1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воздухоплавательный шар

История воздухоплавания: полёты на воздушных шарах от истоков до наших дней

Начавшись с запуска изобретения братьев Монгольфье, история воздухоплавания насчитывает уже более 200 лет. Сегодняшние полеты на воздушных шарах организовываются не только с научной или спортивной целью, но и с коммерческой, а также развлекательной.

История появление аэростатов и первые воздухоплаватели

По неподтвержденным данным, впервые воздушные шары запускались в Китае в 1306 году в честь императора Фо Киена и в 1709 году в Португалии монахом Бартоломео де Кусмао. Официальной же датой появления аэронавтики считается 1783 год.

Именно в этот год 5 июня неподалеку от французского города Леона был запущен беспилотный летальный аппарат, названный монгольфьер – по имени своих конструкторов, братьев Монгольфье – Жозефа и Жака-Этьена. Он представлял собой бумажный шар, обтянутый хлопком и наполненный горячим дымом.

Первый полёт на воздушном шаре совершили овца, петух и утка – их поместили в прикрепленную к шару корзину и подняли в воздух в сентябре того же года. Через полгода после первого официального запуска, на воздушном шаре – монгольфьере, поднялись люди – ученый-физик Пилатр де Розье и маркиз д`Арланд. Они пролетели 9 км за 25 минут, поднявшись при этом на высоту 915 м.

Чуть раньше – за 2 месяца до первого полета людей, на Марсовом поле в Париже взлетел в небо аэростат, наполненный водородом. В честь своего создателя Жака Шарля (профессора физики), он получил название шарльер. Этот летательный аппарат был эффективнее монгольфьера – быстрее и выше поднимался, но имел недостатки – был взрывоопасен и нуждался в балласте. Позже опасный водород заменили гелием.

С началом Великой французской революции аэростаты начали применяться в армии. Например, с их помощью во время франко-прусской войны была налажена связь с отрезанным от остальной Франции Парижем. 4 месяца 65 воздушных шаров переправляли письма, депеши и людей – всего более 3 млн. экземпляров корреспонденции и 150 пассажиров.

Позже их использовали для корректировки артиллерийского огня в армии Наполеона, во время гражданской войны в США, в Первую и Вторую мировую войну. Во время «холодной войны» аэростаты использовались для проведения разведки, а также как система дальней связи с погруженными подводными лодками. В 1960-е годы американцами был разработаны, а затем запущены в стратосферу 2 спутника-аэростата, проработавших в качестве радиоотражателя 9 и 15 лет.

В обычной жизни аэростаты используются астрономами для поднятия телескопов на большую высоту, а также при разработке глубоких карьеров, разгрузке судов, строительстве плотин и дамб, трелевки леса, тестирования космических приборов, изучения струйных течений в стратосфере, космического излучения.

История воздухоплавания в России начинается с 1869 года, когда было создана Комиссия по применению воздухоплавания к военным целям, а уже в 1880 г. было основано Русское воздухоплавательное общество, активно действующие и поныне.

Общество занимается популяризацией аэронавтики, организацией спортивных соревнований и выставок. Кроме того в 1990 г. была создана Российская Федерация воздухоплавания, представляющая страну на европейских и мировых чемпионатах, проводимых Всемирной федерацией воздухоплавания (для монгольфьеров – в четные, а для шальеров – в нечетные годы).

На заметку! Интересующимся историей русской авиации рекомендуем к просмотру фильм «Воздухоплаватель» – про первых дерзких покорителей неба.

История развития воздухоплавания не стоит на месте. Появление новых материалов позволило современным конструкторам воздушных шаров создавать комбинированные аэростаты – розъеры, названные в честь Жана Франсуа Пилатра де Розье. Такие летальные аппараты сочетают преимущества монгольфьеров и шальеров, имея двухуровневую оболочку – верхнюю часть шара закачивают гелием, нижнюю – воздухом, который постоянно подогревают.

Вокруг земли на аэростате

Из 29 попыток облететь на воздушном шаре Землю удачно завершены 3. Первое беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре было осуществлено в 1999 году. Его участники – Бертран Пиккар и Брайан Джонс.

Управляемый ими воздушный шар «Брейтлинг Орбитер-3», наполненный воздухом и гелием, обогнул вокруг земли, стартовав 1 марта из Швейцарии и приземлившись 21 марта в Египте. Таким образом, за 20 дней (точнее 19 дн. 21 час. 55 мин.) воздухоплаватели нон-стопом преодолели 46 759 км. Средняя скорость полета их воздушного судна составляла 98 км/час.

Спустя 3 года – в 2002 году, американцем Стивеном Фоссеттом – воздухоплавателем, яхтсменом и предпринимателем на воздушном шаре Spirit of Freedom был осуществлен первый беспересадочный одиночный полет вокруг земли.

За время полета ним было установлено 2 абсолютных рекорда:

  • скорости – 5 126 км;
  • суточного расстояния – 5 126 км

На кругосветный полет Фоссету потребовалось 14 дн. 19 час. 50 мин. За это время он преодолел около 33 000 км, стартовав 19 июня с западного побережья Австралии (вблизи г. Нортам) и приземлившись на восточном побережье Австралии (штат Квинсленд) 3 июля.

Это была уже шестая попытка американского воздухоплавателя, причем первые пять он финансировал лично и лишь на шестую нашел спонсора – пивную компанию Bud Light. На сон во время полета Фоссет тратил всего по 4 часа в сутки, спя урывками по 45 мин.

Его шар, высотой 43 м и шириной 18 м, имел двухуровневую конструкцию, обтянутую внешней оболочкой, был соединен с гондолой размером 2×1,5 м. Верхний шар подогревался солнцем, нижний – горячим воздухом. Для этого, находясь на высоте 6-8 000 м над землей и летя со скоростью более 200 км/час, ему приходилось регулярно при t° воздуха -40° C очищать горелки ото льда и переключать баллоны. Максимальная скорость его аэростата при полете над Индийским океаном составила 300 км/час.

В июне 20016 года российским воздухоплавателем Федором Конюховым был произведен новый рекорд одиночного кругосветного нон-стоп полета на воздушном шаре. Он с первой попытки за 11 дней преодолел 34 800 км, стартовав с востока Австралии и пролетев над Тасмановым морем, Новой Зеландией, Тихим океаном, Южной Америкой, Атлантическим океаном, Африкой и Индийским океаном, финишировал в Австралии.

Современные фестивали воздухоплавания

Появление недорогих и легкоуправляемых аэростатов способствовало популяризации воздухоплавания на всех континентах. Крупнейшим европейским фестивалем воздухоплавания является European Balloon Festival, ежегодно проводимый в Испании.

Таиландский фестиваль воздушных шаров ежегодно посещает более 200 000 людей с разных уголков мира. Не уступает им по популярности и американский фестиваль воздушных шаров в Альбукерке.

На протяжении уже 40 лет известнейшим центром воздухоплавания в Европе является Шато-д’О – альпийский курорт в Швейцарии. Здесь устраиваются соревнования и парады воздушных шаров, а также именно отсюда в свое время стартовала команда воздухоплавателей, первыми облетевшими нон-стопом вокруг земли.

Читать еще:  Первый полет братьев монгольфье на воздушном шаре

Большой популярностью у туристов и любителей воздухоплавания пользуются международные фестивали, проводимые в Мексике (Мехико), Турции (Каппадокия), Италии (Умбрия). Кроме того регулярные фиесты и фестивали воздухоплавания проводятся в Переславль-Залесском (Россия), Минске (Беларусь), Каменец-Подольском и Белой Церкви (Украина).

Воздушный шар. Виды и устройство. Как летать и особенности

Воздушный шар положил начало гражданской авиации. Принцип его работы не изменился по сей день: отсутствует и двигатель, и руль для управления. Есть лишь купол с корзиной, горелка и мешки с песком.

История создания

Воздушный шар воплотил древнейший замысел человека о подчинении воздушной стихии. Первое описание аэростата было сделано в 1306 году французским миссионером Бассу, который стал свидетелем его подъема в воздух в Китае, в день восхождения на престол императора Фо Киена.

И все же родиной аэростата признается Франция, а его первыми изобретателями — братья Этьен и Жозеф Монгольфье. В 1783 году в городе они произвели запуск сконструированного ими шарообразного аэростата 3,5 метров в диаметре и массой 155 кг, наполненного горячим воздухом. Его полет протекал всего 10 минут на высоте 300 м, а пройденный путь составил около километра.

Купол аэростата братьев Монгольфье был выполнен из льняной ткани и оклеен бумагой. Для подогрева воздуха был разведен костер из мелко нарезанной соломы. А спустя недолгое время устройство агрегата дополнилось специальной корзиной для путешественников.

Подъем в воздух первого аэростата стал небывалым событием для той эпохи. В честь их создателей агрегаты стали называть монгольфьерами.

Устройство воздушного шара

Современные агрегаты производятся из более технологичных материалов, но схема осталась той же, что и братьев Монгольфье. Для пошива оболочки больше не используется лен и бумага, их заменил тонкий и прочный полиэфирный материал. Вместо костра в корзину под купол устанавливается регулируемая газовая горелка.

Воздушный шар в основе своей рабочей конструкции имеет следующие составные элементы:
  • Купол, который наполняется газом для подъема на заданную высоту.
  • Горелка — самая сложная деталь, посредством которой создается поток горячего воздуха в купол.
  • Корзина для пассажиров, пилота и багажа.
Купол аэростата

Это главная часть воздушного шара, которая сшивается из отдельных кусков материи в колонки, которые затем прочно прикрепляются друг к другу. В качестве материала изготовления используется высокопрочный полиэстер или полиамидная ткань. С внутренней стороны она обрабатывается силиконовой пропиткой, что не позволяет проникать и уходить газу.

Основные требования к куполу, это:
  • Прочность и устойчивость к внешним воздействиям и механическим повреждениям.
  • Термоустойчивость, поскольку происходит постоянный контакт с нагретым газом.
  • Эластичность, за счет которой возможно сохранение заданной формы.

Купол надувается за счет поступления нагретого газа: воздуха, водорода или иного, и за счет его поднимается в небо на нужную высоту. Газ подается через технологическое отверстие в нижней части купола. Для безопасности это отверстие обрабатывается специальной жароустойчивой лентой. Устройство оснащается также специальным клапаном, который используется для вывода наружу горячего газа при снижении и приземлении.

Снаружи конструкции фиксируются ленты нагрузки. К верхней части купола они крепятся с помощью кольца, а внизу присоединяются к подвесным канатам. В итоге образуется надежный каркас, который может иметь различный объем и поднимать груз разной массы.

Горелка

Это технологический элемент аэростата, обеспечивающий подогрев газовой смеси, подъем агрегата в воздух, а также поддержание заданной температуры при полете.

Работает горелка на жидком пропане, который поступает к ней из цилиндров, нагреваясь, становится газообразным и подается непосредственно в шар.

Современные горелки очень мощные, порядка 6000 МВт, производятся из нержавеющей жаропрочной стали. Они не опасны в эксплуатации, поскольку оснащены специальной защитой от ожогов.

Корзина

Предназначена для переноса путешественников и грузов. Необходимо обеспечить ее легкость, и в то же время прочность, поэтому каркас ее выполняется из лозы, а дно — из непромокаемой фанеры. С куполом корзина соединяется стальным тросом. Чтобы воздух не охлаждался, устанавливаются полиуретановые стояки, которые вместе с тросом закрываются специальными оболочками.

В углу корзины размещаются и закрепляются на ремнях цилиндры с газом. Обязательно изготавливаются отсеки для огнетушителя и необходимых в путешествии аксессуаров.

С наружной части на корзину навешивается балласт — мешки с песком. Их сбрасывают в том случае, ели необходимо увеличить высоту полета.

Классификация аэростатов
Существует два наиболее распространенных типа классификации по:
  • Способу наполнения купола.
  • Назначению.
По способу наполнения оболочки воздушный шар бывает:
  • Тепловым.
  • Газовым.
  • Комбинированным.

Тепловые аэростаты по-прежнему величают монгольфьерами. Подъем их осуществляется за счет подачи горячего воздуха.

В газовых подъемная сила создается легкими газами и их смесями. По-другому их называют шарльерами по имени сконструировавшего их француза Жака Шарля. В 1783 г он впервые с успехом испытал воздушный шар, наполняемый водородом.

Комбинированные аэростаты в полете используют как горячий воздух, так и газовую смесь. Для этого они оснащены двумя оболочками. Разработал такую схему французский физик Пилатр де Розье. К сожалению, изобретатель с помощником погибли во время испытательного полета в 1785 г, но его устройства используются и получили название розьеров.

В 1999 англичанин Брайан Джонс и швейцарец Бертран Пиккар на розьере отправились в первое в истории кругосветное путешествие и благополучно вернулись из него.

По назначению аэростаты делятся на:
  • Свободные или неуправляемые. Их применяют в спорте, экстремальном отдыхе, для научных целей и рекламы.

  • Привязные. Те же неуправляемые, но зафиксированные на поверхности земли тросом. Это позволяет контролировать его удаленность. Могут подниматься в воздух с пассажирами и без. Привязной шар имеет обтекаемую форму и хвостовое оперение. Используется для обучения парашютистов, для обзора местности, в научных и рекламных целях.

  • Стратостат. Неуправляемое устройство, которое поднимается в стратосферу, как правило, без пассажиров, с целью научных исследований. Отличается большим размером и герметичной корзиной.

  • Управляемые или дирижабли. Их название происходит от французского «dirigeable» — «управляемый». Впервые дирижабль был запущен в воздух в 1852 г. Он был сделан в форме сигары, оснащен винтом и парогенератором. Дирижабли получили широкое распространение в то время. Сегодня они нашли свое применение в туризме, грузовых и гражданских перевозках. В качестве двигателя устанавливаются паровые машины, бензиновые, дизельные и электрические двигатели, а также газовые турбины.

Как летает воздушный шар

Принцип полета аэростата основан на законах физики. Воздух или газ, поступающие в оболочку, имеют температуру выше, чем в окружающей среде, а плотность ниже. Соответственно, под действием выталкивающей силы он устремляется вверх. На определенной высоте действие силы тяжести уравновешивает выталкивающую силу и аэростат «зависает» в небе.

Как управлять аэростатом

Разумеется, шар очень зависит от ветра. Однако большинство современных агрегатов поддаются управлению. Высота полета задается при помощи выпускного клапана в вершине оболочки, а для изменения направления движения используется боковой клапан.

Читать еще:  Кто изобрел воздушный шар
Подготовка

Управление аэростатом — непростое занятие, оно требует обучения и тщательной подготовки. Большое значение имеют метеорологические условия, такие как видимость, облачность, направление и скорость ветра. На основе этой информации и выстраивается маршрут. На пути движения обязательно должны быть участки, пригодные для совершения посадки, поскольку во время путешествия не исключено возникновение непредвиденных обстоятельств.

Взлет

Для осуществления старта выбирают ровную территорию, удаленную от жилых объектов, деревьев, столбов и линий электропередачи.

Для подъема шара в воздух требуются усилия всего экипажа. Вначале воздушный шар собирают:
  • Прикрепляют горелку к гондоле и соединяют ее с газовыми баллонами посредством шлангов.
  • Проводят пробное включение горелки.
  • Растягивают купол в направлении ветра и пристегивают его к гондоле карабинами.

По окончании сборки купол наполняют холодным воздухом с помощью вентилятора. Затем включают горелку. Горячий воздух отрывает шар от поверхности, и экипаж занимает свои места.

Если полет производится на привязном аэростате, его предварительно фиксируют на поверхности.

Полет

Для контроля за полетом требуются хорошие навыки. Для увеличения высоты производится подогрев воздуха путем запуска горелки, а для уменьшения – открывается выпускающий клапан. Движение в боковом направлении происходит за счет попутного ветра. Чтобы двигаться скорее, пилот может подняться повыше, где скорость ветра больше.

Спуск

Для приземления заранее подбирают площадку, большую и безопасную. Пилот выпускает воздух из купола при помощи клапана и воздушный шар потихоньку опускается на поверхность.

Примечательным является то, что если аэростаты столкнутся друг с другом в воздухе, то… ничего не произойдет. Они просто оттолкнутся и полетят дальше. Да и столкнуться им весьма сложно, ведь они путешествуют по направлению ветра — в одну и ту же сторону.

Полёты на воздушном шаре: опасное развлечение первых женщин-аэронавтов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1784 году, всего через год после изобретения воздушного шара братьями Монгольфье, первая женщина поднялась в воздух. 19-летняя француженка Элизабет Тибл (Elisabeth Thible) совершила исторический 45-минутный полет. Эта возможность представилась ей, когда один французский граф струсил и отказался от полета. Оперная певица в костюме богини Минервы храбро забралась в воздушный шар, удивив толпу. Более того, в полете она помогала управлять шаром, подавая топливо в топку.

В течение следующего десятилетия Франция погрузилась в гражданскую войну. Во время этой суматохи на сцене появляется новая суперзвезда воздухоплавания. В 1797 году Андре-Жак Гарнерен (Andre-Jacques Garnerin) взволновал всю Европу, совершив прыжок с парашютом из воздушного шара над Парижем. Он стал «Официальным аэронавтом Франции». Поглощенный рекламной кампанией, он задумал поднять женщину в воздух (К тому времени о Элизабет Тибл все забыли).

Гарнерен был вынужден предстать перед полицейскими, которые боялись последствий нахождения мужчины и женщины в одиночестве вместе. Также они были обеспокоены тем, что давление воздуха может нанести вред дамскому здоровью. Понадобилось личное вмешательство Министра внутренних дел, чтобы разрешить скандал. Полет состоялся в июне 1798 года и привлек большую толпу. Спутница испытателя, гражданка Анри (Citoyenne Henri), оставила лишь свое имя в истории.

Так начался золотой век женского воздухоплавания. Жена Гарнерена, Жанна-Женевьева Ляброссе (Jeanne Genevieve Labrosse), первоначально его ученица, стала первой дамой, слетавшей в одиночку. А уже через год она стала первой женщиной, прыгнувшей с парашютом с высоты 900 метров. Вместе, Гарнерены путешествовали по всей Европе, представляя акробатические представления, прыжки с парашютом и ночные полеты с фейерверком. Вскоре к ним присоединилась его племяннице Элиза Гарнерен. Она также стала знаменитой как соло-воздухоплаватель и парашютист.

В 1803-1804 гг. Гарнерен посетил Россию, где совершил несколько полетов. В них принимали участие первые русские женщины-воздухоплаватели княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина и Александра Турчанинова. 8 мая 1804 года они облетали Подмосковье, приземлялись в усадьбе Остафьево и в Царицыно.

Длительная сольная карьера Элизы Гарнерен была омрачена конкуренткой — Софи Бланшар (Sophie Blanchard). Крошечная, «как птица», Софи впервые взлетела в декабре 1804 года. Почти немая на земле, она была настолько взволнована от полета, что ее первыми слова в воздухе были: «бесподобные ощущения!». Она вскоре начала гастроли со своим мужем, внося свой вклад в создание праздничной атмосферы по всей Европе.

После падения и смерти мужа, Бланшар продолжала полеты в одиночку. Заслужив расположение Императора Наполеона, ее назначили «Аэронавтом для специальных мероприятий» и Главным Министром Воздухоплавания. Если первая должность обязывала ее принимать участие в праздниках, то, как министр, она планировала воздушное вторжение в Англию во время войны.

Подвиги Софи Бланшар стали легендарными. «Ей комфортно только в воздухе», — говорили о ней. Софи стала известна своими ночными полетами по всей Европе. Она становила фейерверки на свой воздушный шар, чтобы отпраздновать брак Наполеона и Марии-Луизы в 1810 году, и разбрасывала листовки над Парижем, чтобы объявить о рождении их сына. Она гастролировала в Италии, Германии и Великобритании.

Бланшар была бесстрашной до безрассудства. Однажды она потеряла сознание, когда она поднялась слишком высоко, чтобы избежать шквала, и заснула в ее воздушном шаре на нескольких часов, страдала от носового кровотечения и обморожения, когда она летела через Альпы, чтобы отпраздновать день рождения Императора. Как истинный художник, она носила выделяющиеся яркие цветные шляпы с перьями, и белые хлопка платья в стиле ампир с длинными, вздымающимися рукавами, которые защищали ее руки.

Но самым удивительным был ее специальный воздушный шар. Он был шелковый, способный поднимать ее в крошечной, декоративной серебряной гондоле. Она была выполнена в виде небольшой колыбели, меньше метра в длину. Когда Софи вставала, держась за веревки, край гондолы не доходили даже до колен.

Со временем ее ночные полеты становились все более и более технически смелыми и сложными. Ее маленький воздушный шар поднимал все более и более сложные пиротехнические установки, с длинными штангами, несущих ракеты и бенгальские огни. На высоте, ее маленькая белая фигура и пернатая шляпа выглядели, как какое-то неземное существо в воздухе или привидение, летящее в сотне метров над головой в ночном небе, над морем пылающих звезд и цветного дыма.

Все закончилось 6 июля 1819 года, когда воздушный шар Софи Бланшар загорелся над Парижем, она упала и разбилась.

Со смертью Бланшар, шаромания утихла, но женщины продолжали сольные полеты на изумление публики. Одна из них — Вильгельмина Рейхард (Wilhelmine Reichard), первая немчанка, полетевшая в 1811 году. Вместе со своим мужем, Иоганном, Рейхард сделала много научных наблюдений и записей в воздухе. Она не летала до 1820 г., став любимицей в немецкой прессе, где ее хвалили за смелость и мужество.

Читать еще:  Полетать на дельтаплане

XX век увидит возрождение женщин-пилотов, таких как Марина Раскова и Амелия Эрхарт, которые стали известны своими подвигами в небе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История создания воздушного шара. Первый полёт.

Давняя мечта человека — подняться в небо, впервые осуществилась в конце 18 века. Способствовало этому изобретение братьев Монгольфье.

Первый полёт воздушного шара 5 июня 1783 года.

______________________________________________________________________________________________________
В середине 18 века на юге Франции в городе Анноне, близ Лиона, жила многочисленная семья бумажного фабриканта Пьера Монгольфье. Жозеф был двенадцатым ребёнком. Это был способный наблюдательный и настойчивый мальчик. Ещё в школе заинтересовавшись естественными науками, он затем занимался самостоятельно, уделяя особое внимание химии. Уехав в Париж, слушает там лекции по физики и химии, посещает лаборатории. но вскоре отец вызывает сына домой — ему нужен помощник.

Дома, на бумажной мануфактуре, раскрывается талант Жозефа — изобретателя. Он вносит улучшения в технологический процесс бумагоделательного производства, оборудует новые мастерские. В этот период Жозеф сближается со своим младшим братом Этьенном, принявшим на себя по настоянию отца управление фабрикой. Талантливый архитектор, блестяще окончивший строительную школу в Париже, Этьенн тоже не чужд был изобретательству.

Жозеф-Мишель (1740—1810) и Жак-Этьенн (1745—1799)

Часто беседуя о силах природы, братья обратили своё внимание на энергию ветра. Наблюдали за воздушными потоками, следили за облаками, движущимися по небу под воздействием ветра. Массы воды, из которой состоят облака, подолгу находятся в воздухе и переносятся на большие расстояния. А что если самим сделать искусственное облако, заключить его в оболочку и заставить подняться в небо? Братья увлеклись этой идеей. Они делали шарообразные бумажные оболочки и наполняли их паром. Но пар быстро конденсировался, оболочка намокла и не хотела подниматься вверх.

В 1782 году Монгольфье прочли книгу английского химика Пристли «О различных видах воздуха». Это привело их к мысли использовать вместо пара — водород. Открытый в 1766 году английским химиком Кэвендишем, этот газ привлёк внимание ещё двух учёных — Блэка и Кавалло. Опыты Тиберия Кавалло по подъёму различных оболочек, наполненных водородом, не получили положительных результатов. Газ легко просачивался сквозь поры бумаги и ткани. Неудачей закончились и попытки братьев Монгольфье.

Решили применить для подъёма обычный дым, который подобно облакам стремится вверх и стелется по небу. Провели испытание с мешком в виде куба, сделанным из материи. Наполненный дымом от горящей бумаги, он быстро поднялся к потолку комнаты.

Размышляя о том, как получить самый лёгкий дым, братья подбирали для сжигания различные вещества. В те годы в моде была теория электричества, его присутствием пытались объяснить все непонятные явления, которым нельзя было дать строгого научного объяснения. Монгольфье решили, что облака плавают по небу потому, что в них разлита «электрическая жидкость». Считалось, что эта жидкость заставляет облака отталкиваться от земли. Может быть, дым по этой же причине поднимается вверх?

Наконец найдено подходящее топливо, которое при сжигании должно дать дым, с наибольшей подъёмной силой, — смесь шерсти с мокрой соломой. По схоластическим представлениям того времени шерсть представляла животное начало, солома — растительное. Такая комбинация, как считали братья, должна была дать наибольшее количество «электрической жидкости».

Теперь Монгольфье стали готовиться к более серьёзному опыту. Первый, закончившийся неудачей, — оболочка вспыхнув, устремилась вверх, — подтвердил правильность избранного пути. Второй опыт был проведён весной в 1783 года. В присутствии родных и знакомых воздушный шар диаметром 3,5 метра поднялся на трёхсотметровую высоту.

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ (5 июня 1783)

Слухи о необычных опытах распространились по городу. Жители судачили, что без нечистой силы здесь не обошлось. Чтобы положить конец толкам и пересудам и получить официальное признание своему изобретению, братья Монгольфье решили провести публичную демонстрацию опыта.

Новая оболочка, сшитая из полотняных клиньев и усиленная для прочности верёвочной сеткой, имела диаметр 11,4 м и объём около 700 кубометров. Чтобы уменьшить газопроницаемость, внутреннюю поверхность её оклеили бумагой. Свисающие верёвки, прикреплённые к поясу, нашитому по экватору шара, помогали удерживать его при наполнении дымом. В нижней части оболочки деревянный обруч диаметром 1,5 м окаймлял отверстие, предназначенное для поступления дыма. Общий вес шара достигал 227 килограмм.

5 июня 1783 года многочисленные зрители увидели подвешенный на высоте трёхэтажного дома огромный мешок, спускавшийся до земли. Внизу, под кольцевым отверстием, была установлена сковорода — на ней развели костёр. Дым стал наполнять оболочку, и она быстро приняла форму шара. Восемь рабочих с трудом удерживали его. Вот по команде отпущены верёвки, и баллон ушёл в небо. Полёт его продолжался около десяти минут. Шар поднялся на высоту около 2000 метров, и пролетев 2,5 км, опустился на землю.

Первая публичная демонстрация в Анноне 5 июня 1783.

Протокол, засвидетельствовавший это событие, был направлен в Париж, в Академию наук. Там было решено создать комиссию для решения вопроса и пригласить братьев Монгольфье повторить их опыт в столице. В конце августа Этьенн Монгольфье в Париже начал строительство воздушного шара. Первый баллон, изготовленный из холста и оклеенный бумагой, намок под дождём и пришёл в негодность. Срочно изготовили новый монгольфьер (так стали называть воздушные шары, наполненные горячим воздухом).

БАРАН, ПЕТУХ И УТКА (Животные на воздушном шаре, 19 сентября 1783 года)

19 сентября 1783 года сотни тысяч зрителей собрались в Версале, чтобы увидеть его полёт. Слегка вытянутый по высоте шар имел объём около 1200 кубометров и весил 400 кг. Для его подъёма был сделан помост с круглым отверстием посредине, под которым разводили огонь. Оболочка удерживалась над помостом на канатах, крепившихся к четырём высоким мачтам. Под воздушным шаром была подвешена клетка, в ней находились баран, петух и утка, здесь же был установлен барометр.

Поднявшись на высоту около 500 метров, шар через 8 минут опустился на землю, пролетев менее 4 километров. Животные прекрасно перенесли полёт.

Первые живые существа на монгольфье, 19 сентября 1783 года.

ПЕРВЫЕ ЛЮДИ (21 ноября 1783 года)

21 ноября 1783 года в западном пригороде Парижа из сада замка де ла Мюэт, состоялся первый полёт человека на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье. На затейливо разрисованном воздушном шаре, диаметр которого был 14 м, поднялись два отважных француза Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд. Первые воздухоплаватели достигли высоты около 1 км и пролетели 9 км за 25 минут, а затем благополучно приземлились в открытой местности на холме Бют-о-Кай.

Первый полет человека на воздушном шаре, 21 ноября 1783 года.

Так началась история воздухоплавания. Братья Монгольфье первыми сумели применить на практике подъёмную силу тёплого воздуха и создать лёгкую и прочную газонепроницаемую оболочку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector