4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство переключения скоростей на велосипеде

Содержание

Задний переключатель скоростей

Задний переключатель скоростей был изобретен итальянцем Туллио Кампаньоло и впервые был применен в 1950 году. Основным его предназначением является переключение задних скоростей велосипеда. Так как переключение скоростей осуществляется за счет переброса цепи с больших звезд на малые и наоборот, то натяжка цепи должна тоже изменяться. Задний переключатель скоростей так же отвечает и за натяжку цепи. Управление задним переключателем осуществляется манеткой на руле велосипеда через тросик.

Устройство и принцип работы заднего переключателя

Задний переключатель – механизм системы переключения передач, который позволяет перемещать цепь, пропущенную через его рамку и ролики, по звездам задней кассеты или трещотки. Перекидывание цепи осуществляется за счет перемещение переключателя вдоль оси кассеты (трещотки), так же переключатель может перемещаться в вертикальной плоскости для поддержания неизменного расстояния от задних звезд до ролика.

В качестве привода переключателя чаще всего применяют тросовый привод, реже гидравлический или электрический. Перемещение с маленьких звезд на большие осуществляется путем натяжения троса, а в обратную сторону за счет натяжения цепи.

Скорости необходимо переключать во время вращения педалей, причем при небольшой нагрузке. Придерживаясь такого правила, скорости будут переключаться более четко, а срок службы переключателя будет максимальным.

Устройство заднего переключателя скоростей

Материалы изготовления

Металл, из которого произведен переключатель, влияет не только на цену, но и на вес конструкции, а так же прочность. Самыми дешевыми считаются задние переключатели сделанные полностью из стального сплава. Недостатками таких переключателей является низкая прочность и подверженность деформации металла. Стальные переключатели применяются на велосипедах низшего уровня. Самые передовые переключатели делают из титана и углепластика. Пружина в таких задних переключателях из титана, а рамка карбоновая. Чем-то средним и самым популярным является алюминиевый сплав. Не смотря на то, что переключатель считается алюминиевым некоторые детали все же из стали (Болты регулировки, пружина).

Ролики заднего переключателя скоростей

Для того, чтобы натягивать и направлять цепь, у переключателя предусмотрено два ролика – натяжной и направляющий. Ролики, как правило, изготавливаются из пластмассы и являются расходниками. Так как они быстро изнашиваются, их требуется периодически менять. Чем сильнее изношен ролик, тем менее четкое будет переключение передачи. Натяжной и направляющий ролик между не взаимозаменяемы. Кроме того ролики разных производителей тоже не совместимы.

Ролики заднего переключателя скоростей

Типы конструкций задних переключателей

Рано или поздно задний переключатель изнашивается и появляется необходимость его замены. Тогда-то и встает вопрос о взаимозаменяемости задних переключателей. Переключатели можно разделить на типы по следующим параметрам:

  • Длина рамки переключателя – этот параметр отвечает за так называемую емкость переключателя. То есть длина рамки переключателя отвечает за диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель. Проще говоря, емкость переключателя это сумма между разницей маленькой и большой звезды кассеты и системы. Например, если кассета 11-32Т, а система 22-44Т, то необходимую емкость можно вычислить по следующей формуле – (32-11)+(44-22)=43Т. 43Т – минимально допустимая емкость заднего переключателя. Числа указывают на количество зубов звездочек.
  • Направление действия пружины – указывает на то, в каком направлении переключения осуществляются за счет пружины. Самым популярным направлением является Top normal, то есть переключения за счет тросика осуществляются с меньшей звезды на большую. Такого принципа придерживаются все производители задних переключателей. Но существует и обратное направление (Low normal), когда тросиком цепь сбрасывается на малые звезды, а переключения на большие звезда осуществляются за счет пружины. Задние переключатели с таким направлением встречаются только в линейке Shimano. Значительных плюсов эти переключатели не имеют, а следовательно и не получили популярность.
  • Передаточное отношение привода – это отношения перемещения троса к перемещению переключателя. Такое отношение может быть 2:1 (Shimano) или 1:1 (Sram). Именно эти показатели не позволяют взаимозаменять переключатели этих производителей. Стоит отметить, что разницы в четкости переключения скоростей от этого показателя нет, хотя компания Sram и утверждает обратное (на практике доказательств нет).

Подвод троса к переключателю

Существует два способа подвода тросика – прямой и традиционный. Традиционный способ предусматривает подвод в обход дропаута. При прямом подводе тросик крепиться к переключателю сверху и проложен по кратчайшему пути. Прямой подвод имеет свои плюсы – более низкий вес и отсутствие петли, которой можно зацепиться за препятствие. Чтобы подвести трос прямо к переключателю с традиционным креплением троса можно использовать специальный переходник – Avid Rollamajic.

Традиционный подвод тросика

Прямая подводка тросика

Подвод тросика через переходник Awid Rollamajic

Крепление заднего переключателя

Задние переключатели на велосипед бывают двух типов, относительно их крепления к раме:

  • Под крюк – переключатель крепиться на втулку велосипеда. Такое крепление более надежно, но имеет сильный недостаток – при сильном ударе и поломке переключателя, ломается и втулка, что влечет большие затраты.
  • Под болт – такие переключатели крепятся либо к специальному отверстию рамы, либо к либо через «петух» — специальный переходник. Плюс петуха в том, что при сильном ударе не ломается ни ось, ни переключатель, а только петух. Цена петуха несопоставимо мала по сравнению с переключателем и втулкой.

Задний переключатель под болт

Задний переключатель под крюк

Крепление держатель (Петух) заднего переключателя

Защита заднего переключателя

  • Технологи Shadow – данная технология запатентована компанией Shimano. Переключатели на базе этой технологии выступают намного меньше, когда расположены на маленьких звездочках. Такое расположение увеличивает шансы выживания переключателя и петуха во время падения на бок.
  • Защитная рамка – представляет собой стальную рамку, которая крепиться к раме велосипеда и закрывает переключатель. Такой способ защиты так же увеличивает шансы остаться целыми петуху и переключателю.

Защита заднего переключателя скоростей

Технология Shadow

Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.

Читать еще:  Как разобрать заднюю звездочку на спортивном велосипеде

Задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.

Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.

Причины плохого переключения скоростей:

  • физические дефекты деталей переключателя;
  • загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
  • изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
  • повреждения петуха.

Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.

Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:

  • Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
  • Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
  • Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
  • переднее фиксирующее крепление;
  • задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:

  • демонтировать цепь, снять тросик;
  • перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
  • использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
  • установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
  • переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.

Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.

Передний переключатель скоростей на велосипеде

Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).

Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей

Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

  • Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
  • Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.
Читать еще:  Как сделать трехколесный велосипед из двухколесного

Переключатель скоростей

Переключатель скоростей – элемент трансмиссии, функционал которого направлен на регулировку скоростного режима велосипеда. Он обеспечивает не только безопасность во время езды, но и позволяет максимально эффективно распределять энергию, необходимую для раскручивания педалей и набора скорости. Правильный выбор передачи предоставляет возможность вариации частоты вращения педали, посредством изменения передаточной функции колеса и педали. Каким образом это отображается на практике? При крутом подъеме следует выбирать пониженную передачу, которая позволит уменьшить усилие, необходимое для вращения педали. Спускаясь с горы, стоит перейти на самую высокую передачу. Механизм обеспечит достижение максимально необходимой скорости.

В зависимости от вида переключения, различают механизм внешнего и внутреннего переключения, а также комбинированный их вариант.

Механизм внутреннего переключения

Конструкция устройства основывается на применении планетарных втулок. В отличие от подобных ему механизмов, он исключает наличие кассет со звездочками разнообразного размера, зубьями и навесными переключателями. Привод колеса насчитывает по одной звездочке спереди и сзади, а также цепь.

Схема механизма внутреннего переключения

Основными элементами устройства планетарной втулки являются:

  • солнечная шестерня, которая размещена в центре;
  • водило. При его помощи осуществляется жесткая фиксация осей нескольких одинаковых планетарных шестерен, которые сцепляются с солнечной шестерней;
  • кольцевая шестерня, представляет внешнее зубчатое колесо, которое сцеплено с планетарными шестернями.

На сегодня производители выпускают различные виды планетарных втулок, которые насчитывают от трех до четырнадцати передач. Не исключено наличие встроенной тормозной системы.

Среди преимуществ механизма внутреннего переключения выделяют:

  • высокую степень устойчивости к внешним факторам воздействия за счет размещения элементов в корпусе;
  • простоту обслуживания, которая объясняется хорошей защитой от воздействия негативных факторов окружающей среды и от последствий езды по плохим дорогам, вследствие чего уход за трансмиссией сводится к минимуму;
  • удобство в эксплуатации за счет отсутствия несовместимых сочетаний передач;
  • возможность применения с карданным или ременным приводом;
  • надежность и долговечность;
  • встроенный тормоз;
  • переключение передачи в неподвижном состоянии, что особенно актуально для езды в городских условиях.

Одним из главных недостатков планетарной втулки является ее высокая стоимость по отношению к другим вариантам переключения. Она не предназначена для агрессивной эксплуатации, поскольку предусматривает выход из строя в результате существенного увеличения крутящего момента. Из-за конструкционных особенностей ее невозможно отремонтировать в полевых условиях, поэтому механизм не пригоден для установки на горных велосипедах. Планетарная втулка имеет узкий диапазон передаточного функционала и низкую степень КПД привода. Ее большой вес приводит к смещению центра тяжести назад. В подвесах это стает причиной увеличения неподрессоренных масс.

Механизм внешнего переключения


Данная конструкция основывается на использовании двух видов переключателей: переднего и заднего.

Передний переключатель – элемент трансимиссии, главная функциональная обязанность которого – переброска цепи с одной звезды системы на другую. Его устройство предусматривает наличие рамки, которая перемещается благодаря установленному параллелограммному механизму. Натяжение троса провоцирует сдвиг рамки в положение над крупными звездами, а ослабление – над мелкими.

По типу привода различают горные и шоссейные переключатели.

Крепление переднего переключателя может быть выполнено к каретке, раме или на хомуте.

  1. Способ крепления E-Type осуществляется методом прижима к кареточному стакану рамы посредством чашки каретки. При этом возможно использование дополнительного крепежа — болта, привинченного к раме. Данный способ крепления применяется для большинства двухподвесов, а также в случае наличия большого сечения подседельной трубы рамы в месте установки переключателя.
  2. При креплении к раме, переключатель привинчивается с помощью болтов.
  3. Одним из классических вариантов крепления является крепеж переключателя на хомуте (clamp on). В свою очередь, производственный выпуск хомутов может быть универсальным, диаметр которых регулируется при помощи проставок, и по заданным параметрам диаметра подседельной трубы: 28,6;34,9; 38,2мм.

Задний переключатель — параллелограммный механизм с возвратной пружиной, который перемещает рамку в поперечном направлении. Его переключение в одном направлении происходит посредством троса или электропривода, в обратном — при помощи возвратной пружины. Специальная рамка автоматически препятствует провисанию цепи.

Конструкция заднего переключателя приходит в действие только при прокручивании педалей вперед при небольшой нагрузке. В ином случае существует риск преждевременного износа деталей или их поломки.

В производстве переключателя средней категории используется алюминий, тогда как титановая пружина и углепластиковая рамка указывают на улучшенную его модель. Стальные переключатели относятся к недолговечным дешевым механизмам.

Главное отличие заднего переключателя от переднего заключается в возможности работы с кассетами до девяти звезд, тогда как второй предусматривает использование до трех.

Технические особенности заднего переключателя

  1. Длина рамки определяет диапазон передаточных отношений, подходящих для работы переключателя. Соответственно, чем больше длина рамки, тем больше показатели его емкости – суммарной разницы между большими и маленькими звездами, которая может быть обработана переключателем во избежание появления провисания цепи. Параметр емкости переключателя указан заводом-производителем.
  2. Направление действия пружины может осуществляться посредством затягивания троса или стягивания возвратной пружины.
  3. Подвод троса к переключателю предусматривает традиционный вариант (заднее вхождение троса в переключатель) и прямой подвод (верхнее вхождение троса). При этом последний вариант наиболее оптимальный, поскольку устраняет изгиб троса.
  4. Крепление посредством съемного, несъемного петуха или к раме.

Среди преимуществ заднего переключателя стоит отметить небольшую стоимость, малый удельный вес, уменьшение потерь энергии благодаря трению внутреннего механизма и большое количество передач.

Относительно недостатков конструкции, главными из них является повышенный износ цепи вследствие ее перекоса, необходимость частого обслуживания переключателя, осуществление переключения передач только при движении, низкий уровень устойчивости к факторам внешнего воздействия.

Видео-инструкция по настройке переключателя

Комбинированное устройство переключения передач

Представленная конструкция является средним вариантом между втулкой и классическим механизмом. Зачастую она устанавливается на велосипеды, предназначенные для городского катания, поскольку совмещает недостатки внутреннего и внешнего переключателя скоростей.

Остались вопросы? Тогда рекомендуем ознакомиться с данным видео-обзором:

Задний переключатель скоростей велосипеда

9 минут Автор: Михаил Скворцов 168

Многие любители велосипедов в процессе катания понемногу осваивают настройку и мелкий ремонт своих байков: здесь – подтянуть тормоза, там – поменять седло. Но, когда дело доходит до заднего переключателя скоростей, многие пасуют. Такая сложная и не до конца понятная конструкция вызывает больше вопросов, чем ответов, и предвещает сложности даже не в настройке, а в установке и снятии.

Конструкция

Переключатель и выглядит, и работает «загадочно», особенно для велосипедиста-новичка. Но сначала разберём, из каких частей составляется переключатель и откуда он появился. К слову, текущий «вариант» заднего переключателя достаточно стар. Он был изобретён итальянцем Туллио Кампаньоло ещё в 1950 году.

Долгое время оставаясь атрибутом дорогих спортивных и шоссейных моделей, лишь в 80-х годах данный переключатель стал появляться на городских велосипедах, а в середине 1990-х – стал де-факто стандартом для большинства конструкций.

Основные элементы

Каково же устройство заднего переключателя? Прежде, чем изучить то, как работает это устройство, рассмотрим конструкцию:

  • Рамка – самая заметная часть, которая своим смещением и перекидывает цепь между звёздами кассеты. Рамка изготавливается из прочных материалов и замыкается с двух сторон различными роликами.
  • Направляющий ролик – небольшой ролик, на который цепь попадает в первую очередь. Он направляет цепь между звездами кассеты в рамкой;
  • Ролик натяжителя – обычно мало, но отличающийся от направляющего ролик, который отвечает за натяжение цепи, которую принимает из рамки. Располагается в самой нижней части переключателя.
  • Параллелограммный механизм – основная часть, представляющая собой сочленение нескольких рамок, подтягиваемых с помощью пружины.
  • Пружина – обычно самая важная и дорогая часть переключателя, наравне с рамкой и роликами, так как отвечает за возврат (или прижимание) рамки в одну из сторон, фактически – за подвижность всей конструкции.
Читать еще:  Чем полезно катание на велосипеде для женщин

Кроме того, на переключателе скоростей почти во всех моделях присутствуют элементы для настройки устройства:

  • регулировка натяжителя (тросика);
  • ограничитель верхней передачи – он же H, High – отвечает за крайнее положение рамки с цепью;
  • ограничитель нижней передачи – L, Low – аналогично, но с другой стороны;
  • крепёжный болт – специальная точка крепления, обычно на петух. В иных случаях крепление идёт за дополнительную рамку на направляющих.

Ролики

Ролики в переключателе передач разные, и при ремонте или чистке очень важно не перепутать их, так как от этого зависит срок жизни цепи, да и самого переключателя.

Направляющий ролик, он же G-pulley, или guid pulley, – верхний. выполняет сразу несколько задач:

  • Направляет цепь на звёзды.
  • Компенсирует люфты за счёт небольших горизонтальных смещений.
  • Увеличивает плавность протяжки и снижает шум за счёт небольших проточек на зубьях.

T-pulley, он же tension pulley, – натяжной ролик, не позволяющий цепи провисать.

Типы крепления

Де-факто стандартом для крепления задних переключателей является петух. Петух – это небольшой кронштейн, который разработан для того, чтобы быть защитой заднего переключателя и ослаблять силу удара по переключателю и раме. По сути, небольшой предохранитель, потому часто можно слышать, что погнулась и требует замены не рама, а велосипедный петух.

На рамах для петуха обычно есть специальное «ушко», большинство рам идёт сразу с готовым петухом. В некоторых случаях он несъёмный, т.е. для ремонта потребуется сварка, но на большинстве моделей его можно легко размонтировать и заменить. Профессионалы рекомендуют внимательно следить за велосипедным петухом, так как его деформация полностью меняет механику работы приводной системы, и всегда в худшую сторону, приводя к износу и повреждению компонентов.

Кроме стандарта, применяется крепление на перо – элемент рамы, использующийся в профессиональных байках для даунхилла и различных спортивных моделях для увеличения надёжности на сложных трассах.

Несколько лет назад разработчики из Shimano запатентовали технологию Shadow для более компактного крепления переключателя, но конструктивно она остаётся одним из нестандартных креплений на петух.

Подвод тросика

По точке подвода тросика переключатели делят редко, но следует понимать, как будет укладываться рубашка в случае смены устройства.

Стандартный подвод – сзади, когда тросик в рубашке описывает круг вокруг дропаута, образуя небольшую петлю. В такой конструкции с тросиком удобно работать, но лишняя длина тросика и его загиб приводят к необходимости более частого обслуживания и снижают надёжность.

Альтернатива – это прямая подводка, когда тросик входит в переключатель по наиболее короткой траектории. Чуть более сложное оперирование с тросиком и рубашкой компенсируется большей надёжностью и защищённостью всего устройства. Изначально такую подводку использовала только компания SRAM, но в последние годы Shimano и производители реплик всё больше переходят на прямой подвод.

Размеры и типы

Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.

Длина рамки

Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:

(max1-min1) + (max2 – min2)

Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.

Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.

Направление пружины

Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.

Реакция на тросик

Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.

Пока так и не появилось устойчивых доказательство преимуществ той или иной системы, а вот универсальность и взаимозаменяемость продолжает страдать, в том числе из-за появлений новых трансмиссий для кассет на 10 скоростей, которые не работают с манетками даже своего титульного производителя.

Принципы работы и обслуживания

В финале – немного о процедуре работы переключателя.

Работа переключателя

При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.

Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.

От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.

Настройка

Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:

  1. Натяжение тросика и его ход – с помощью манеток и специального винта подтяжки.
  2. Крайние положения рамки с обозначениями High и Low – для ограничения движения.
  3. Ход и пропорциональность сдвига с помощью винта настройки.

Есть определённые правила по измерениям и положению рамки, цепи и звёзд, но подробнее о них лучше прочитать в нашем материале о настройке переключателей велосипеда.

Ремонт и монтаж

Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:

  1. Ремонт петуха – если повреждение пришлось на него, а не на сам переключатель – демонтируем и исправляем.
  2. Если разболтались или были повреждены ролики.
  3. Когда была погнута рамка.

Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия. Самое главное – это корректно установить задний переключатель, об этой процедуре наша отдельная статья.

Заключение

Задний переключатель – не такая уж и загадочная часть велосипеда, как это может показаться сначала. Понятная конструкция и простой механизм позволяют нам удобно пользоваться данными устройствами уже более полувека. После прочтения этой статьи, надеемся, вам будет проще выбрать новый переключатель или настроить его своими руками без привлечения механиков из веломастерской.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector