35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право велосипедист ехать по тротуару

Можно ли велосипедистам ездить по тротуарам

4 минут Автор: Михаил Скворцов 341

Скоро лето. Вы и ваши дети поедете кататься на роликах, самокатах, велосипеде. Каждый родитель, перед тем, как объяснять ребёнку, где он может ездить по правилам ПДД, должен сам узнать, а можно ли на велосипеде ездить по тротуарам, по дороге.

Сейчас законы меняются чуть ли не каждый день, и, чтобы следить за ними, потребуется много времени. В этой статье я вам расскажу, может ли велосипедист ехать по тротуарам и где он вообще имеет права ехать.

Основные понятия, которые необходимо знать

Начнём с ключевых понятий, чтобы дальше было проще разбираться с ПДД.

В формулировке точно написано: «ТС», – а это значит, что все правила, применяемые для автомобилей, также действуют и для велосипедов.

Если вы едете на велосипеде, то являетесь непосредственным участником движения, и вам запрещено ехать по тротуару, а если вы идёте рядом с велосипедом, то вы – пешеход.

Где можно ехать на велосипеде?

С 2014 года, есть шесть пунктов, где можно проезжать на велосипеде:

Нужно смотреть сверху вниз, то есть, если нет велодорожки, то вы должны ехать по крайней правой полосе дороги. Если и там нельзя ехать, то вы можете поехать по обочине, а если она занята или её нет, то вы ориентаруетесь на четвёртый пункт – тротуар!

Исключения:

  • По дороге можно ехать, если ширина груза свыше одного 100 см;
  • Если вы едете в группе, то можно ехать по дороге.

С 2014 года обустроили выделенные полосы для велосипедистов. А с 2015 года велосипедисты получили право ездить по выделенным полосам на дороге!

Штрафы

Сотрудники ДПС довольно лояльно относятся к велосипедистам, но законом предусмотрены штрафы и для них!

Если присмотреться к этой формулировке, то любое нарушение, которое сделал велосипедист, должно наказываться штрафом в размере 800 рублей. Если он не был трезв, то штраф от одной тысячи рублей до одной тысячи пятисот рублей!

Штрафы для велосипедистов нельзя сравнить со штрафами для автомобилистов. Для последних вождение в алкогольном опьянении – пятьдесят тысяч рублей!

Несмотря на то, что есть штрафы и для велосипедистов, в России штрафуют редко.

Катайтесь на велосипеде, получайте удовольствие и не нарушайте ПДД!

Интересный случай

Эта история произошла с моим другом. (Дальше повествование от его лица)

Как-то раз я с друзьями поехал в велопоход. На первый день у нас было запланировано доехать до Рязани. Это недалеко. У нас у всех уже был большой опыт в подобных мероприятиях. У одного меня за плечами десятилетний опыт велотуризма.

Когда мы были недалеко от Воскресенска, нас останавливает гаишник и начинает нам рассказывать, что мы не имеет права ехать по трассе. Мы ему начинаем говорить, что передвигаемся в группе, что у нас для этого есть полные основания, но он утверждает, что мы всё равно должны ехать по обочине. В итоге мы с ним спорили минут пять, потом сообразили, что ему нужны были просто деньги. Скинулись и получилось так, что вдевятером мы ему отдали пять тысяч рублей.

Мы продолжили маршрут, доехали до Рязани, там остановились на пару дня, покатались по городу и уехали дальше в сторону Уфы через Пензу.

Вот так тоже бывает, что иногда останавливают и просто забирают деньги, хотя мои друзья пытались ему что-то сказать, но гаишник их и слушать не хотел.

Комментарии

Георгий 23 мая, 2017 – 11:07

то вы ориентаруетесь на четвёртый пункт – тротуар! вот от таких советов и бьют велосипедистсты пешеходам в спину.

Георгий 23 мая, 2017 – 11:15

Велосипеды, доски, коньки, самокаты и между ними бабки с внуками с охами, ахами. Летний пейзаж на тротуарах. Рвут сумки, мобильники, сталкиваются,
получают ранения, лезут в драку. Старики с тросточками, о тросточку споткнулся велосипед, старик виноват. Велосипедист толкает старика, дело до драки. Один постарше на велосипеде, наезжает на бегающего помладше, пострадали от ушибов оба. Матери, забыв о детях, в драку за своих чад. Прелестно.

Странник 23 мая, 2017 – 22:23

Ну и зачем дали денег этому недополицейскому? Сами себя унизили. Послали бы его далеко и надолго. И ничего бы он не сделал.

Макс 2 июня, 2017 – 20:31

Лично я вообще в шоке от прочитанного. Пожалели ГАИшника, скинулись. Пятёрик ему отдали. Лох – это судьба. Меня там не было, пожалел бы, что вообще остановил нас.

Дмитрий 6 июня, 2017 – 15:55

А что делать с пешеходами, которые идут ровно по середине тротуара, ни справа, ни слева, а как короли на прогулке? И при этом вообще не реагируют на велозвонок? То есть ведут себя крайне не логично (животные некоторые умнее), думаю таких надо “учить”, раз сами не догадываются.

Гость 8 июня, 2017 – 10:05

ну уж наказывать не надо. Не всем быть догадливыми. Они живут просто в своем мирке, в котором им все обязаны) на то они и люди

JVBX 7 ноября, 2017 – 11:50

Пешеходы имеют и должны иметь преимущества на тротуаре. Иначе выскочивший малыш окажется виноват, что его задавили.
А тем, кто нарывается на конфликт – надо идти на встречу, но – спешившись.

Ольга 13 июня, 2018 – 20:01

Тротуар для пешеходов в первую очередь! Велосипедист уже не пешеход, а водитель немеханического транспортного средства. И, нарушая своим проездом ПДД, должен скромно ехать по обочине или правой стороне дороги. Странные возмущения у вас. Наглость прет.

Любовь 30 мая, 2019 – 23:12

Животные умнее многих велосипедистов. Велосипед- это транспортное средство. Пусть чешет по дороге. Тротуар для пешеходов. А то получается, что старики, женщины с детьми и люди с больными ногами обязаны уступать велосипедюге дорогу? Таких велосипедюг, которым приспичило угрожать тем, кто имеет право безопасно ходить по тротуару надо учить, раз сами не догадываются! Никакой необходимости наяривать на велосипедах, там , где можно ходить по тротуарам и ездить на общественном транспорте нет.

Валерий гость 9 июня, 2017 – 20:40

То есть я еду в правой полосе со скоростью 5-10 -150 км в час(спидометра то не предусмотрено).Допустим 5ть. Сзади собирается километровая пробка.А я еду себя я ведь по правилам!Допустим я уехал не в больницу ,а доехал до 1го гайца.Он меня тормозит и говорит-Ты дебил.Ты медленно едешь и создаёшь уже 2х километровую пробку.И лепит мне по ст. 12.30 создание помехи.Вопрос:мне “летать” со скоростью не меньше 50км в час по дороге.Или в принципе летать ?

Валерий гость 9 июня, 2017 – 20:55

Ага я понял статья 12.30 вообще для пешеходов.Зачем вы её привели ?
Я правильно понял по правилам я могу двигаться по правой полосе с любой скоростью.А водители сзади меня могут хоть треснуть.Так у велосипедистов вообще не ограниченная власть. Можно остановить всё движение в стране .)По крайней мере по правой полосе!

Василий 20 июля, 2017 – 23:01

Нужно предусмотреть в ПДД возможность ездить по тротуару взрослым, даже если они едут сами, а не сопровождают ребенка-велосипедиста, даже если рядом есть дорога с обочиной (она может быть опасной с интенсивным движением, а взрослый велосипедист – лицом с нервным заболеванием, при котором имеется замедленная реакция. Запрещать управление велосипедом таким людям считаю недопустимым, запрещать им ездить по дорогам общего пользования тоже не надо – достаточно просто дать им возможность самим выбирать в зависимости от текущего состояния здоровья, где ехать, для этого достаточно разрешить им ездить везде, где разрешено детям до 14 лет). Или уже предусмотрено?

Читать еще:  Как снять кассету с велосипеда без съемника

Также надо более ясно прописать в ПДД относительно электроскутеров с мотором 250W и менее, что такой вид транспорта приравнивается к электровелосипедам аналогичной мощности и не требует водительского удостоверения для управления. Также упростить процедуру проверки таких транспортных средств сотрудниками ДПС, ввести новые методы проверки мощности двигателя, чтобы не требовалось возить с собой техпаспорт (которого может не быть: не всегда при покупке велосипеда он есть, или велосипед был дооборудован электромотором самодельно) и чтобы не возникало таких коллизий со стороны ДПС. когда водителям подобных электроскутеров предписывают при езде иметь с собой не только техпаспорт на транспортное средство, но и свой паспорт гражданина РФ (!) – типа вместо водительского удостоверения, как на видео из Новосибирска. На обычном велосипеде вроде с собой техпаспорт возить не надо – в случае подозрения, что велосипед в угоне, ДПС проверит его по номеру на раме или чему-то в этом роде и документы удостоверяющие личность вроде тоже носить (возить) в обязательном порядке не заставляют – так почему бы не распространить такое же разумное отношение и на водителей электровелосипедов и электроскутеров (самокатов) с мотором 250W и менее

Прозожий 21 июля, 2017 – 03:34

Уже можно по тротуарам ездить.

Ненавижу 14 сентября, 2017 – 10:37

Мою бабушку сбил подросток-велосипедист на тротуаре и скрылся, тяжелая травма!! Вы так стариков и детей поубиваете бараны!! Нужно запретить ездить по тротуарам.

Мда 19 октября, 2017 – 08:07

Если бы велосипедисты ездили по дорогам, как это предписано правилами, аварийность среди них выросла бы в десятки раз, а масса водителей угодили бы за решётку. Так где, спрашивается, предлагаете ездить велосипедистам, если эти пункты ПДД составлялись людьми, страдающими дебилизмом, и в стране полностью отсутствуют велодорожки?

Дмитрий 20 октября, 2017 – 12:25

Хочешь с великом на тротуар- веди в руках. Тротуары для пешеходов, и они там полные хозяева. А то едут и сигналят ещё! Объезжай, раскукарекался!
P.S.: Сам катаю часто, но по тротуару ехать бесит. Даже если нет никого. Но больше бесит,когда пешком иду, и прут эти “лисапетуны”.

Владимир 28 октября, 2017 – 18:01

Правилами не запрещено ездить по тротуару. Что, так трудно сделать шаг в сторону и уступить дорогу? Небось весь тротуар заслоняешь

Прохожий 16 ноября, 2017 – 22:10

Я с работы иду с сумкой тяжёлой, еще скакать каждый раз туда сюда из-за каждого велосиПедика. это ты бездельник на дорогу съезжай раз у тебя времени полно.

Гость 16 апреля, 2018 – 14:41

Не хотите чтобы с великами на тротуарах были постройте велосипедные дорожки раз так все бесит

Гость 2 июля, 2018 – 16:25

А сами велосипедисты не заинтересованы в построении дорожек? Пешеходы должны вам строить? :)))) Клубов полно, а к законодателям и распорядителям обратится некому? Педали крутим а мозгов нет? Или вы заняты – людей сшибаете по тротуарам и пешеходным переходам? :)))

Александр 18 декабря, 2017 – 10:49

Разрешить то разрешили, а зря! Вот теперь в разборе дело о ДТП Водитель поворачивал налево, пешеходов не было, он продолжил движение и тут из-за встречного автомобиля вылетел велосипедист и влетел в переднее крыло, при падении сломал ногу Теперь пытаются обвинить водителя, мол обязан был пропустить А то что было уже темно, на велосипеде не было фары и то что он пересекал проезжую часть вне зоны перекрестка как то замалчивается! Самое интересное если бы там был пешеходный переход, то велосипедист был бы виноват однозначно, но там его нет!

Ольга 9 января, 2019 – 08:29

Как то вечером шла с внуками(двойняшнки по 5 лет) по тротуару возле парка, ехали напротив семья , впереди родители, сзади дочь лет 9, она не справилась с управлением и наехала на моего внука и переехала его, родители начали на меня орать, что мы идём по тротуару не законно! Зачем разрешают исполь зовать тротуар под велосипедную трассу?

Когда можно ездить по тротуарам на велосипеде, а когда нет?

Сейчас многие люди предпочитают вести здоровый образ жизни. Отличный способ поддерживать себя в отличной физической форме – кататься время от времени на велосипеде. Но для того чтобы поездка не доставляла никому проблем, нужно знать все правила вождения этого транспорта.

В каких случаях езда по тротуару разрешена?

Ездить на велосипеде по проезжей части в настоящее время бывает опасно. Ведь движение там слишком быстрое, и подстроиться под него велосипедистам очень трудно. Поэтому очень часто можно увидеть людей, которые передвигаются на своем транспортном средстве по тротуару. Однако делать это на сегодняшний день запрещается, и согласно новым ПДД ездить можно на велосипеде только в определенных случаях.

Для начала нужно определиться с тем, что представляет собой тротуар. Это часть дороги, где обычно передвигаются только пешеходы. Располагается он возле проезжей части. Современные пешеходные дорожки могут находиться и в парках, и в скверах, и возле жилых домов. Езда на велосипеде по тротуару или пешеходным дорожкам возможна в тех случаях, когда в этом месте нет:

  • специально отведенных велосипедных зон;
  • оборудованных велосипедных дорожек;
  • отдельных полос, предназначенных для велосипедистов;
  • обочины, на которых передвигаются только пешеходы.

Помимо этого, передвигаться на велосипеде по тротуару можно:

  • всем детям от 7 до 14 лет;
  • взрослым, которые сопровождают детей на велосипедах до 14 лет.

Всем остальным заезжать на тротуар не стоит.

Как правильно двигаться по пешеходным дорожкам?

Прежде всего, велосипедист должен позаботиться об исправности своего транспортного средства. С ним не должно быть никаких проблем. Особое внимание надо обратить на тормоза. Кроме того, классическую модель должны непременно дополнять светоотражатели, а также фонари, используемые в темное время суток. Что касается самого велосипедиста, он должен отлично понимать все дорожные знаки.

Кататься по пешеходным дорожкам велосипедист должен, не создавая помех для пешеходов или других велосипедистов. В случае группового передвижения велосипедисты обязаны двигаться один за другим, соблюдая определенную дистанцию. Группа при этом не должна превышать 10 человек. Ехать нужно не слишком быстро, чтобы случайно не навредить пешеходам.

В случае необходимости велосипедист должен встать с велосипеда и далее двигаться как обычный пешеход.

Что касается пешеходных переходов, которые регулируются, то велосипедисты обязаны подчиняться сигналам светофоров или же регулировщикам. В том случае, когда на их пути попадаются нерегулируемые переходы, все велосипедисты должны обязательно уступить дорогу пешеходу. Помимо этого, нужно уступать дорогу человеку, который идет к остановившемуся трамваю или автобусу.

Нельзя разворачиваться на велосипеде на пешеходных переходах. В таком случае необходимо спешиться и переходить дорогу как обычный пешеход. Однако передвигаться надо не по самому пешеходному переходу, а рядом с зеброй.

Когда движение по тротуару запрещено?

В том случае, когда человек передвигается на велосипеде, он является полноценным участником транспортного движения.

  1. Передвижение на велосипеде по тротуару строго запрещено, если велосипедистам больше 14 лет.
  2. Нельзя ехать, держась за другое транспортное средство. Это может навредить и велосипедисту, и тому, кто двигается рядом.
  3. Ездить надо только положа руки на руль и не снимая ноги с педалей. Это нужно для того, чтобы человек смог затормозить в случае необходимости.
  4. Строго запрещено перевозить пассажиров на своем транспортном средстве, если нет специально оборудованного места для этого.
  5. Запрещается буксировать велосипеды или использовать для этого другие транспортные средства.
  6. Нельзя также использовать для буксирования прицеп, который не предусмотрен для этого.
Читать еще:  Манометр для измерения давления в шинах велосипеда

Штрафы за нарушение правил

Не только водители автомобилей недолюбливают велосипедистов, это же касается и пешеходов. Ведь многим такой транспорт передвижения доставляет только неприятности. Ведь с ПДД ознакомлены далеко не все велосипедисты. Поэтому достаточно часто водители этого легкого транспорта разворачиваются в неправильном месте или просто пересекают зебру «на всех парах». Некоторые из них иногда даже едут на красный свет.

Кроме этого, мешают велосипедисты и обычным пешеходам. Те боятся их хаотичного перемещения. Однако тут стоит заметить, что ПДД ежегодно ужесточаются, а штрафы увеличиваются. И это совершенно справедливо. Ведь хозяин любого транспортного средства должен отвечать за все происходящее на дорогах. Это касается и велосипедистов, которые должны контролировать себя на дороге.

Чаще всего современные велосипедисты нарушают такие правила:

  • управляют своим транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что чревато различными последствиями;
  • разговаривают по телефону на велосипеде, что строго запрещено правилами дорожного движения;
  • разворачивают транспортное средство в левую сторону на трамвайных линиях, что строго запрещено;
  • переезжают пешеходный переход на велосипеде, что не позволяется по ПДД;
  • игнорируют различные запрещающие знаки, что может в итоге привести к неприятным последствиям.

За любое вышеперечисленное нарушение полицейский имеет право оштрафовать нарушившего велосипедиста. Стоит подробней ознакомиться со штрафами за нарушения, которые описываются в статье КоАП.

  1. В статье 12.29 говорится о нарушении ПДД велосипедистом, который участвует в самом процессе движения. Размер штрафа составляет 800 рублей.
  2. Во второй части этой статьи говорится о штрафе, который актуален в том случае, когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения. Штраф может составлять от 1 до 1,5 тысячи рублей.
  3. В статье 12.30 говорится о нарушении ПДД, которое в дальнейшем ведет к созданию помех на дороге. В этом случае возможен штраф в размере 1 тысячи рублей.
  4. В том случае, когда велосипедист нарушил правила дорожного движения, которые впоследствии привели к ухудшению здоровья человека, он обязан заплатить штраф в размере 1,5 тысячи рублей. В этом случае велосипедист либо очень быстро ехал, либо был в состоянии алкогольного опьянения.

Помимо этого, стоит помнить о том, что, если велосипедист в течение 5 дней после нарушения сможет уплатить штраф, то его размер может сократиться ровно наполовину.

По сравнению со штрафами, которые выписывают автомобилистам, эти штрафы совсем небольшие. Поэтому многие люди просто игнорируют правила, тем самым провоцируя возникновение всевозможных ситуаций.

Подводя итог, можно сказать, что даже при езде на велосипеде человек должен всегда быть обязательно ознакомлен со всеми существующими правилами. Это позволит избежать неприятных ситуаций на дороге. Кроме того, все эти знания помогут дать отпор в случае, когда велосипедист прав и к нему, возможно, просто цепляются из-за мелочей.

Все правила ПДД для велосипедистов смотрите в видео ниже.

Разрешено ли ездить на велосипеде по тротуарам – что говорят ПДД

Велосипед становится распространенным средством передвижения в теплое время года. Он экономичен и помогает поддерживать форму. Но владелец такого транспорта должен четко знать, можно ли ездить на велосипеде по тротуарам, как правильно пересекать пешеходные переходы и другие правила. Это необходимо для того, чтобы не нарушать ПДД, не получать штрафов и сделать дорогу безопасной для себя, других водителей и пешеходов.

Где можно ездить

Некоторые заменяют передвижением на велосипеде общественный транспорт или автомобиль. Однако и для велосипедистов существуют ограничения.

Для них, как и для водителей других транспортных средств, существуют специальные требования, которые обусловлены ПДД.

Предпочтительнее передвигаться на велосипеде в специально отведенных местах. Однако не во всех городах проложены отдельные полосы, или велодорожки, поэтому велосипедистам старше 14 лет разрешено ездить по проезжей части и обочинам, но только по правому краю. Запрещается управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой. Детям до 14 лет строго запрещено ездить по проезжей части, в том числе по дворам, где предусмотрено движение автомобилей.

Проезд на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке разрешен только в том случае, если нет возможности передвижения по обочине, или вы сопровождающий велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка, не достигшего 7 лет (ребенок должен находиться в специальном кресле).

Дети до 7 лет могут ездить только в сопровождении взрослых.

Владельцу данного транспортного средства запрещается ехать по зебре. Водитель должен вести велосипед на пешеходном переходе рядом с собой, передвигаясь уже в качестве пешехода.

Штрафы

Ситуации, в которых велосипедисту могут выписать штраф, не сильно отличаются от автомобильных.

К нарушениям, за которые грозит денежное наказание, относятся:

  • разговоры по телефону во время движения;
  • разворот или поворот на трамвайных путях, дорогах в несколько однонаправленных полос;
  • неправильное передвижение через дорогу;
  • игнорирование запрещающих знаков;
  • состояние алкогольного или любого другого вида опьянения.

Размер взыскания варьируется от 800 до 1500 рублей. Эти суммы отличаются от автомобильных штрафов. Есть мнение, что можно получить штраф за езду на велосипеде за отсутствие специальной одежды (шлем, наколенники). Это неверное суждение.

Велосипедистам разрешено ездить без шлема, однако наличие средств безопасности может спасти жизнь в аварийной ситуации.

Уведомления

Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

Вести диалоги в комментариях стало проще!

«Все новости» — в мобильном 74.RU

Все новости

«Каждый день по сто штук»: челябинцам бесплатно раздадут красивые маски из ткани

В Москве скончались два пациента с коронавирусом

«Гречка не так нужна, как огромный запас терпения»: советы тем, кто готовится к самоизоляции

Сразу два «заминированных» самолёта Москва — Челябинск встретили в аэропорту

Челябинцам уточнили порядок работы детских садов на следующей неделе

Текслер рассказал об ограничениях и мерах поддержки в Челябинской области после спецобращения Путина

Рестораны уходят в онлайн: службы доставки — партнеры Яндекса выведут на линию больше курьеров

Президент пообещал помочь малому и среднему бизнесу с налогами и долгами

«Самое безопасное сейчас — побыть дома»: полная речь Владимира Путина

Что сказал Владимир Путин в обращении к нации: 10 главных тезисов

Какие выплаты пообещал Путин детям, ветеранам и безработным

Владимир Путин объявил следующую неделю выходной. Но не для всех

На дороги Челябинска вывели пылесосы. Пока всё выглядит печально

Владимир Путин объявил неделю с 30 марта по 5 апреля нерабочей для всей страны

Голосование за Конституцию переносится на неопределенный срок

Челябинские МФЦ перешли на предварительную запись посетителей

Челябинским молодожёнам из-за коронавируса предложили перенести торжественные регистрации брака

«Всё протираю, рассадой занимаюсь». Полиция и врачи начали поквартирный обход вернувшихся из-за рубежа челябинцев

«Устали и хотим домой»: застрявшим на Филиппинах челябинцам впятеро снизили стоимость перелёта

Роспотребнадзор заявил о поиске коллег заболевшей коронавирусом сотрудницы прокуратуры

Спецобращение президента: Путин объявил целую неделю нерабочей

Нужна ли справка для садиков и школ после изоляции? Разбираемся вместе с Роспотребнадзором

Кажется, у меня коронавирус: что делать

Отловом собак и приютами для них в Челябинске займутся торговая и дорожная компании

В России за сутки выявили коронавирус у 163 пациентов

«Всё время мокрый в холодном сарае»: Карен Даллакян спасает львёнка, ставшего жертвой фотоживодёров

Челябинские власти объявили закупку 666 тысяч медицинских масок

В Челябинске завыли сирены, сообщающие о чрезвычайных ситуациях

В Челябинске после столкновения с такси машина вылетела на тротуар, есть пострадавший

Водителя пожарной машины отдали под суд за смерть журналиста в ДТП на перекрёстке в Златоусте

Челябинцев встревожила информация об освобождении палат для больных коронавирусом. Что говорят чиновники

Авто: Семьям с одним ребёнком предложат автомобиль со скидкой, и условия госпрограмм станут мягче

Власти объяснили госпитализацию в общую палату челябинца с подозрением на коронавирус

Губернатор объяснил, как будут работать детсады на выходной неделе

Авто: Кирпич упал на Land Cruiser. Маленький лайфхак, как взыскать с управляющей компании максимум

Лабораторные анализы подтвердили коронавирус у четырёх жителей Челябинска

Открытие сезона весна — лето 2020: от конструктивизма до белой архитектуры

Магнитогорск поделился опытом развития промтуризма

От «комфорта» до премиум-класса: купить квартиру в Москве и области челябинцы смогут от 2,6 млн рублей

ПДД для бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

В споре с «двухколёсными» можете использовать эту статью

Читать еще:  Правила провоза велосипеда в поезде дальнего следования

Война двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобраться, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов

Фото: Дмитрий Куткин

Итак, они оттаяли: велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты и прочие двухколесные. Как ни странно, все они, включая детей, должны подчиняться ровно тем же правилам, что и водители автомобилей. В очередном выпуске «ПДД для бывалых» вспоминаем, что именно разрешено на дороге двухколесным.

Проще всего с мотоциклистами, потому что требования к ним практически повторяют автомобильную часть ПДД за исключением некоторых нюансов. Например, мотобайкеры обязаны носить шлем.

Поскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору ряда. Где именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещё? На самом деле ПДД не накладывают никаких ограничений, кроме требования соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбраняется. Правда, ехать точно между полос или менять их без поворотника нельзя.

Нет в ПДД и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. Главное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в России встречаются полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помещаются даже две машины, не то что два мотоцикла.

Мопед внешне похож на мотоцикл, но имеет двигатель объемом до 50 кубов и максимальную скорость до 50 км/час. Поэтому для мопедов есть некоторые послабления, например, они могут ездить по полосам для велосипедистов или обочинам. Шлем для них обязателен.

Велосипедисты относительно свободно могут чувствовать себя на специальных велодорожках, которых в России крайне мало

Фото: Олег Каргаполов

Но самое интересное — это велосипедисты. В наших реалиях регулярными нарушителями являются, наверное, 90% из них, хотя и не всегда из злостных побуждений.

Главный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? Правила делят их на возрастные категории, и детям до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет, — то и по велосипедным дорожкам (не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей).

Детям до 14 лет выезд на проезжие части запрещен

Фото: Олег Каргаполов

Со взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливают для них иерархию приоритетных зон для движения, и вариантом по умолчанию являются велодорожки и полосы для велосипедистов. А их в России почти нет, поэтому сей пункт является в некотором смысле мертворожденным.

Велосипедистам разрешено ехать лишь по правому краю проезжей части, соблюдая все требования правил. В данном случае байкер явно не учел, что машина будет тормозить для пропуска пешеходов. Видео Артем Мохин/YouTube

Поэтому чаще основным вариантом является движение по правому краю проезжей части, что несет очевидные риски и обязывает велосипедиста соблюдать привычные для автомобилистов правила. Иногда это приводит к парадоксам, например, если правая полоса разрешает лишь поворот направо, велосипедист должен выполнить это требование, даже если ему очень нужно прямо. Проезд прямо может разрешать соседняя полоса, но велосипедисты не могут уезжать дальше правого края проезжей части.

Также велосипедистам запрещен разворот и поворот налево на дорогах более чем с одной полосой в каждом направлении или трамвайными путями. На широких дорогах для велосипедиста безопаснее спешиться и пересечь дорогу пешком.

Вот почему на широких дорогах велосипедистам запрещен поворот налево и тем более разворот. Видео skyomsk/YouTube

Если же край проезжей непригоден для движения, велосипедисты должны ехать по обочине, и только в ее отсутствие или загроможденности взрослый велосипедист имеет право выехать на тротуар. Это же правило действует для взрослых, сопровождающих детей на велосипедах.

Проще говоря, ездить по тротуарам с 14 лет можно лишь в случае, если проезжей части рядом нет в принципе или её правый край и обочина не подходят для велосипедистов: допустим, там стоят запаркованные автомобили.

Подборка характерных аварий с велосипедистами, в большинстве из которых они неправы. Заткнитесь, пожалуйста/YouTube

В реальности же велосипедисты ездят в основном по тротуарам, потому что это безопаснее и для них, и для автомобилистов, которые не ожидают встретить кого-то, кто едет правее правого ряда.

Но велосипедисты на тротуарах опасны для пешеходов и должны иметь в это в виду. На тротуарах пешеход пользуется полным приоритетом, и велосипедист, тем более заехавший сюда в нарушение правил, не имеет право обвинять пешехода в непредсказуемости или слишком тихой ходьбе. Более того, пункт 24.6 ПДД требует от велосипедиста спешиться в случаях, когда он представляет опасность для пешеходов или создает им помехи. По-хорошему ехать по тротуару нужно не быстрее пешего хода.

Является ли наезд велосипедиста на пешехода дорожно-транспортным происшествием? Да, если кто-то пострадал и дело произошло на дороге, которая включает в себя и тротуары.

Страховки ОСАГО у велосипедиста нет, а потому в любом случае нанесенный ущерб с него можно взыскать лишь в гражданском порядке через суд. При необходимости зафиксировать происшествие можно в ГИБДД или полиции.

— При этом велосипед не является источником повышенной опасности, то есть статья 1079 ГК РФ на его водителя не распространяется, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Это значит, что, если вина была всё-таки на пешеходе, водитель велосипеда не обязан компенсировать ему ущерб в безусловном порядке, как если бы он был водителем автомобиля.

А могут ли велосипедиста оштрафовать за нарушение правил? Да, в КоАП есть специальные разделы, посвящённые именно «безмоторным»: часть 2 статьи 12.29 КоАП предусматривает штраф 800 рублей за нарушения, а часть 3 этой же статьи наказывает пьяных велосипедистов штрафом в 1000–1500 рублей.

Возникает и другой любопытный вопрос: допустим, наш велосипедист имеет автомобильные права. Представим, что он попался ГИБДД за нарушение, которое допускает лишение прав, скажем, ехал против шерсти по односторонней дороге. Могут ли его лишить удостоверения, ведь формально он является водителем?

— Нет, поскольку есть специальная норма, оговаривающая наказание за нарушение правил велосипедистами, — поясняет Лев Воропаев. — То есть при любых велосипедных нарушениях применяют статью 12.29 КоАП, а она лишения прав не предусматривает.

А вот если под лишение заедет мопедист или мотоциклист, отлетят все категории водительских прав оптом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять