15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дельтаплан и параплан

Параплан или дельтаплан: что лучше, безопаснее, интереснее

Когда поклонникам воздушных видов спорта задается вопрос: «Что лучше параплан или дельтаплан?», то ответить на него всегда очень сложно, поскольку это зависит от предпочтений человека. Этот вопрос сродни детскому «Кто сильнее: кит или слон?», поскольку летательные аппараты разные, и объединяет их лишь великолепное чувство полета, которое тоже дает несколько различные ощущения. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе и помочь сделать осознанный выбор между дельтапланом и парапланом, прежде всего стоит обратить внимание на следующие критерии.

Конструктивные особенности дельтапланов и парапланов

Главное их отличие состоит в том, что дельтаплан — это жесткая конструкция и жесткое крыло, а параплан — мягкое. «Веер» дельтаплана, закрепленный на трех трубах, позволяет развивать гораздо большую скорость, чем та, что доступна парапланеристам.

130 км/час — вот что выдают современные дельтапланы, при том, что параплану доступна скорость до 70 км/час. Из этого вытекают и ощущения для пилота. Для дельтапланеристов на первый план выходят ощущения стремительного полета, для парапланеристов — замечательного парения.

Что касается аэродинамических характеристик, то они гораздо выше у дельтапланов. То есть с одинаковой возвышенности они пролетят быстрее и дальше, чем парапланы. Об этом свидетельствует их показатели аэродинамического качества. У дельтапланов он составляет 17-18, у парапланов — 8-9.

Именно поэтому рекорд дальности дельтаплана составляет более 700 километров, а у парапланов — 436. Так что в этом ракурсе жесткая конструкция дает определенные преимущества перед мягким крылом, которое либо надувается при движении через воздухозаборники, либо при помощи специальных баллонов.

На заметку! Более подробно про стандарты и рекорды высоты и дальности полёта в парапланеризме мы ранее рассказывали в отдельной статье.

Что безопаснее: дельтаплан или параплан?

На этот вопрос также нет однозначного ответа, хотя большинство экспертов склоняются все-таки к тому, что параплан безопаснее из-за его меньшей скорости. Также у этого летательного аппарата самые простые требования к площадке, если потребуется экстренная посадка. Кроме того, обучение на параплане проходит легче из-за его конструктивных особенностей, и цена ошибки пилота на нем не так велика, как на дельтаплане.

Но вот ярые поклонники дельтапланеризма говорят, что параплан хуже переносит турбулентность. Мягкие конструкции его крыла в случае сильных порывов ветра могут сложиться.

Правда, у опытных пилотов параплана есть определенные методы снова «разложить» его в воздухе, чего нет у дельтапланов, на которых если началось падение, то спасение только в применении запасного парашюта. Ну, и при приземлении, которое в обоих аппаратах осуществляется на ноги, все-таки у парапланеристов меньше шансов на неудачный исход из-за меньшей скорости, с которой начинается отсчет ее гашения перед посадкой.

Какие есть еще аргументы выбора?

Параплан легче и компактнее дельтаплана. Он весит всего 5-7 кг против примерно 35 кг. Поэтому учиться на параплане и транспортировать его легче, да и стоимость его ниже. Но выбор — все равно за вами, поскольку это дело сугубо личное и субъективное. Одно можно сказать наверняка: эйфория от полета гарантирована и на дельтаплане, и на параплане.

Параплан или дельтаплан – что выбрать?

Параплан по большинству важнейших летных качеств сильно проигрывает дельтаплану. Ниже приведена довольно провокационная и в чем-то спорная статья двух молодых людей, которая доказывает это.

Сравнение характеристик и субъективных ощущений.

За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане и, несмотря на то, что на дельтаплане летаем заметно лучше, отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Но нам кажется, что дельтапланы необоснованно «ущемлены в правах» и очень часто общеизвестная информация о них необъективна, а представление «в целом» осталось на уровне 80-х годов, хотя дельтапланы шагнули в своем развитии не меньше, чем парапланы, если не больше.

Так чем параплан лучше дельтаплана?

Что лучше летает?

Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным — у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

Что безопаснее?

Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

Парапланы имеют одни существенный недостаток — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

На чем проще и быстрее научиться?

Вопрос спорный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.

Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.

Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.

Читать еще:  Как научиться делать шпагат за 5 минут

И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.

В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей.

Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.

Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (35 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней.

Субъективные ощущения.

Мы можем только высказать наше мнение на этот счет, свои ощущения от полетов на дельтаплане и на параплане. Что нравится и не нравится в том и в другом. В любом случае – это субъективные ощущения.

Что нам действительно нравится в парапланеризме – это подход к популяризации параплана. К сожалению, дельтапланерные школы не обладают такими финансами и возможностями, чтобы так агрессивно рекламироваться. По большей части дельтапланерные клубы носят некоммерческий характер, и денег на «продвижение» этого спорта в массы у них просто нет.

Еще одним плюсом параплана, является, пожалуй, возможность выполнять более разнообразный и зрелищный пилотаж.

Параплан также легче и мобильнее. Его можно взвалить на плечи и поехать летать относительно «налегке». Дельтапланы тяжелее. Но, с другой стороны, нет никакой необходимости таскать дельтаплан на себе (только на этапе самого первоначального обучения, когда использование машины не имеет смысла), его можно положить сверху на крышу машины и завести на гору. Довольно забавно бывает наблюдать запыхавшихся парапланеристов, тянущих свои рюкзаки на гору, проезжая мимо на машине с дельтапланом на крыше. Невольно возникает недоумение – так что же в итоге легче – дельтаплан на крыше или параплан за спиной? Сейчас нам собратья парапланеристы начнут возражать, что и параплан можно запихать в машину, что они частенько и делают – согласны, что и требовалось доказать – разницы нет, возить на машине 10 кг. или 35 кг.

10 утерянных иллюзий парапланериста

Ниже приводятся ответы на наиболее частые вопросы парапланеристов о дельтапланах. Пусть товарищей парапланеристов не смущает некоторая доля стёба и иронии в ответах. В конце концов, мы все летаем в одном небе и друзья по крылу не зависимо от степени жесткости оного. Поэтому можем позволить себе немножко поиздеваться друг над другом 🙂

1. Парапланы лучше летают, потому что легче!
Учите аэродинамику. Вес крыла не влияет на летные характеристики. В таком случае планера вообще летать не могут, ибо весят в 20-30 раз больше дельтаплана.

2. Парапланы легче и мобильнее!
Положите параплан и дельтаплан на крышу автомобиля и почувствуйте разницу в весе и мобильности. Не чувствуете? Это потому что ее нет. Да, дельтаплан в автобус или маршрутку запихнуть проблематично (хотя возможно), но спрашивается, – зачем его туда пихать?

3. Парапланы безопаснее, потому что летают медленнее!
Скорость не враг, а друг. Она дает дополнительную динамику и дополнительные возможности в экстремальных ситуациях. К тому же лично нам не приятно висеть на одном месте сидя на «табуретке» и называть это полетом. И подобный «дефицит» маневренности намного опасней.

4. Дельтапланы сложнее на старте, надо долго бежать!
Хотелось бы это услышать от парапланериста, когда он будет снимать свой купол с кустов после попытки стартовать в сильный ветер. В штиль на дельтаплане нужно пробежаться, но лучше пробежаться в штиль, чем играть в «унесенные ветром» даже при несильном ветре.

5. Параплан может сесть на любую ограниченную площадку!
У дельтапланеристов есть такая штука – называется тормозной парашют. При ее использовании глиссада самого «навороченного» дельтаплана практически равна глиссаде параплана, и можно сесть даже на очень ограниченную площадку.

6. Дельтаплан может сломаться в воздухе!
Может. Но это очень редкие случаи и при этом дельтаплан ничем не отличается от порванного в воздухе параплана – оба падают вниз и нужно кидать «запаски». Только вот парапланы еще умеют складываться и падать целыми.

7. Дельтапланеристы долго собирают свои аппараты. Я вон пришел на старт и полетел.
Мы собираем свои аппараты за 15 минут. А если кто-то и собирает их долго, то только потому, что в данный момент никуда не торопится.

8. Да на вас смотреть страшно, страшные конструкции и «ободранные» пилоты.
То, что обычно видят (хотят видеть) – это не более чем учебные аппараты на этапе первоначального обучения. Почему-то никто не хочет замечать современные высокотехнологичные летающие машины. Но это не удивительно, потому как современные дельтапланы с современными пилотами заметить сложно – они уходят из зоны видимости под облака настолько стремительно, что висящий на одном месте в динамике парапланерист их не замечает, но замечает учебные аппараты на склоне внизу под собой.

9. Дельтапланерный спорт дороже парапланерного!
Это наверно шутка такая. Во всяком случае, если посмотреть на разодетых в модные красивенькие комбезы парапланеристов, с модными приборами, на дорогущих куполах и в дорогущих аэродинамикоподобных подвесках, создается ощущение, что они очень богатые люди, раз платят деньги за часто бессмысленные для них вещи ;-). Ну а если серьезно, то дельтапланерный спорт не дороже парапланерного. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро. С парапланами то же самое. Накладные расходы на полеты совершенно одинаковы и зависят, прежде всего, от того, где, как и на чем летать. А когда парапланеристы ездят просто полетать на выходные куда-нибудь в Индию, то возникает ощущение, что пилотам Российской сборной, которые с трудом и боем пробивают себе зарубежные соревнования, еще расти и расти в плане благосостояния до «простых» отечественных парапланеристов.

10. Дельтапланеризм вымирает!
Ерунда. Нам, аффторам сего трактата, 26 и 23 года. Большинство наших друзей-дельтапланеристов не старше 30. Замучаетесь ждать, когда же мы, наконец, вымрем :-). А пока что наше число медленно, но неуклонно растет. В спорт приходят молодые ребята, которые достаточно умны, чтобы понять, что дельтапланерный спорт, как и планерный, никогда не вымрет. Просто он был и остается элитарным видом спорта, а причина его сравнительной малочисленности – отсутствие информации о нем в массах (а иногда просто дезинформация от элементарной неграмотности, люди даже не знают, как правильно пишется слово «дельтаплан»).

Философское послесловие

Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.

Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.

Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья. Параплан не похож на птицу, он скорее похож на новомодный парашют.

Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.

Читать еще:  Как научиться делать сальто на батуте

Что такое параплан

и в мире нет лучшей красоты,

чем красота парящего полета.

Параплан — это сверхлегкий планер-паритель, по конструкции аналогичный планирующему парашюту. Параплан максимально прост в пилотировании и обслуживании. Он доступен практически каждому здоровому человеку. Полный вес параплана от 6 до 20 кг, в собранном виде он помещается в среднем рюкзаке, а подготовка к полету занимает всего 5 минут. Взлететь на нем можно с любого холма, сесть на очень ограниченные площадки. Полет на параплане дает непередаваемое чувство свободного полета, без преград в виде кабины, иллюминаторов или стекла фонаря. Используя восходящие потоки, на параплане можно часами летать под облаками, покрывая десятки и сотни километров без единой капли горючего. А в сочетании с парамотором параплан становится маленьким самолетом, который помещается в багажнике, а взлететь может с любой поляны. Параплан — это самая простая и демократичная, но все же настоящая авиация.

Кроме того, парапланеризм – это возможность увидеть новые страны, места, познакомиться с новыми людьми, вырваться из плоскости серых будней и ворваться в мир новых ярких впечатлений, в мир свободного полета!

Рекорды на параплане (на 2018 год):

— Рекорд мира на открытую дальность – 564 км.

— Рекорд мира по высоте 8 157 м.

Летно-технические характеристики параплана:

— Минимальная горизонтальная скорость 20-25 км/ч

— Максимальная горизонтальная скорость

50-60 км/ч (60-70 км/ч у спортивных моделей)

— Минимальная скорость снижения

— Максимальное аэродинамическое качество

7-8 (10-11 у спортивных моделей)

Теперь немного подробнее о параплане.

Чем параплан отличается от парашюта

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа «крыло», однако на картинке видно, что парашют имеет прямоугольную форму, а параплан — эллипсовидную. Параплан намного уже, длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана как правило больше площади парашюта.

Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы. Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с. Параплан — паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан — младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.

Чем параплан отличается от дельтаплана

Дельтаплан — сверхлегкий планер-паритель, с жесткой конструкцией, с балансирным управлением (перемещением тела пилот изменяет центр тяжести и создает необходимый крен). Так же как на параплане, на дельтаплане стартуют с ног (и приземляются тоже).

Когда около в 1980х годах появились и стали популярны дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки, вес дельтаплана 25-40 кг (+ вес подвесной системы

5-10 кг), собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Техника пилотирования дельтаплана сложнее, чем у параплана, поэтому требуется более длительное обучение. Требуется не менее 10-15 занятий, что получить базовые навыки пилотирования дельтапланом. При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц — обычные проблемы при обучении на дельтаплане.

Вес параплана — 5-8 кг (+вес подвесной системы

5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.

При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества — скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 65 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15-18 единиц против 10-11 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Большая скорость и качество позволяет проходить большие дистанции дельтапланам. Так же для дельтаплана допустим более сильный ветер на старте, чем для параплана. Отчасти это компенсируется трудностями взлета на дельтаплане с боковым ветром, в штиль с небольших площадок и практически невозможным стартом с попутным ветром.

Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов возможности летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.

Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.

С точки зрения безопасности явных преимуществ у дельтаплана перед парапланом нет, как и наоборот. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо популярность, чем дельтапланеризм.

Параплан и планер

Изначально именно планеры первыми осваивали парящие полеты. На заре авиации, в начале века их летные характеристики были сравнимы с характеристиками параплана. Но в настоящее время конструкции и технология изготовления планеров ушли очень далеко от своих предшественников. Максимальное аэродинамическом качество 50-60, скорости более 200 км/ч и минимальная скорость снижения 0.4 м/с. Маршруты по 1000 км и более норма для них. Планеры — идеальные парители.

Минусы планеризма вытекают из его плюсов. Высокая взлетная и посадочная скорость требует хорошей техники пилотирования. Для посадки планеру необходим аэродром или как минимум просторная и ровная площадка, которую не везде можно найти. Так же совершенные конструкции планеров требуют дорогостоящих технологий для их производства. Цена планеров значительно превосходит цену парапланов. Требуются несопоставимые затраты на полеты, услуги буксировщика, подбор и хранение планера. Планерный спорт сильно зависит от организации полетов, планеристы привязаны к аэродромам и самолетам-буксировщикам. В настоящее время в России практически разрушена прежняя система планерных звеньев ДОСААФ, по всей стране летает считанное количество клубов. Матчасть изношена, а средств энтузиастов планеризма не хватает на обновление парка планеров.

Ну и наконец — чувство полета на параплане сильно отличается от полета на планере. На параплане ничто не ограничивает обзор, как в закрытой кабины планера, нет бликов от кабины на фонаре. Ощущения пилота-планериста сильно отличаются от парапланериста, который не отделен стенками фюзеляжа и стеклом фонаря от окружающего пространства и чувствует скорость по ветру в лицо. Ну а те потоки, которые сможет виртуозно обработать парапланерист, планерист может и не заметить.

Как летает параплан

Параплан — это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, обтекаемое набегающим потоком воздуха. Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо рано или поздно окажется внизу. Единственный способ подняться в воздух для такого пилота — опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения на параплане. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.

Существует два вида восходящих потоков, которые используют парапланеристы — динамик и термик.

Дельтаплан и параплан

при подцепке карабин обязательно продевается через дополнительную страховочную петлю.

Слышал нижеприводимую историю не из уст самого Михаила, но надёжность источника сомнению не подвергается.

Итак, лето, жаркие южные места (Кызыл, кажется), дельтапланерные соревнования. Вопреки советам друзей по команде, Петровский не сменил перед их началом ту самую верёвочную петлю, которая была изрядно потёрта. А страховка продета через силовой узел почему-то не была. И вот доблестный пилот в разгаре упражнения. отрывается от дельтаплана.

Надо заметить, что уже тогда Петровский летал в т.н. «рыбе» — очень обтекаемой закрытой подвеске. После отделения пилот начал заваливаться в пикирование, и к моменту полного осознания ситуации скорость выросла до весьма впечатляющй величины. Тем не менее штатный парашют СПСД вполне нормально открылся, ничего пилоту не сломав, и обеспечил относительно мягкую посадку на каменистый склон. Забавно, что через некоторое время туда же прилетел пустой дельтаплан. 8)

Читать еще:  Прыжок без парашюта рекорд

Редактировалось: theoretic (22 Ноя 2004), всего редактировалось 1 раз

Слышал вышеприводимую историю не из уст самого Михаила, но надёжность источника сомнению не подвергается.

Итак, лето, жаркие южные места (Кызыл, кажется), дельтапланерные соревнования. Вопреки советам друзей по команде, Петровский не сменил перед их началом ту самую верёвочную петлю, которая была изрядно потёрта. А страховка продета через силовой узел почему-то не была. И вот доблестный пилот в разгаре упражнения. отрывается от дельтаплана.

Надо заметить, что уже тогда Петровский летал в т.н. «рыбе» — очень обтекаемой закрытой подвеске. После отделения пилот начал заваливаться в пикирование, и к моменту полного осознания ситуации скорость выросла до весьма впечатляющй величины. Тем не менее штатный парашют СПСД вполне нормально открылся, ничего пилоту не сломав, и обеспечил относительно мягкую посадку на каменистый склон. Забавно, что через некоторое время туда же прилетел пустой дельтаплан. 8)

Выкинет запаску и подождет, пока вторая рука не устанет. Одна (или даже две) жизненно важные ниточки — ничто по сравнению с подвеской и десятками строп параплана. Вот если бы на дельтаплане было шестьдесят ниточек крепления дельтапланериста к дельтаплану — было бы другое дело.

Здесь в форуме один парапланерист матерился, что его запаска не раскрылась два раза подряд, зато после нераскрытия запаски удавалось раскрыть основной купол от безнадежности, и спокойно лететь дальше.

Дельтаплан — эта загогулина (с) Ельцин — конструктивно опасная вещь. В отличие от конструктивно безопасного параплана.

Параплан безопасен конструктивно, и опасен в пилотажном плане. А дельтаплан опасен и в том, и в другом отношении. Совсем другое дело — дельталет на шасси с двигателем.

Одно дело ДВА карабина с палец толщиной, и совсем другое — тонюсенький дельтапланерный карабинчик с одной (двумя) ниточкой!

Ну если стропа выдерживает 120 килограммов, веерный обрыв строп бывает только на ОЧЕНЬ некачественных стропах, на ОЧЕНЬ старых парапланах, или с заведомо бракованными стропами, возможно связаными по 10 раз, с косяками, миллион раз видимыми безмозглым парапланеристом, не обращающим на них внимания.

Если на дельте ниточка дублируется, то на параплане эта ниточка шестидесятерируется. Я все хочу повиснуть на одной самой тонкой стропе, и попрыгать при висении. Порву или нет?

Один раз сердце чуть не выскочило, когда он грохнулся на посадке со всей силы. Мне сказали, что это была нормальная «мягкая» дельтапланерная посадка.

Второй раз тащил его на Юцу. А потом смотрел, на чем висят пилоты. Спасибо, я не дельтапланерист навсегда. И Вам не советую.

Уж лучше два галстука в глубокой авторотации развязать.

Тебе соврали Мягкая дельтапланерная посадка — чётко на ноги с удержанием аппарата 2 секунды. Это не громче, чем парапланерная. Аппарат при этом земли не касается вообще (для тех, кто не видел).

Прикладываются на посадке не так уж часто, как некоторые хоят изобразить.

К весу привыкаешь. В любом случае на Юцу и пешком не всякий дойдёт.

Подвеску ты по-моему не слишком рассмотрел. Если бы нагрузочная способность фала была недостаточной, давно бы все летали с 6ти тонным фалом и 5ти тонным карабином. Что-то пока я никого с такими конструкциями не видел.

конструктивно опасная вещь. В отличие от конструктивно безопасного параплана.

Параплан безопасен конструктивно, и опасен в пилотажном плане. А дельтаплан опасен и в том, и в другом отношении. Совсем другое дело — дельталет на шасси с двигателем.

Гхм. Даже и знаю что сказать.

А что значит «Конструтивно опасная вещь?»

конструктивно опасная вещь. В отличие от конструктивно безопасного параплана.

Параплан безопасен конструктивно, и опасен в пилотажном плане. А дельтаплан опасен и в том, и в другом отношении. Совсем другое дело — дельталет на шасси с двигателем.

Гхм. Даже и знаю что сказать.

А что значит «Конструтивно опасная вещь?»

Это значит,что опасность на дельтаплане приходит не от ошибок управления, а от разрушения конструкции, на что не может оказать влияние пилот.

А на параплане в бОльшей степени опасность от ошибок управления (неумения например выйти из негатива просто подняв руки), и в меньшей степени опасность исходит от конструкции и ее самопроизвольного разрушения.

На параплане пилот должен уметь отличить негатив от подскладывания консоли. И такое неумение опасно для жизни. Начнет прокачивать негативную спираль или компенсировать!! асимметричный срыв, и грохнется. (Не слушаете Моцарта, а зря. Моцарт всё прошел, и знает о чем говорит.)

А на дельтаплане нет ни тебе негатива, ни асимметрии. Лети и молись на ниточку за спиной. Не от тебя зависит безопасность.

Посади Шорохова на дельт — безопасность не увеличится.

Посади Волкова на параплан — безопасность увеличится.

[
А на дельтаплане нет ни тебе негатива, ни асимметрии. Лети и молись на ниточку за спиной. Не от тебя зависит безопасность.

Даа. Бедные мы )))

Жизнь наша зависит от ниточки с усилием разрыва 1,5 — 2 тонны
Я не пойму, парапланы в воздухе не ломаются что ли или цепной обрыв строп и т.п. придумали дельтапланеристы. А как насчёт кульбитов на растянутых парапланах?
Дельтаплан, кстати, весьма надёжная штука и воздухе разваливается крайне редко. Уж точно реже, чем возникают сложения на парапланах. Да и при этом от пилота кое-что зависит — запаску надо бросить.
При встрече с землёй разрушение конструкции дельтаплана как раз и спасает конструкцию самого пилота, поскольку в данном случае дельтаплан гасит удар и ломается вместо костей.

По-моему это какое-то странное напрвление дискуссии. Форумы бы что ли почитали

Даа. Бедные мы )))

Дельтаплан, кстати, весьма надёжная штука и воздухе разваливается крайне редко. Уж точно реже, чем возникают сложения на парапланах.

Вы сравнили сложение параплана с разрушением дельтаплана.Так не честно.

Одна из целей всех моих полетов — поскладывать параплан всяко разно. Мой любимый режим — негатив. Второе место — полный срыв, третье — глубокая спираль, четвертое — полный фронтальный подворот. Пятое — асимметрия 60% купола, шестое — развязывание галстуков. Седьмое — бабочка. В-срыв меня не впечатляет — скукота.

. глядя на потуги акро-пилотов, тестеров и фанатов SIV-курсов, сказал очень простую, но не менее красивую фразу:

Параплан предназначен для того, чтобы летать, а не для того, чтобы падать.

Возможно, Амадей просто выбрал не тот вид спорта.

. глядя на потуги акро-пилотов, тестеров и фанатов SIV-курсов, сказал очень простую, но не менее красивую фразу:

Параплан предназначен для того, чтобы летать, а не для того, чтобы падать.

Возможно, Амадей просто выбрал не тот вид спорта.

. называется «акро-крыло». Характерные признаки — смехотворная по меркам классического парапланеризма площадь, не играющие большого значения лётные характеристики и специально ухудшенное демпфирование. Такие аппараты действительно летают заметно хуже, чем классические, предназначенные для _полётов_ парапланы.

А я-то думал, что на SIV-курсах учат умению грамотно летать даже в опаснейших ситуациях. Возникает закономерный вопрос: не потеряет ли свои пилотские умения нормальный опытный пилот после прохождения SIV-курса Волкова. [/quote]

А ты попробуй, обратись к Игорю! Пройди его СИВ-курс. А потом расскажешь, стал ты хуже летать, потерял ли все свои навыки, Вруг Волков из тебя чайника сделает на удивление всем.

Меня СИВ научил прерывать нормальный полет, и падать всяко разно.

Конечно пробовал. Не помогает!

Хочется летать не просто. Чтобы быть выше, дальше, круче.

Конечно пробовал. Не помогает!

Хочется летать не просто. Чтобы быть выше, дальше, круче.

Когда хочется полететь в запредельный ветер, приходится УМЕТЬ это делать.
Лучше уметь, чем не уметь. Лучше специально тренироваться складывать тряпочку на большой высоте над равниной(водой), чем не уметь развернуть неожиданно сложившуюся тряпочку в горах в роторе на далеком маршруте.
СИВ помог отличить один режим от другого, и как следствие не растеряться при неожиданном наступлении дискотеки в полете.

Вот моя цитата двухмесячной давности:
=================================
Позавчера я затягивал кандидата в мастера спорта по парашютам в запредельный ветер. Сначала я показал, как это делается, и в сильную турбуляку сел на точность в трех метрах от цели. Летел на полном акселе задним ходом. Двух других пилотов сдуло на 2 километра за старт. Их подбирали. А я стартовал на стоячей пассивной лебедке в 2-х километрах перед стартом. Отцепившись на 400-х метрах сразу сделал глубокую спираль, и немедленно после выхода выжал весь аксель до упора. Аксель отпустил за 3 метра до земли, и на высоте 1,5 метра рванул третий ряд строп. Встал на ноги, и параплан мгновено сложившись повдоль напополам колыхался у меня в руках как флаг. НИКУДА МЕНЯ НЕ ПОТАЩИЛ. Я показал «КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ», и уговорил КМС-а стартовать. Потом мы его подбирали в километре от старта.

Не вздумайте повторять ЭТО! Это чрезвычайно опасно для неподготовленного пилота! Это мой излюбленный метод посадки в запредельный ветер на ноги. Лучше слушайте, как учат садиться Теоретики и Шороховы! Они учат безопасно. А я. Я так, иду своим путем.
=================================

Присвойте мне первый разряд? У меня есть рекордные маршруты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector