Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования
Провоз велосипеда в поездах дальнего следования РЖД
Велосипед, конечно же, прекрасное и полезное (для здоровья) средство туризма, особенно для тех, у кого много свободного времени. Но нам, велотуристам, часто приходится пользоваться общественным транспортом, чтобы успеть в свой выходной день или отпуск взять от планируемого маршрута максимум. А для этого мы прибегаем к помощи железнодорожного или авиатранспорта. Реже к помощи автобусов, водного вида транспорта и прочих услуг по перевозке.
В настоящее время самолеты стали составлять хорошую конкуренцию железнодорожному пассажирскому транспорту в плане стоимости билетов. Разница во времени перевозки велотуриста колоссальная, особенно на расстоянии свыше 1000 км.
Но тем не менее мы используем поезда потому что:
– Мы приезжаем из центра города отправления (куда очень просто попасть) точно в центр желаемого населенного пункта. А ведь зачастую веломаршрут путешествия начинается со знакомства с городом (или населенным пунктом).
– В поезде есть возможность комфортно поспать. Очень часто эта возможность неоценима, особенно при выезде в велопоход после рабочего дня.
– Можно походить и размять ноги, поприставать к молодой проводнице или соседям .
– Можно выходить на других станциях подышать свежим воздухом, купить у бабушки на перроне пирожки. Но это и минус тоже – дополнительные траты денег, которые мы не учитываем при сравнении цен на билеты.
– Твой багаж под контролем и всегда есть к нему доступ.
О прочих видах транспорта мы напишем отдельно.
О провозе велосипедов.
Наверное 95% всех перевозок велотуристов на железнодорожном транспорте осуществляет родненькое РЖД. Значительно больше половины из этих 95% осуществляют “пригородные пассажирские компании” (их много), оставшуюся часть “Федеральная пассажирская компания”.
Пригородные пассажирские компании (например, ЦППК, МТППК, ППК “Черноземье” и др.), как правило, перевозят пассажиров между центрами регионов и прочими населенными пунктами региона посредством пригородных поездов (моторвагонный состав aka электрички, рельсовые автобусы, состав с локомотивом), следующих на расстояние до 150-200 км. О том, как правильно перевозить велосипеды в пригородных поездах можно ознакомиться в нашей отдельной статье.
ФПК же перевозит пассажиров между регионами и между различными странами. Для этого используют поезда дальнего следования (локомотив+вагоны) и скоростные моторвагонные составы (“Ласточки”, “Стрижи”, “Сапсаны” и др.). Поезда дальнего следования преодолевают более 700 км за маршрут.
О перевозе велосипеда в пригородных пассажирских компаниях мы напишем отдельно, так как правила для каждого региона свои. Главная задача во всей этой суете – не перепутать перевозчика и соблюдать их правила.
Давайте подробнее разберем ФПК и ее поезда дальнего следования. И вот что необходимо знать:
– Провозить велосипед в поездах дальнего следования можно
– Велосипед необходимо разбирать
– Велосипед необходимо упаковывать
– Велосипед можно размещать на местах для ручной клади в пассажирском вагоне или в багажном купе.
– За провоз велосипеда необходимо заплатить
На сайте РЖД есть об этом четкая информация.
Есть отдельная категория “специально обученных кем-то мудаков велосипедистов”, которые будут вам доказывать, что можно не платить, можно не упаковывать и можно доказать проводнику, что у вас
не велосипед, а просто багаж (кстати, такая лазейка есть в официальных правилах). Можно, не отрицаем. Но шансы испортить себе настроение повышаются, а ответственность за несоблюдение правил никто не отменял. Зачем вам это в начале путешествия?
Также на сайте РЖД указан пример того, как можно упаковать и где можно размещать велосипед:
Провоз велосипеда в поезде дальнего следования — правила на 2018 год
Поезд является очень безопасным и комфортным средством передвижения, поэтому часто путешественники пользуются именно этим видом транспорта. Предоставляемые российскими железными дорогами услуги, позволяют брать с собой в поездку не только необходимые вещи, продукты, детские коляски, но и такую габаритную вещь, как велосипед, что очень удобно для велотуристов, семей с детьми.
Для того чтобы запланированное путешествие не преподнесло неприятных сюрпризов и неожиданностей, лучше заранее разобраться, как правильно должен осуществляться провоз велосипеда в поезде дальнего следования 2017, изучить основные требования, предъявляемые перевозчиком, ознакомиться с предстоящим порядком действий.
Как осуществляется проезд
Намного проще осуществлять провоз велосипеда в пригородном поезде или электричке. Двухколесный друг может помещаться в тамбур в собранном виде, то есть вам не придется разбирать конструкцию и упаковывать, что очень удобно. Услуга по перевозке такого крупногабаритного груза обязательно оплачивается дополнительно, актуальные на момент поездки тарифы можно узнать в пригородных кассах железнодорожного вокзала, либо на официальном сайте ОАО «РЖД».
Немного больше трудностей возникнет, если нужно перевезти велосипед в поезде дальнего следования. Согласно актуальным данным, в транспорте АО «ФПК» пассажир имеет право перевезти велосипед без мотора, обязательно в разобранном и тщательно упакованном виде. Размещение такого багажа производится на местах ручной клади, а при отсутствии таких мест – непосредственно в вагоне с владельцем, причем расположить велосипед необходимо так, чтобы он не мешал и не доставлял неудобств остальным пассажирам.
Перевозка велосипеда в поезде оплачивается по установленным тарифам, а именно, если значения его габаритов по сумме трёх измерений не превышают 180 сантиметров, то плата взыскивается по расценкам багажа массой 10 кг.
Если в выбранном для поездки составе предусмотрен специализированный багажный вагон, то осуществлять транспортировку велосипеда в поезде возможно в специально оборудованных грузовых купе. Для осуществления сдачи двухколесного друга в багажное отделение придется прибыть на железнодорожный вокзал заблаговременно, сдать упакованную кладь и получить квитанцию об оплате.
Бывает, что в электропоезде отсутствуют специальные багажные отсеки, и так же не предусмотрены отдельные места для перевоза ручной клади. В таких случаях обязательно прибудьте на вокзал за 2 – 3 часа до отправления состава. Это время необходимо для решения вопроса с перевозчиком об отправлении имущества на ближайшем составе соответствующего маршрута, оборудованным под перевозку багажа.
Размещение в вагонах различных типов
Провоз велосипеда в поезде будет более комфортным и удобным в зависимости от вида и типа вагона, выбранного для проезда.
Наиболее популярным вариантом для путешествий с крупногабаритной кладью считается плацкарт. Именно здесь предусмотрены две полноценные багажные полки, достаточно просторные, на которые с легкостью поместятся даже несколько грамотно сложенных велосипедов, что очень удобно при путешествиях компании или семьи велолюбителей. Одну двухколесную машину можно аккуратно положить на эти же третьи полки, но поперек прохода.
Размещение ручной клади на специально предусмотренных полках в плацкарте будет удобно и попутчикам, и проводникам, и владельцу транспортного средства, багаж не будет мешать, загораживать проходы, создавать трудности при передвижении.
Вагоны-купе или СВ не совсем удобны для транспортирования велосипедов. В распоряжении велолюбителя будет всего одна багажная полка, которая находится над входом. Размеры этой ниши достаточно компактны, поэтому туда поместится максимум одно велотранспортное средство, и то, при условии практически полного его разбора. Путешествуя в вагонах данного типа лучше всего сдавать двухколесного друга в грузовое отделение или выкупать купе целиком, это позволит распорядиться имеющимся пространством по своему усмотрению.
Если транспортировка планируется в общем вагоне, то уложить велосипед придется на боковые полочки, расположенные вдоль рядов сидений. Для этого нужно максимально разобрать его на составные части и очень компактно упаковать. Желательно дополнительно закрепить багаж, для предотвращения его падения, так как полки для складирования клади здесь очень узкие и располагаются прямо над головой пассажира.
Правильная упаковка
Необходимым условием перевозчика для осуществления транспортировки велосипеда, является его грамотная упаковка. Для того чтобы безошибочно сложить транспортное средство и избежать возможных проблем или курьёзов, лучше делать это по следующему алгоритму:
- Шаг 1 – опустите сидение, снимите переднее колесо.
- Шаг 2 – открутите велосипедные педали, закрепите их внутри рамы.
- Шаг 3 – положите велосипед на чехол, при этом повернув руль на бок и уложив заднее колесо на раму.
Для упаковки желательно использовать специализированные велочехлы, это позволит избежать непредвиденных механических повреждений, царапин, спокойно сложить и легко уместить все снятые детали в одном месте, придаст грузу наиболее компактный вид, что немаловажно. Также к продаже представлены велосипедные чехлы с ручками, которые заметно облегчат путешественнику переноску имущества.
Однако, если в ваши планы не входит приобретение специального чехла для транспортировки, можно воспользоваться картоном, полиэтиленом, большим куском ткани, любым подручным материалом, пригодным для упаковки перевозимого имущества.
Теперь вы знаете, как перевезти велосипед в поезде РЖД. Для комфортного путешествия по железной дороге с двухколесным другом необходимо позаботиться о своевременной оплате багажа, его правильной упаковке, позволяющей поместить груз на полке длиной 180 см., удобстве других пассажиров. Выполнив эти несложные условия, можно без особых проблем и неожиданных курьёзов добраться до места назначения.
Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования
9 минут Автор: Михаил Скворцов 528
Скоро соревнования в другом городе, а на машине поехать не вариант? Есть решение! Перевозить велосипед в поезде дальнего следования можно, но нужно соблюдать ряд требований.
Правила РЖД говорят о том, что в поездах можно провозить велосипед без мотора в разобранном и компактно упакованном виде, если так он помещается на полку для ручной клади. Если эти условия соблюдены, то никаких проблем появиться не должно.
Перевезти байк поездом на дальние расстояния можно и в багажном отделении. Туда можно сдать байк неразобранным, но придёт ли он в целости и сохранности – вопрос. В багажное отделение нужно сдавать груз заранее.
Подготовка к поездке
Проверьте, что можно снять с велосипеда в случае непредвиденных ситуаций, убедитесь в целостности резьбовых соединений, чтобы не возиться с ними на вокзале и не волноваться по этому поводу. Вы должны быть готовы к тому, что байк в таком виде, как вы его упаковали, может не поместиться на полку. Особенно это касается купейных вагонов, в которых полки для ручной клади меньше, чем в плацкарте.
Потренируйтесь дома разбирать и собирать велосипед, чтобы в дальнейшем у вас не возникало трудностей.
Обязательно возьмите с собой инструменты не только для сбора и разбора байка, но и для починки (латки для камер, сами камеры, насос, выжимка цепи и т. д.). На всякий случай можно взять с собой запасные шины, если вы не уверены в надёжности основных покрышек.
Упаковка
Если вы едете зимой, то нужно понимать, что на раме и других поверхностях может образоваться корка льда, пока вы на улице. Так, погрузив байк в поезд, на вас может начать капать растаявшая вода из велочехла. Эта же вода может инициировать процессы окисления металлических деталей велосипеда. Поэтому лучше всего упаковать байк дома и приехать на вокзал на такси.
Если так получилось, что вода всё же начала капать из чехла, попросите у проводников поезда тряпку, чтобы вода не растекалась.
Упаковать велосипед можно в мягкий или твёрдый специальный чехол для байков либо в самодельный.
Мягкий чехол – самый доступный вариант. Он относительно недорогой и очень удобный. Для транспортировки байка нужно лишь снять переднее колесо и левую педаль. Не забывайте, что на левой педали левая резьба и снимать её нужно вращением отвёртки против часовой стрелки!
Чехол имеет специальные карманы для колёс и вилки. Вставьте колесо и вилку в предназначенные для них карманы, затем снятое переднее колесо уложите со стороны правой педали. Правую педаль снимать не надо: она не нарушает компактность упаковки и защищает переключатели от механических повреждений.
Класть байк в таком чехле нужно на левую сторону, чтобы не повредить трансмиссию.
Такие чехлы наиболее удобны при перевозке. В некоторые модели чехлов можно положить даже два велосипеда: для этого нужно положить их симметрично «валетом». Нести такую сумку гораздо сложнее, но место, занятое двумя велосипедами, будет меньше, чем если бы они были в разных чехлах.
Жёсткий чехол необходим в том случае, если ваш байк очень дорогой. В такой упаковке никакие детали велосипеда не поцарапаются. Есть один существенный минус – жёсткий чехол занимает много места, он может не поместиться на полку для ручной клади. Его лучше использовать для перевозки в самолёте.
Самодельная упаковка делается таким образом: складываете велосипед так же, как если бы он лежал в мягком чехле. Оборачиваете его несколькими слоями полиэтиленовой плёнки и заматываете скотчем. Слой плёнки должен быть такой, чтобы байком невозможно было поранить никого из пассажиров.
Такую упаковку неудобно переносить в руках, а также она пропускает влагу. Из-за этого грязь с велосипеда (если вы его не помыли) может начать капать на пол или на соседей-пассажиров.
Плюс в том, что эту импровизированную упаковку можно выкинуть после использования, а не возить с собой в посещённом вами городе. С другой стороны, на обратном пути вам придётся где-то искать новую упаковку.
Перевозка в различных видах вагонов
В сидячих вагонах, которые обычно входят в состав пригородных поездов, упакованный байк можно разместить в тамбуре. Там он не будет никому мешать. Разместить байк в сидячем вагоне можно так же, как и в электричке. Там есть специальные места для груза, куда вы можете поставить велосипед.
Плацкартные вагоны – самые удобные в плане расположения в них велосипедов. На верхних полках может уместиться до 6 байков. Расположите велосипед так, чтоб он лежал на боковой полке, чтобы при торможении и ускорении не было ни малейшей вероятности его падения. Также можно положить его поперёк прохода, закрепив верёвками, он будет занимать в таком положении ещё меньше места. Обычно байки в таком положении закрывают свет. Главное, чтобы это не вызвало возмущений у пассажиров и проводников.
В первый и последний вагоны покупать билеты не стоит: в первом полка часто занята чистым бельём, а в последнем она закрыта перегородкой. Во все остальные вагоны легко помещается 4-6 байков.
«Новый» плацкарт отличается от старого тем, что полки закрыты перегородкой со стороны коридора. Чтобы разместить байки в таком вагоне, занесите их в купе и, стараясь никого не задеть, положите на боковую полку, которая расположена поперёк по отношению к направлению движения. Так вы можете уместить на полках 2-3 велосипеда.
В поезде с купейными вагонами совершенно неудобно провозить байки. Над коридором есть одна-единственная полка, в которую может уместиться 1 велосипед, и тот с трудом. На таких поездах перевозить байк противопоказано. Если у вас несколько велосипедов, можно договориться с проводником, чтобы он уложил байки в своём купе (за отдельную плату, конечно).
Можно скупить всё купе, чтобы вы были в нём один. В таком случае вы точно никому не помешаете и сможете перевезти ещё больше велосипедов.
В высокоскоростные поезда велосипеды не умещаются вообще никуда. В таких поездах всё рассчитано на комфортную поездку пассажира.
Стоимость
Многие люди задаются вопросом, сколько стоит поездка с велосипедом в поезде дальнего следования. Байк можно провезти бесплатно, если он подходит под размеры ручной клади (180 см, если суммировать длины 3 измерений) и весит меньше 36 кг. Если ваш байк не подходит под эти требования, необходимо покупать для него отдельный билет. Стоимость билета зависит от длины пути.
Если у вас есть билет на поезд, вы можете пройти без очереди к кассе и купить дополнительный билет для провоза велосипеда.
При желании можно выкупить 2 пассажирских места и положить байк на второе. Единственное, что у проводников могут возникнуть вопросы о том, покупали ли вы билет для багажа. Они имеют полное право потребовать оформить багажную квитанцию.
В поездах дальнего следования ОАО “ФПК” провезти велосипед можно только платно. Для этого купите багажный билет для 10-ти килограммового багажа.
Поезда в других странах
Правила перевозки, рассмотренные выше, действуют только на территории РФ. Если вы хотите отправиться в другую страну, обязательно заранее изучите тонкости перевозок в конкретном государстве.
Рассмотрим типы поездов, которые ездят на просторах Германии.
- Intercity-Express (ICE) – быстрый поезд-экспресс. Его скорость достигает 300 км/час! Они редко останавливаются, поэтому и быстро приезжают в пункт назначения.
- Intercity/Eurocity (IC/EC) – поезда, которые ездят с остановками в городах и сёлах. Аналог российской электрички, если не считать высокую скорость езды и большое расстояние, проходимое этим поездом.
- Interregio (IR), Interregio-Express (IRE), Regional-Express (RE), Regionalbahn (RB) – в них пассажиры могут ездить стоя. Поезда Express останавливаются только на крупных станциях, а остальные – на всех. Этот поезд смело можно назвать электричкой.
- Ночные поезда Night trains (NZ, EN, D-Zug, UEX, CNL).
- Международные International trains: Eurostar, Thalys.
При заказе билетов на поезд обязательно изучите правила. Они могут быть разными для различных типов поездов, а также в разное время суток. Так, например, в некоторых электричках запрещён провоз велосипедов в час-пик.
Решение спорных вопросов
Правила РЖД говорят, что вы можете провозить с собой велосипеды без мотора в разобранном виде, если они умещаются на полку для ручной клади. Но редко бывает так, чтобы ни одна часть байка не свешивалась. Из-за этого у проводников могут возникнуть вопросы, правда ли он помещается на полку. Лучше всего класть байк одним концом на одну полку, а другим – на другую. Помните, что ваш байк не должен никому мешать.
Заранее ознакомьтесь со всеми правилами перевозок, чтобы потом не возникало спорных ситуаций. Старайтесь избегать конфликтов с проводниками, решайте все вопросы спокойно. Счастливого пути!
Как перевезти велосипед в поезде
Эта статья о перевозке велосипеда в плацкартном и купейном вагонах. О том как везти велосипед в скоростных поездах, будет тогда, когда буду ездить на скоростных поездах с велосипедом.
Я пишу эту статью пока еду в плацкартном вагоне на верхней полке из Москвы в Анапу, а мой велосипед едет замотанный в пленку в багажном купе через 9 вагонов от меня. Заканчиваю писать статью на обратном поезде, мой велосипед лежит сверху на третьей полке, а велосипед Вани стоит в нерабочем тамбуре.
Как упаковать велосипед
По правилам РЖД багаж не должен пачкать других пассажиров и вагон. То есть велосипед должен быть упакован. Можно упаковать в специальный чехол, коробку, кофр или, как делаю я, в обычную стретч пленку. Пленка почти ничего не весит и ее можно выбросить на конечном пути, а перед обратным поездом купить новый рулон и запаковать велосипед. Коробку то же можно выбросить, но ее нужно ходить и выпрашивать в веломагазинах, и все равно понадобится пленка или скотч. А чехол или кофр придётся тащить с собой или тратить деньги на его пересылку в конечную точку маршрута — не удобно, так как стоит денег и драгоценного времени отпуска. Поэтому пленка наш вариант.
Разбираем велосипед
Для перевозки в вагоне достаточно снять переднее колесо с велосипеда и поставить его на опущенную вниз педаль. Если у вас дисковая гидравлика, то не забудет поставить простаку между колодок, подойдёт даже кусок картона или пластиковая карта.
Опустите седло и сверните или снимите руль. Если будете снимать руль, то проще снять руль с выноса, а не с рулевой. Так как рулевая держатся за счёт выноса, без последнего подшипники рулевой будут открыты и в них что-нибудь попадёт. Тогда придётся вычищать и заново собирать и регулировать рулевую. Поэтому снимайте руль с выноса или просто поворачивайте его в сторону. Чтобы ничего не отвалилось скрепите пластиковыми стяжками.
После того как разобрали велосипед и сделали его компактным просто вкруговую мотаете его пленкой. Обычных тонких рулона по 15 м нужно два на велосипед, поэтому лучше взять сразу толстый рулон пленки или ещё пару огромных мусорных мешков.
Обматывать велосипед нужно чтобы он не пачкал салон, так что позаботьтесь чтобы колеса и цепь были закрыты. На самом деле можно обмотать чисто номинально, не думаю что возникнут проблемы.
Оф ормление багажа
Чтобы вас без проблем пустили с велосипедом на поезд оформите багажную квитанцию в кассе вокзала или в приложении РЖД.
Чтобы оформить багаж в приложении, найдите ваш купленный билет и в правом верхнем углу нажмите кнопку действия. В менюшке будет строка дополнительные услуги нажмёте пропадёте в меню оформление багажа. Нужно выбрать ручную кладь и велосипед. Далее следуйте указаниям приложения и оплачивайте багаж.
Стоимость провоза велосипеда небольшая. На наш поезд из Москвы в Анапу — 137 ₽. А вот провоз велосипеда на Ласточке из Москвы во Владимир всего 60 ₽, для сравнения на обычной электричке — 120₽. Вообще, с меня не брали за велосипед больше 200 поэтому держите в голове эту сумму.
Где разместить велосипед в поезде
В плацкартном вагоне можно положить велосипед на третью полку, в купе велосипед тоже влезает на багажную полку, но только один. Это удобно, велосипед с вами и вы можете быть уверены в его сохранности, однако разместить один велосипед в купе или два велосипеда в плацкарте межу третьими полками ещё возможно, а что делать когда вы едете большой компанией или на боковом месте в плацкарте.
Сразу брать места где будет удобно разместить велосипед по два места в плацкартном купе без боковушек, либо оставить велосипед в багажном купе.
Тогда нужно оформить багаж в багажное купе, а не в ручную кладь, но нам разрешили и с обычной квитанцией на велосипед.
Багажное купе это обычный купейный вагон в котором одно купе заставили вещами. Много велосипедов туда тоже не влезет, но 2-4 вполне. Можно использовать если едите вдвоём в купе или на боковых местах плацкарта, а также на двухэтажном поезде, так как в
нем привычных нам третьих полок нет.
Помимо прочего разрешают возит Велосипеды в нерабочем тамбуре со стороны туалета, там места хватит для двух велосипедов, главное не заставлять проход между вагонами.