвод.

Размеры и типы

Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.

Длина рамки

Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:

(max1-min1) + (max2 – min2)

Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.

Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.

Направление пружины

Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.

Реакция на тросик

Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.

Пока так и не появилось устойчивых доказательство преимуществ той или иной системы, а вот универсальность и взаимозаменяемость продолжает страдать, в том числе из-за появлений новых трансмиссий для кассет на 10 скоростей, которые не работают с манетками даже своего титульного производителя.

Принципы работы и обслуживания

В финале – немного о процедуре работы переключателя.

Работа переключателя

При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.

Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.

От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.

Настройка

Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:

  1. Натяжение тросика и его ход – с помощью манеток и специального винта подтяжки.
  2. Крайние положения рамки с обозначениями High и Low – для ограничения движения.
  3. Ход и пропорциональность сдвига с помощью винта настройки.

Есть определённые правила по измерениям и положению рамки, цепи и звёзд, но подробнее о них лучше прочитать в нашем материале о настройке переключателей велосипеда.

Ремонт и монтаж

Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:

  1. Ремонт петуха – если повреждение пришлось на него, а не на сам переключатель – демонтируем и исправляем.
  2. Если разболтались или были повреждены ролики.
  3. Когда была погнута рамка.

Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия. Самое главное – это корректно установить задний переключатель, об этой процедуре наша отдельная статья.

Заключение

Задний переключатель – не такая уж и загадочная часть велосипеда, как это может показаться сначала. Понятная конструкция и простой механизм позволяют нам удобно пользоваться данными устройствами уже более полувека. После прочтения этой статьи, надеемся, вам будет проще выбрать новый переключатель или настроить его своими руками без привлечения механиков из веломастерской.

Читать еще:  Замена колодок на велосипеде с дисковыми тормозами

Почему на велосипеде не переключаются скорости, как исправить поломку

Езда на велосипеде часто обременяется всевозможными проблемами, поэтому постоянное техническое обслуживание просто необходимо. Тем не менее определенные сложности все же иногда возникают. Если что-то не так с компонентами трансмиссии, то транспорт в большинстве случаев дает сбой. В частности, водители иногда жалуются, что у них не переключаются скорости на велосипеде: такого рода поломка может быть связана с различными причинами. Впрочем, она легко поправима, если правильно перенастроить переключатель или заменить изношенные детали.

Типы переключателей

Велосипедные переключатели скоростей могут отличаться строением и механизмом действия. Различают системы трех типов:

Пройдите опрос

  • внутреннего переключения (планетарные втулки);
  • внешнего переключения;
  • комбинированные.

Механизм внутреннего переключения — это нестандартный вариант. В отличие от внешнего устройства, в нем отсутствуют кассеты со звездочками и зубьями, а также навесные переключатели. На таких велосипедах все иначе. У него всего одна звездочка, расположенная впереди, цепь и еще одна сзади. Сам механизм располагается внутри задней втулки. Благодаря такому строению он устойчив к неблагоприятным условиям (в том числе, к непогоде), долговечен и надежен. Более того, с ним легко управляться: для переключения скоростей не нужно вращать педали, а тормоз и вовсе может быть встроен.

Механизмы внешнего переключения — более привычное решение. Они могут располагаться впереди или сзади. У переднего велосипедного переключателя скоростей цепь перебрасывается с одной звезды на другую по такому принципу: она проходит через раму, которая может перемещаться благодаря параллелограммному механизму. При переключении рамка сдвигается и занимает положение над требуемой звездочкой, а под ее воздействием на аналогичную позицию перескакивает и цепочка.

Задние переключатели скоростей, на первый взгляд, работают аналогичным образом. Однако при их использовании задействуется большее количество звездочек. Для передних трансмиссий хватает до 3-х — задние же могут работать с кассетами до 9 звезд.

Внешний переключатель
Манетка
Планетарная втулка

Разные виды переключателей скоростей имеют свои достоинства и недостатки:

  • Универсальный, подходит даже для велосипедов с нестандартной геометрией;
  • простота конструкции — залог того, что ее легче обслуживать и ремонтировать в случае возникновения неисправности
  • Рамка переключателя может задевать раму велосипеда, что приводит к некорректной настройке скоростного режима;
  • под нагрузкой перебросить цепь довольно сложно (в особенности, с меньшей звездочки на большую)
  • Большой вес конструкции может усложнять эксплуатацию велосипеда;
  • из-за постоянного трения возможен быстрый износ механизма

Задний
Передний

Причины поломок

Если на велосипеде не переключаются скорости, необходимо выяснить причину неисправности. Такого рода проблема может быть связана с различными факторами:

  1. Ненадлежащее состояние тросиков и рубашек. Для эффективного переключения передач эти детали должны быть целыми и чистыми. При наличии загрязнений их нужно устранить. Если тросик испорчен из-за износа (распушился или надорвался), его нужно заменить новым.
  2. Недостаток смазки. Если грязи и дефектов не обнаружилось, но на велосипеде плохо переключаются передачи, тросик можно обработать тефлоновой смазкой. Это обеспечит должное скольжение. Смазывать детали густыми составами (наподобие солидола) категорически запрещается.
  3. Деформация велосипедного петуха. Устройство заднего переключателя может давать сбои из-за проблем с кронштейном. Он мог элементарно погнуться в ходе транспортировки велосипеда. Особенно актуальна данная неприятность в случае приобретения нового велотранспорта.
  4. Люфт между деталями. В ходе длительной эксплуатации у заднего переключателя скоростей могут возникнуть большие зазоры между тросом и другими элементами конструкции. Свободный ход — это не всегда плохо, но если скорость переключается не сразу или водителю сложно настроить нужный ему режим, значит, люфт существенно увеличился и переключатель необходимо перенастроить.

Чтобы избежать поломки, важно проводить своевременное техническое обслуживание велосипеда. Любые изменения в его работе могут сигнализировать о возможных проблемах. Это необязательно свидетельствует о дефектах или износе. Механизм переключения передач может работать некорректно из-за банальных ошибок новичков — неправильной настройки трансмиссии или несвоевременной чистки деталей.

Чтобы не сломался переключатель скорости на велосипеде, важно также уметь корректно им пользоваться. Во-первых, менять скоростной режим можно только во время езды — если педали не вращаются, то попытка сдвинуть цепь может привести к поломке всей конструкции. Во-вторых, делать это нужно только при движении по ровной поверхности и не в гору. Если впереди подъем, необходимо сменить скорость заранее. В-третьих, для плавного переключения следует ослабить нагрузку на педаль (особенно если на велосипеде передний переключатель скоростей).

Скоростной режим необходимо сменять последовательно один за другим — не перескакивая сразу через несколько.

Деформация велосипедного петуха
Испорченный тросик
Люфт между деталями
Недостаток смазки

Правильная настройка

В первую очередь необходимо убедиться, что все детали целые и недеформированные. Если это не так, комплектующие для велосипеда нужно заменить и только после этого переходить к настройке скоростей. В частности, требуется проверить на пригодность:

Из инструментов понадобится только ключ для затяжки резьбовых соединений, которым можно закручивать болты. При замене троса также могут пригодиться плоскогубцы, которые помогут «откусить» его лишнюю часть. Дальнейшая последовательность действий зависит от типа переключателя.

Для работы понадобится динамометрический ключ

Если нужно настроить задний переключатель, то инструкция будет следующая:

  1. Цепь должна стоять на звезде самого большого размера спереди и самого маленького сзади.
  2. Болт, который фиксирует трос задней перекидки, необходимо открутить.
  3. Ролики переключателя следует установить в такое положение, чтобы они находились в одной плоскости с нужной звездой. Для этого просто нужно вращать болт с надписью «Н», пока они не займут требуемую позицию.
  4. Хорошо натянуть трос и затянуть болт.
  5. Затем скорость переключается на самую низкую (так, чтобы цепь кардинально сменила свое положение и находилась на самой большой звезде сзади и самой маленькой с передней стороны).
  6. Винт «L» необходимо вращать до тех пор, пока ролики переключателя не будут стоять прямо напротив большой звезды.

Чтобы переключатель на заднем колесе работал исправно, важно чтобы трос не был перетянут. Если переход с одной скорости на другую вызывает сложности, следует воспользоваться барашком манетки. Он позволит изменить натяжение троса — тогда переключатель не будет срабатывать так туго.

Передний переключатель на руле настраивается по-другому:

  1. С помощью манетки задней перекидки необходимо перейти на среднюю звезду. Это нужно для того, чтобы избежать сильного перекоса цепи.
  2. Цепь устанавливается на первую передачу, а болт, фиксирующий трос, откручивается.
  3. Вращение винта «L» позволит сдвинуть рамку перекидки так, чтобы расстояние между цепью и переключателем с обеих сторон было одинаковым.
  4. Трос нужно натянуть (не слишком сильно) и закрепить болтом.
  5. После этого необходимо переключиться на самую большую звезду впереди.
  6. Винт «H» следует вращать до тех пор, пока цепь не будет стоять ровно посередине рамки.

Скорректировать результаты регулировки можно с помощью барашка на манетке, как в случае с задним переключателем. Если триггеры слишком туго жмутся, рекомендуется немного ослабить натяжение тросика. В случае выполнения каждого этапа в соответствии с инструкцией переключатель будет работать исправно.

Комбинации звездочек

Скорость движения велосипеда напрямую зависит от того, какая стоит передача. При перебросе цепи с одних звезд на другие, на передних шестеренках и задней кассете транспорт будет ехать быстрее или, наоборот, медленнее. Количество скоростных режимов, к слову, зависит от конструкции транспорта:

  1. При наличии у него одной передней шестеренки и задней кассеты на 6–7 звезд велосипед предусматривает 6–7 скоростей.
  2. Если его конструкция оснащена 3 передними звездами и аналогичной задней кассетой на 6–7 звезд, как в первом случае, то количество передач увеличивается до 18 и больше.
  3. Задние кассеты на 9–10 звезд — редкое явление. Ими оснащают только профессиональные велосипеды с рекордным числом скоростей до 27–30.

Разные сочетания передних и задних звезд, в свою очередь, позволяют подобрать нужный режим для езды на велосипеде в разных условиях:

Системы переключения передач для велосипедов.

Многие думают, что велосипед-это достаточно простой набор механизмов, да это так, однако далеко не все велосипеды и их узлы можно назвать «примитивными». Рассмотрим систему переключения передач.
Оптимальная эффективность педалирования, скорость педалирования и еще куча параметров.
Все это регулируется при помощи механизма переключения передач. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента, способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на всех типах великов: от городских и трюковых до шоссейников и “маунти-байков”.
Переключатели скоростей на велосипеде делятся на три основных вида:
– с внешним механизмом;- с внутренним механизмом;- комбинированные (сейчас почти не используются и составляют всего 1,5% от общей массы из-за дороговизны и сложности изготовления)
Переключатель с внешним механизмом
Чаще всего на велосипедах применяют внешние переключатели: передний и задний.
Передний. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает рамку, через которую проходит цепь. При переключении на другую скорость рамка перемещается и располагается над необходимой звездой, после чего цепь тоже перескакивает на неё. Передние переключатели различают по характеристикам:
1. По способу крепления к раме: на хомутах к подседельной трубе, braze on(в специальную скобу на раме, болтом) или к каретке на кронштейне.2. По способу крепления троса: сверху или снизу.3. По углу установки на раму.4. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы5. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.6. По максимальному размеру самой большой звезды.7. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.
Задний. Принцип работы и функции заднего переключателя такие же, как и у переднего – перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Но, в отличии от переднего, где максимум 3 звезды, на заднем их количество на кассете доходит до 11-ти. Дополнительная функция у него – это натяжение цепи.По своим характеристикам задние переключатели делятся на виды:
1. По типу велосипеда, на который они устанавливаются: для шоссейных и горных велосипедов выпускают отдельные системы2. По шагу: размер рабочей части троса от меньшей звезды к большей.3. По максимальному размеру самой большой звезды.4. По ёмкости: разница между размером наибольшей и наименьшей звёздами в кассете.5. По типу крепления: на съёмном или несъемном петухе, под гайку или на болте6. По типу тяги: с прямой тягой трос перебрасывает цепь на большие звёзды, а пружина на меньшие.С обратной тягой соответственно наоборот, но такие переключатели встречаются крайне редко, т.к. их уже давно не выпускают.
Переключатели с внешним механизмом имеют простую конструкцию, малый вес, низкую цену и большой диапазон передач. Недостатки: быстрый износ цепи из-за перекоса при переключении; частое обслуживание – чистка, смазка и настройка; большая вероятность поломки при падении; скорость можно переключить только при движении педалей
Переключатель с внутренним механизмом(планетарная система).

Читать еще:  Система переключения скоростей на велосипеде

Во внутренних переключателях передач, механизм переключения находится внутри задней втулки. Такая втулка называется планетарной. Внешний вид велосипеда с ним напоминает “фикс” или “сингл” (велосипед с одной передачей): одна большая звезда впереди и одна маленькая сзади. Как правило, в планетарной втулке расположен и задний тормоз велосипеда, но естественно есть втулки с креплением под диск или вообще без тормоза, под ободные тормоза.
Количество переключаемых передач в планетарной втулке может быть от 3-х до 14-ти. Устанавливаются в основном на дорожные, городские и прогулочные велосипеды. Переключатель на основе планетарных втулок имеет большой ресурс работы, благодаря тому, что сам механизм закрыт в корпусе от внешних воздействий и имеет постоянную смазку, износ цепи или ремня никак не влияет на четкость переключения. Из преимуществ также стоит отметить встроенный тормоз и возможность переключиться не вращая педали, практически без вреда для механизма. Недостатков немного, но они существенны: необходимо дополнительно прилагать усилие из-за трения узлов; большой вес устройства; трудный ремонт; высокая цена.
К наименее распространенному типу трансмиссии велосипеда, относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного соотношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится манеткой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.
Из чего состоит и как работает планетарная втулка.
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило». Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения. Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения “водила”, относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается переключение.
Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи или ремня, “водило” замыкается на корпус втулки.
Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой планетарной втулке с тремя передачами:
-Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает “водило” за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет примерно 0.733.
-Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не “водило”, как на первой передаче, а шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее “водила”, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
-Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трех скоростных велосипедов оно составляет примерно 1.364. Направление движения “водила” и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее большая эффективность, для достижения большей скорости, по сравнению с главной передачей.
-Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у втулки с тремя передачами, за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы много скоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.
Производители планетарных втулок: плюсы и минусы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается всего несколько производителей(указаны основные):
Shimano,SRAM,Sturmey-Archer,Rohloff.
-Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных(классических) систем переключения передач.
-Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%.
-Shimano – известнейший производитель велозапчастей и планетарных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – с 11 передачами, Shimano Alfine.
-Sturmey может похвастаться гибридными кассетно – планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Преимущества использования планетарных втулок.
1 ) Прямой ход цепи/ремня(без перекоса) и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит почти также, как у обычного синглспида или фикса.2 ) Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач, т.е не стоит беспокоится о сильном перекосе цепи/ремня. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших с «стандартных» систем на планетарные.3 ) Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, по крайней мере это нужно делать гораздо реже, также его сложно нечаянно повредить.
Недостатки использования планетарных втулок
1 ) Невозможность использования в велосипедном спорте из-за высокого трения, т.е. более низкого кпд и чувствительности шестерней к точности включения передачи.2 ) Большой вес.3 ) Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.4 ) Высокая стоимость.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять